НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ КУЛАКОВА



25 июня в городе Пущино после продолжительной болезни скончался очень талантливый фотограф, член нашего Союза с 2002 года, известный организатор фотографического движения в Московской области Анатолий Кириллович Кулаков.
Приносим искренние соболезнования семье фотографа, всем, кто его знал и любил!


Анатолий Кулаков родился в 1939 году в г.Артемовске Красноярского края. В 1961 году окончил художественное училище в Нижнем Тагиле. В 1968 году окончил Ленинградское Высшее художественное училище им.Мухиной. Дизайнер. Жил и работал в городе Пущино Московской области.

1976 г - первая персональная выставка в Доме ученых г.Пущино.
1976 г - первая публикация в журнале "Советское фото".

Участник выставок "ЭКСПО-74", первой выставки "Искусство фотографии", "Время и люди", "Советское фото - 60 лет", "Подмосковье мое", "Россия - Болгария" и многих других.

Лауреат и победитель многих конкурсов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Московских областных фотовыставок.

Персональные выставки в городах Протвино, Троицк, Красногорск, Москва, Серпухов, Пущино, Кимры, Минусинск, Ленинград.

Персональная выставка в галерее "ФотоСоюз" в декабре 2002 года.

Публикации в журналах "Советское фото", "Химия и жизнь", "Декоративное искусство", книгах - "PHOTO 79-85", "Мир фотографии", "Фототворчество России", "Поэтика фотографии", "Энциклопедия фотографии".

Работы автора находятся в частных коллекциях в США, Франции, Польше, Чехословакии, Германии.


АНАТОЛИЙ КУЛАКОВ. Особая область творчества.

У каждого фотографа есть своя особая область творчества, которая с годами становится его визитной карточкой, его основным признаком. В этой области художник, как правило, особенно свободен, особенно раскован и виртуозен. По фотографиям, сделанным в этой теме, его обычно узнают, в них формируется его особый стиль и подход, его особенный почерк, который отражается на других жанрах, влияет на всю область творчества.
Для Анатолия Кулакова это жанр натюрморта. Достаточно редкий и рискованный выбор для любого другого фотографа, и совершено обоснованный и точный выбор для Анатолия Кулакова.
История натюрморта в изобразительном искусстве не менее долгая, чем история других жанров. Выбор натюрморта как объекта съемки означает отказ от другого, большого и многообразного мира, но этот выбор означает и признание большой глубины и большого разнообразия в маленьком мире натюрморта. Означает решимость в этот мир войти и искать большое в малом. Мир натюрмортов Кулакова разнообразен и широк. Можно даже попробовать систематизировать и найти в нем разные течения и лики, придумать им названия и классифицировать.
Например, натюрморты-воспоминания. Позволяя себе некоторую отстраненность от материального мира, который нас окружает, мы часто не хотим признавать ту тонкую и крепкую связь с нашим прошлым, которую и осуществляют предметы, нас окружающие. Предметы, также имеющие свою историю, свое прошлое, -замечательное, дурацкое старье – бутыли из потемневшего стекла, книги с пожелтевшими страницами, старые тряпицы, запыленная паутина на дачной крапиве … Что в них? Паутину смести, тряпки выбросить, бутылки в чулан – нет, есть разные бутылки и тряпицы… Если они - наша память, они долго будут с нами, оживляя воспоминания, горькие и радостные, помогая сохранить нитку, связывающую нас с прошлым.
Затем тактильные натюрморты. Это отголоски соотношений фактур, прозрачности и непрозрачности, проницаемости и не проницаемости, и многих других свойств предметов, которые мы постоянно оцениваем и прокручиваем в голове, существуя в материальном мире. Это важная часть нашего взаимоотношения с миром – гладкая поверхность стекла и металла, шероховатость ткани и сложная фактура гипса и дерева… Все это существует в натюрмортах Анатолия Кулакова, позволяющих еще раз прочувствовать тактильные ощущения посредством зрительных впечатлений.
Еще можно выделить особый вид натюрмортов, в которых фотограф исследует формы и их взаимодействие друг с другом. Окружающие нас предметы - это малые формы большого мира, которые мы готовы впустить в наш дом. Наша симпатия к шару и настороженность к конусу, линия горизонта и линия берега, покатые склоны холмов и кубы архитектурных сооружений – все многообразие форм большого мира воплощаются в натюрмортах фотографа, как в выпуклой малой капле этот мир отображая.
Но взгляд мастера натюрморта неожиданно распространяется и на другие жанры. Многие пейзажи Анатолия Кулакова также выполнены с соблюдением законов натюрморта, что дает особенный ракурс, специфическое, необычное прочтение пейзажу и даже портрету.
В его предметных композициях читается легкость и ненарочитость - так пейзажист выбирает тот самый куст на опушке леса, а портретист – то самое лицо в толпе.
Но есть здесь еще что-то, особое чувство формы, особая ценность предметов, возвращенная натюрмортом, выдает в фотографическом почерке Анатолия Кулакова специфическое образование, формирующее особый взгляд на предметный мир и особое уважение к нему. Получив базовое образование художника по металлу и дизайнерское образование, фотограф привнес в фотографию понимание взаимодействие предметов в пространстве и на плоскости. Здесь у фотографа есть блестящий союзник, знаменитый Моголи-Надь, также пришедший в фотографию из дизайна и от работы с металлическими конструкциями. То, что может найти в возможностях фотографии подготовленный особым образом глаз, очень ценно – зритель открывает широкое окно в вещественный мир, научившись его уважать, быть внимательным…
По утверждению самого Анатолия Кулакова, «Замысел – это то, что определяет каждый творческий процесс. В рождении его есть нечто таинственное! И на вопрос: «Почему в голову одним людям приходят талантливые идеи, а другим нет?» - напрашивается ответ: «Люди, видимо, не созданы равными». Талант учится даже на неудачах, но больше всего на изучении того, что создано человеческим гением – литература, поэзия, музыка, живопись. Только действительно одаренный человек может почерпнуть из этого импульс для творческих идей».
Импульс для творческих идей – очень ценная вещь, вещь редкая и уникальная, и то, что нам может его дать, тоже ценно и уникально. По причине своей редкости. Таковым является для зрителей творчество в жанре фотографического натюрморта Анатолия Кулакова.

Людмила Машанская




Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

Г А Л Е Р Е Я
Г А Л Е Р Е ЯПАМЯТИ АНАТОЛИЯ КУЛАКОВА
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.