| | | МАРГИНАЛИИ СТАСА ЧАБУТКИНА
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Санкт-Петербурга и галерея «САРАЙ» представляют выставку, посвященную 60-летию Станислава Чабуткина, умершего в 2010 году.
Его пейзажи, портреты, репортажные снимки, афонская серия, сочетающие в себе формальное совершенство и экзистенциальную глубину, вошли в золотой фонд петербургской школы фотографии.
В петербургской фотографии конца ХХ века резко обозначились две линии, два направления – классическая, прямая фотография, потенциал которой наиболее последовательно манифестировал Александр Китаев, и формальная фотография, где шли поиски принципов структурирования фотографической реальности, радикальный вариант которой представлял Андрей Чежин.
Творчество Стаса Чабуткина, широко известное по многочисленным выставкам и публикациям, несомненно, принадлежит к классической фотографии. Его пейзажи, портреты, репортажные снимки, афонская серия, сочетающие в себе формальное совершенство и экзистенциальную глубину, вошли в золотой фонд петербургской школы фотографии.
Однако, как и у всякого творца, у Стаса есть работы, которые не вписываются в магистральную линию творчества. С одной стороны, их можно рассматривать как побочные результаты творческой лаборатории мастера, эксперименты, «пробы пера», а с другой – имея в виду, что их объем резко вырос в 2000-х годах, когда Чабуткин освоил цифровую фотографию, эти работы заслуживают внимания и специального изучения.
У каждого художника есть свои маргиналии, но у Стаса Чабуткина, начиная с середины 1970-х годов, неформатные фотографии накапливались и к 2000-м годам превысили критическую массу. До перестройки его маргинальные снимки, в которых он открывал для себя иное видение и новые возможности для отечественного фотоискусства, носили андеграундный характер просто потому, что поле официальной фотографии было жестко регламентировано тематически и стилистически, и все, что выходило за эти рамки, автоматически становилось неподцензурным творчеством. После перестройки, когда цензурные ограничения были сняты, тематические, стилистические и технологические границы его творчества постоянно расширялись. Символизм и сюрреализм, постмодернистская ирония и провокация, концептуальный подход и серийность, черно-белая фотография и цветная, аналоговая и цифровая, оптическая печать и принтер, репортаж из Афона и концептуальный натюрморт, тематические серии и символические сюжеты. Свобода творческого волеизъявления поразительна. При этом многие фотографии ещё не печатались, не выставлялись и не публиковались, что говорит о профессиональной требовательности к себе и социальной скромности, а также о том, что мы только в начальной стадии изучения творческого наследия и творческой лаборатории Стаса Чабуткина.
Станислав Чабуткин родился 26 марта 1953 года в Ленинграде. Закончил химический факультет Ленинградского инженерно-экономического института (1975), Вечерние рисовальные классы института им. И.Е. Репина (1976), факультет фотокорреспондентов Ленинградского Дома журналиста (1978). Член Союза художников России (2001), член Союза фотохудожников России (2002). Входил в состав различных творческих объединений — фото-клубы «ВДК» и «Дружба», групп «Окно» и «Ленинград». Участник более 100 выставок в России и за рубежом, автор 16 персональных выставок. Проиллюстрировал около 50 книг. С 1977 года работал профессиональным фотографом, с сентября 2006 года – сотрудник ГМП «Исаакиевский собор». Умер 18 октября 2010, похоронен на Красненьком кладбище 21 октября 2010 года.
Куратор выставки - Валерий Вальран
Открытие - 19 марта в 17:00
Вход в музей: Литейный пр., 53 (под арку)
Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 13.00 до 21.00.
Выходной день — понедельник. Тел. кассы: 272-22-11, 579-72-39.
Музей Анны Ахматовой
| | | | |
| |
Гардероб
Павел
|