| | ВЫСТАВКА А.ДЫМНИКОВА «СТРУКТУРЫ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБЕРТОНОВ» - В МУЗЕЕ ЭРАРТА Персоналии: Александр Дымников
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Александра Дымникова, раскрывающую тайны восприятия прекрасного.
Удивительные наблюдения фотохудожника и путешественника, соединившего творчество с научными знаниями.
Впечатляющая коллекция образов, в основе которых лежат представления о восприятии человеком прекрасного на подсознательном уровне.
Ритмическая гармония, позволяющая получить эстетическое наслаждение.
Предисловие автора
«А все-таки главное в музыке — ритм и только он один!»
(Римский-Корсаков)
Восприятие фотографии мозгом есть результат мышления. Можно выделить два разных механизма визуального восприятия. Информация, идея или замысел считываются мозгом в обычном режиме, когда логическое «левополушарное» мышление превалирует. Эстетическая ценность, или гармония, считывается мозгом в «правополушарном» режиме, когда логика отключена, и сопровождается чувством эстетического наслаждения.
Механизм считывания гармонии дан нашему мозгу от природы, эстетическое ощущение универсально, не зависит от образования, не имеет исторических, культурных, географических и временных границ. Считывание мозгом эстетической ценности происходит мгновенно, достаточно одного взгляда на изображение, и уже идет команда мозга на выделение гормонов удовольствия. Возможность использования этого механизма дана людям в разной степени, но может достигаться тренировкой переключения, отключения логики.
Эмоции при восприятии не считываются, а генерируются зрителем самостоятельно, и зависят от его культуры, образования, жизненного опыта и психоэмоционального состояния.
Можно выделить три вида эстетической ценности в фотографии: гармония линий и тональных пятен (композиционная), гармония цветовых соотношений в цветной фотографии, и гармония ритмических соотношений. Любопытно, что первые два вида гармонии воспринимаются мозгом в «правополушарном» режиме, а при восприятии ритмической гармонии, согласно моей гипотезе, принимает участие логический режим.
Эстетическую ценность образуют не сами ритмы, а их сочетание. Именно соотношение ритмов, визуальных или звуковых, может вызывать восторг у зрителя или слушателя. По аналогии с гармонией композиционной или цветовой, можно утверждать, что у мозга имеется механизм распознавания ритмической гармонии.
В музыке восприятие обогащается при наличии дополнительных звуковых частот — обертонов. По аналогии можно ввести понятие визуальных обертонов, когда в изображении присутствуют несколько различных ритмов.
Смещение или нарушение ритма — синкопа — выразительный художественный прием в музыке. Визуальная синкопа может быть главным содержанием фотографии.
Этот фотографический проект появился в результате наблюдения за окружающими ритмами и визуальными обертонами, и желания выявить и осознать их эстетическое значение.
Одноименный фотоальбом и календарь на 2024 год изданы автором к открытию выставки.
Выставка будет работать до 12 мая 2024 года.
Музей ЭРАРТА
Купить фотоальбом
|