НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ВЕЛИКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ - ПРОЕКТ ПАВЛА АПЛЕТИНА



5 декабря 2023 года в петербургской галерее "Format" будет представлена книга Павла Аплетина "Великая повседневность. Северная крестьянская утварь в фотографиях", съёмки для которой проходили в сентябре и октябре в музеях трех регионов России.

Автор книги Павел Аплетин, член Союза фотохудожников России, ставил целью показать скромное изящество предметов крестьянского обихода, которые, возможно, не обладают выдающимися эстетическими достоинствами, но свидетельствуют о том мире, который ушёл в прошлое. Такой подход отразился в отборе экспонатов. Большинство из них находятся в запасниках музеев, а не в постоянных экспозициях.
Особенностью проекта стало использование аналоговой фототехники и черно-белой плёнки большого формата. По мнению Павла Аплетина в творческой фотографии пленочные технологии сохраняют преимущества перед цифровыми. Пластичность изображения, богатство полутонов и отсутствие отвлекающих деталей помогают добиться необходимой художественной убедительности.
Это отмечает в предисловии к книге заведующий Отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук Дмитрий Баранов: "Эта книга о том, как «вещное» в вещи за счет поразительного художественного чутья фотографа формирует целый мир образов и ассоциаций, выходящих далеко за рамки материального и утилитарного."
В рамках презентации пройдет выставка фотографий, отпечатанных аналоговым способом. В дальнейшем планируется представить эти работы на выставках в музеях, принявших участие в проекте. Также экземпляры книги поступят всем музеям-участникам.

Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Музеи-участники проекта:
ГБУК Архангельской области «Архангельский краеведческий музей», ГБУК Архангельской области «Вельский краеведческий музей имени В.Ф. Кулакова», МБУ «Виноградовский районный исторический музей», ГБУК Архангельской области «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей», ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», МУК «Котласский краеведческий музей», МБУК «Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына», ФГБУК «Музей-заповедник «Малые Корелы», ГБУК Архангельской области «Сольвычегодский музей-заповедник», БУК «Сямженский краеведческий музей», БУК «Тарногский музей традиционной народной культуры», МБУК «Тотемское музейное объединение», МБУК «Устьянский краеведческий музей».

О фотопроекте Павла Аплетина «Великая повседневность»

При создании творческого проекта интересно и неожиданно обратиться к художественному наследию предыдущих поколений.
Главным материалом для строительства на Руси всегда было дерево. Срок жизни деревянных зданий весьма ограничен во времени, тем более в суровом северном климате. До нас редко доходят постройки старше 200-300 лет. Поэтому, к сожалению, очень сложно объективно представить уровень древнерусской культуры.
В том, что эстетика древних славян была поистине великой, можно убедиться по немногим сохранившимся каменным сооружениям, например, по Георгиевскому собору Юрьева монастыря в Великом Новгороде. Русский зодчий по имени Петр построил его в 1119 году. Приводит в восхищение невероятная для 12 века монументальность, пластика фасадов и ритмы окон, изящное объемное решение с пристроенной колокольней, общая гармония сооружения. Каменные храмы того времени сохранились в единичных количествах, деревянные не сохранились вовсе.
Однако в украшении домашней утвари можно встретить древнейшие черты, уходящие к основам индоевропейской цивилизации. В мотивах деревянной резьбы, в вышивке мы находим символику, смысл которой в значительной мере уже утрачен. Например, на прялке из Тотьмы Вологодской области, сфотографированной Павлом Аплетиным ранее, сохранился рисунок в виде вертикального стебля с листочками и птицей наверху. Это символ Мирового Древа, который позднее преобразовался в крест. Такие находки – ценнейший материал для ученых, изучающих историю древних славян. Некоторые фотографии, полученные автором в ходе реализации проекта, уже переданы ученым-историкам, в частности, А.Е Федорову, автору книг по истории Древней Руси.

П. Аплетин обращает внимание на изящество вещей и украшающих их орнаментов, содействует включению их в научный и художественный оборот. Предметы крестьянского быта, к съемке которых обратился автор проекта, поражают простотой формы и изобретательностью применения. Эти предметы хранятся в государственных и частных музеях Русского Севера, и ждут современного исследователя. Фотосъемка в музейных хранилищах имеет огромное краеведческое и научное значение, поскольку часть коллекций еще не оцифрованы.
Павел Аплетин создал документальный и одновременно художественный проект, имеющий не только историческое и научное значение, но и обладающий эстетической ценностью. Автор является признанным мастером по съемке натюрморта, и при работе над проектом ему удалось использовать свой технический и художественный опыт, применить эффектное освещение и найти точные композиционные решения.
Результат особенно ценен, если учесть сложную технику исполнения, которая сама по себе уже принадлежит истории и представлена в музеях, и уже не многим под силу – съемка проводилась на фотопленку большого формата, когда трудоемкость работы на порядок выше, и ошибаться нельзя ни в чем. Такая техника позволяет получать отпечаток с высоким разрешением и красивым объемным оптическим рисунком.
Позволю себе дать оценку фотопроекту «Великая повседневность» Павла Аплетина. Создание автором за столь короткий срок около ста фотографий выставочного уровня – значительный художественный результат.

Александр Дымников

ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ МИХАЛЮКА - В МИНСКЕ
Выставка Александра Тарасенкова «РАВНОДЕНСТВИЕ» в Витебске.
ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ КЛУБА «ФОТОКЕРКА» (ФОТОДОМ) ПОД НАЗВАНИЕМ «АХ, СЕВЕРЯНКИ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ПРЕКРАСНЫЕ»
«ПЕЙЗАЖИ В ОБЪЕКТИВЕ ЕВГЕНИЯ РОЖКИНА» – ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ФОТОИСКУССТВА ИМЕНИ А. БАСКАКОВА, ПЕРВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ
ВЫСТАВКА ИГОРЯ СТЕПАНОВА «ЧЕЛОВЕК НЕВЕДОМЫЙ» В КРАСНОДАРЕ
КОНКУРС «СВЕТОПИСЬ - 2024»
ФОТОСЕЗОНЫ 2024
ПРОТОКОЛ №10 ЗАСЕДАНИЯ СЕКРЕТАРИАТА СФР 12.02.2024
«ПРИТЯЖЕНИЕ» В ГОРОДСКОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ГЕЛЕНДЖИКА
Жюри фотоконкурса «Крым в моем сердце» отобрали на конкурс первые заявки
ФОТОВЫСТАВКА «БЕЗ БАРЬЕРОВ» ОТКРЫЛАСЬ В ПЕРМИ
Г А Л Е Р Е ЯВЕЛИКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ - ПРОЕКТ ПАВЛА АПЛЕТИНА
Каргополь01_Ковши2_ФП4_родинал.jpg
МКорелы10_Скобкарь_НС110.jpg
Котлас01_Прялка_Фома100_пиро.jpg
Каргополь13_Рубели_ФП4_родинал.jpg
Каргополь07_Прялка2_ФП4_родинал.jpg
Сольвычегодск02_Пасочница_Орто_родинал.jpg
Красноборск11_Обувь_ФП4_Р09.jpg
Шенкурск03_Ящик_Орто_родинал.jpg
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.