НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

СЕГОДНЯ, 13 НОЯБРЯ, ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 75 ЛЕТ АНДРЕЮ ИВАНОВИЧУ БАСКАКОВУ



Андрей Баскаков (1948–2014) родился в поселке Вербилки Московской области. Отец – учитель, мать – художник на Дмитровском фарфоровом заводе. После окончания школы служил в армии, работал фотографом в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода. Заочно окончил факультет журналистики МГУ. В 1978–1986 читал курсы «История фотографии» и «Фотомастерство» в Московском государственном институте культуры. С 1986 года – заведующий отделом фотоискусства Государственного Российского дома народного творчества Министерства культуры РСФСР. В 1989–1990 годах руководитель инициативной группы по созданию Союза фотохудожников России. На первом Учредительном съезде в Курске (декабрь 1990 года) был избран его председателем. Переизбирался на эту должность четыре раза. С 2005 года – генеральный директор агентства «Фотосоюз». Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Умер в Москве.

Андрей Баскаков начал фотографировать в школе в середине 1960-х годов. После окончания школы и службы в армии он устроился на работу фотографом в художественную лабораторию Дмитровского фарфорового завода. Здесь работала художником его мама.
Формирование Андрея Баскакова как личности и фотографа проходило в эпоху «застоя». Он вспоминает: «Мы все дружно считали пресс-фотографию тоской. Но с огромным пиететом относились к некоторым фотографам, которые работали в прессе – но работали творчески. Паша Кривцов, Гена Копосов, Виктор Ахломов, Всеволод Тарасевич, Валерий Генде-Роте были среди тех, кого публиковали и в «Советском фото», показывали на выставках. Не все журналисты были скучные и протокольные, некоторые работали интересно по тем временам. Мы, конечно, знали их и уважали, встречались с Халдеем, Петрусовым. Но таких людей было мало – десяток, два. Сотни и тысячи остальных – это постановочная, деланная, наряженная фотография. Доярка какая-нибудь в свежем халате. Конечно, мы над этим смеялись. А сами делали противоположную чушь. Неидеологическую, но чушь. Это точно так же уводило от жизни, как и официальный репортаж – такой вот парадокс». Одним из наиболее авторитетных советских фотографов для него был Евгений Халдей, из французских – Робер Дуано: «Халдей и после войны остался фотографом со своим лицом, документальным фотографом. С точки зрения запечатления страны, эпохи – для меня это Халдей… Кто запечатлел Францию? Думаю, не Брессон. По Брессону я не пойму Францию – по Дуано пойму. Пусть там есть иногда постановка – такая постановка, когда, допустим, детям в классе говорят «вы смотрите в одну сторону, как будто меня не видите – а я вас сниму». Но дух эпохи передан. Потому что это простая фотография – но очень понятная. В ней нет никакого выпендрежа, а есть некая жизненная правда».
Пройдя через фотоэксперименты и салон («Мы все начали делать красивую фотографию, как идиоты – пейзажи, какие-то эксперименты, техники. Всякие приемы, которые входили в моду – их было довольно много», – пишет Баскаков), он нашел себя в документальной фотографии.
Андрей Баскаков фотографировал Москву и её жителей, портреты, пейзажи. Делал фотозарисовки в командировках по стране и за её пределами, ища собственные темы и интонации. И только в середине 1970-х пришел к своему авторскому стилю. В 1975 году он снял серию «Сенокос», в 1976 – «Птичий рынок» в Одессе и в начале 1980-х годов – серию «Средняя Азия». Он определился с тематикой – сельская и провинциальная жизнь, и с манерой съемки – подлинные события повседневности, запечатленные иногда отстраненно, беспристрастно, иногда с эмоциональной включенностью, но без каких-либо идеологических предвзятостей и штампов. По сути это был прямой, «честный» репортаж обыденной жизни, но для советской прессы он был неприемлем, поскольку не иллюстрировал достижения и не романтизировал советский образ жизни.
В серии «Сенокос» (1975) показан ряд сцен традиционного для деревенской жизни сезонного занятия – заготовки сена: покос травы вручную косами, разбивка скошенной травы граблями для лучшей просушки, укладывание сена в стога, отдых во время работы и после работы. Никаких косилок, кормоуборочных комбайнов, машин для прессования и формирования тюков сена, только коса, грабли и вилы, как и несколько веков назад. Просторы лугов, июльское солнце, фигуры косцов, выстроившихся в ряд, сгруппированных вокруг копны или разбросанных по полю. Многообразие светотеневых решений и мастерски выстроенные композиции. На одной из фотографий этой серии представлен крупным планом стоящий мужчина, пьющий воду из металлического бидона, поднятого над головой. Лицо обращено к солнцу в зените. Две струйки воды стекают по его бороде. Правая и левая кромка кадра срезают локти рук, образующих вместе с бидоном прямоугольник, в который помещена запрокинутая голова. Большая часть кадра занята мужской фигурой, снятой с нижней точки, на фоне просвечивающихся слоистых облаков.
Андрей Баскаков окончил факультет журналистики МГУ (заочное отделение), но в прессу работать не пошел. Диктат редактора, идеологическая предвзятость, тематическая и формальная узость официального фоторепортажа не оставляли места творчеству. Он продолжал заниматься творческой, выставочной фотографией. С 1978 года он преподавал в Московском институте культуры – читал курсы «История фотографии» и «Фотомастерство».
Официальной нишей, в которой плодотворно развивалась творческая фотография в 1970-е годы, была любительская фотография, сосредоточенная в фотоклубах. Фотоклубы были не однородны, здесь было все – салон и китч, эксперименты и пропаганда, формализм и традиционализм, мастерство и дилетантство. Но именно в фотоклубах сформировалось ядро ярких, самобытных фотографов, чьи работы на выставках составили конкуренцию пресс-фотографии.
Во второй половине 1970-х Баскаков вступил в московский фотоклуб «Кадр» и вошел в его правление. Этот фотоклуб был основан Рудольфом Крупновым в 1965 году при заводе им. С. Орджоникидзе, а позднее стал всероссийский центром по координации деятельности сельских и городских фотолюбителей при Центральном доме народного творчества Министерства культуры РСФСР. Фотоклуб «Кадр» помимо обычной функции – объединения фотолюбителей – помогал учреждать фотоклубы и налаживать их работу в различных регионах страны, в городе и деревне, координировал их работу, организовывал передвижные выставки, которые экспонировались не только в городах, но и в сельской местности. По роду службы Баскаков знакомился с фотолюбителями по всей стране, вошел в контакт с наиболее активными из них, обычно руководителями фотоклубов.
В 1986 году Андрея Баскакова назначают заведующим отдела фотоискусства Государственного дома народного творчества Минкультуры РСФСР. К этому времени он был в контакте со всеми фотоклубами страны и знал большинство ведущих фотожурналистов. И он решил воплотить свою давнюю мечту – создать Союз фотохудожников РСФСР, который бы занимался поддержкой профессиональных фотографов, популяризацией и развитием искусства фотографии, а также сохранением фотографического наследия. Впервые он сделал попытку создать Союз фотохудожников России на рубеже 1960 – 1970-х годов, после того как в 1969 году была учреждена Ассоциация литовских художников-фотографов и в журнале «Советское фото» был опубликован устав этой организации. Но тогда ЦК КПСС наложил вето на это начинание.
В 1989 году Андрей Баскаков провел консультации с ведущими фотографами страны и собрал инициативную группу по созданию Союза фотохудожников РСФСР. В 1990 году в Курске проходила всероссийская выставка «Россия – отчий дом». На нее собрались более 200 фотографов со всех регионов страны, в том числе Евгений Раскопов (Ленинград), Вячеслав Михайлов (Чебоксары), Владимир Богдановский (Челябинск), Сергей Чиликов (Йошкар-Ола), Валерий Павлов (Казань), Владимир Соколаев (Новокузнецк), Юрий Шпагин (Горький), Николай Рудаков (Мурманск), Андрей Лашков (Новосибирск), Владислав Бородин (Пермь), Анатолий Черей (Екатеринобург), Федор Машечко (Чита), Юрий Луганский (Владивосток). В основном это были лидеры клубной фотографии, поскольку преимущественно именно в фотоклубах развивалась выставочная творческая фотография, и многие мастера давно переросли любительский уровень и мечтали иметь официальный статус фотохудожников.
На учредительном съезде (Курск, декабрь 1990) было выбрано правление и художественный совет Союза фотохудожников РСФСР. Председателем был избран Андрей Баскаков. Первыми его членами стали фотографы, приехавшие на учредительный съезд. Союз фотохудожников России был зарегистрирован Минюстом РСФСР в числе первых общероссийских общественных организаций 14 марта 1991 года под № 10. Таким образом, фотография была признана художественной деятельностью и вошла в семью искусств как равноправный участник.
Учредительный съезд определил приоритетные цели Союза — пропаганда и развитие фотоискусства в стране, сохранение фотографического наследия, организация и проведение выставок, конкурсов, развитие фотообразования, творческая и материальная помощь фотографам. С этого времени Андрей Баскаков направил всю свою неуемную энергию на организационные вопросы фотографической жизни в стране в рамках Союза фотохудожников.
Он ездил по различным регионам и городам, помогая учреждать местные отделения Союза фотохудожников и налаживать в них фотографическую деятельность. В настоящее время отделения Союза фотохудожников работают в Санкт-Петербурге, Челябинске, Нижнем Новгороде, Перми, Смоленске, Воронеже, Иркутске, Адыгее, Екатеринбурге, Твери, Красноярске, во многих других региональных столицах. Каждый из этих региональных центров не только участвовал в общероссийских фотографических акциях, но и инициировал собственные выставки, конкурсы, образовательные программы, издательские проекты.
В 1990-х Баскаков проводил в Москве общероссийские и международные фотографические фестивали (Московский международный фестиваль в 1992 и 1994 годах, 6 международных выставок «Фотографируют женщины» в Рязани, Смоленске и Москве), организовывал фотокруизы на теплоходах, фотопутешеествия на автобусах в Европу.
Союз фотохудожников создал архив и выставочный фонд из произведений отечественного и зарубежного фотоискусства. В 2001 году Андрей Баскаков инициировал создание галереи «Фотосоюз», в которой проходили выставки классиков русской фотографии и современных авторов, а также проводились творческие встречи и мастер-классы ведущих фотографов. С 2011 года в галерее проводятся выставки проекта «Новые лица» и фотоконкурса «Молодые фотографы России». По инициативе Баскакова было проведено 6 всероссийских выставок детской фотографии «Юность России».
В 2005 году Баскаков учредил агентство «Фотосоюз» и стал его директором. «Мы рассматриваем агентство как некую торговую площадку для членов Союза. Если автор хочет, чтобы его фотографии были размещены в интернете и продавались, он может воспользоваться его услугами. Не могу сказать, что мы сильно на этом разбогатели, проект требует значительных трудозатрат, но зато мы сделали доступными огромное количество исторических изображений, которые раньше никто не видел, а какие-то, наверняка, уберегли от мусорных баков» (А. Баскаков).
Кураторская и организационная деятельность Баскакова вызывает восхищение. В интервью Татьяне Поповой, характеризуя деятельность Союза фотохудожников России, он сказал: «Раз в два года проходит “Сибирское биеннале” в Сургуте, “Волжское биеннале” в Нижнем Новгороде. Ежегодно на базе нижегородского Музея фотографии мы проводим конкурс “Молодые фотографы России”, 3–7 ноября во Владимире пройдет финал и итоговая фотовыставка “Юность России за мир и взаимопонимание”, до конца апреля еще можно подать заявку на участие, традиционно участвуем в “Дельфийских играх”. В январе завершился открытый фестиваль “Пермское биеннале – 2009”. В марте начался фестиваль в Воронеже, открывший год фотографии в этом регионе. 24 апреля откроется конкурсная выставка “Фотомания” в Калининграде. Совместно с Министерством культуры РФ мы начинаем большой проект под названием “Территория Победы”, посвященный 65-летию победы в Великой отечественной войне. В его рамках пройдут зональные фотовыставки в Хабаровске (сентябрь), Чебоксарах (октябрь), Екатеринбурге (ноябрь), Воронеже (декабрь), в 2010 году – в Красноярске (март) и Мурманске (апрель). Итоговая всероссийская фотовыставка откроется в Москве в мае 2010 года. А первая зональная выставка пройдет уже в апреле этого года в Ростове-на-Дону. Каждому из наших фотографов мы предлагаем участвовать во всех выставочных проектах, проходящих под эгидой Союза фотохудожников».
Одной из форм культурной памяти и одновременно популяризации художественной фотографии являются фотоальбомы. Андрей Баскаков начал издательскую деятельность на заре перестройки. Первый альбом он подготовил, еще работая в Министерстве культуры и занимаясь организацией клубного движения. Это альбом «Новая фотография СССР», который был издан в Милане в 1988 году. Второй альбом – «Фототворчество в России» – был опубликован в 1990 году и посвящен клубной (любительской) фотографии в прошлом и настоящем. В 1996-м в издательстве «Планета» вышел альбом «Максим Дмитриев», инициатором и составителем которого был Баскаков. Дмитриев – один из значимых для него фотографов – по его творчеству Баскаков написал диплом и читал лекции.
В 2000-е годы Андрей Баскаков инициировал и курировал проект «Фотографическое наследие», в рамках которого вышло 9 альбомов: «Борис Игнатович» (2007), «Аркадий Шайхет» (2007), «Евгений Халдей» (2007), «Иван Шагин» (2007), «Петр Павлов» (2010), «Николай Андреев» (2010), «Андрей Карелин» (2010), «Александр Гринберг» (2012), «Максим Дмитриев» (2012).
Вклад Андрея Баскакова в создание инфраструктуры российской фотографии вряд ли можно переоценить. В советское время (конец 1970-х – первая половина 1980-х) он занимался организацией и консолидацией клубной и любительской фотографии. Во время перестройки инициировал создание Союза фотохудожников России и в течение 24 лет избирался его председателем. Организовывал и курировал всероссийские и международные выставки фотографии, конкурсы, биеннале, опекал детскую и молодежную фотографию и курировал их выставки и конкурсы. Он создал галерею «Фотосоюз» и учредил агентство с одноименным названием. В течение нескольких десятилетий занимался пропагандой фотографического искусства – читал лекции, публиковал каталоги и альбомы, курировал издания по истории отечественной фотографии.
Сегодня, когда фотография выставляется в художественных музеях и в самых престижных выставочных залах, и ни у кого не вызывает сомнения, что это – художественная деятельность, стоит помнить, что еще несколько десятилетий назад она воспринималась как ремесло и в художественные музеи не допускалась. Среди тех, кто добивался признания фотографии как искусства в нашей стране и обеспечил её нынешний статус, несомненно, одним из первых в списке будет Андрей Баскаков.
Андрей Баскаков умер 5 мая 2014 года. При его жизни не было издано ни одной брошюры о нем и не проведена ни одна персональная выставка, что говорит о его скромности как автора и нежелании в личных целях использовать административный ресурс. Летом 2015 года опубликована книга «Андрей Баскаков. Жизнь в фотографии», подготовленная к печати Союзом фотохудожников России и Московским Домом фотографии, а в ноябре открылась выставка с одноименным названием в Московском Доме фотографии. Затем выставка была показана в Челябинске в 2016 году и в Уфе в 2017 году. Весной 2018-го в Санкт-Петербурге в музейно-выставочном центре «РОСФОТО» прошла выставка «Андрей Баскаков. Фотографии 1970-х – 1990-х».

(ГЛАВА ИЗ КНИГИ "ВАЛЕРИЙ ВАЛЬРАН. СОВЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ: 1956-1986", СТР. 255-262)

Еще ссылка по теме "К 75-летию Андрея Ивановича Баскакова"

https://rosphoto.org/k-75-letiju-so-dnya-rozhdeniya-andreya-ivanovicha-baskakova/




О Т З Ы В Ы   И   М Н Е Н И Я:
14.11.2023 | Сергей Косолапов

Удивительной мудрости, тактичности и доброжелательности человек-эпоха. Вспоминаем с теплотой и грустью.

13.11.2023 | Любовь Воробьёва ( Димкина )

Замечательная статья об Андрее Ивановиче!
Я вот выложу видео 1994года. Понятное дело оно приватное и любительское.
Это ещё когда СФР находился в подвале на Суворовском. Отмечаем открытие выставки в Выставочном зале на Крымском валу. Огромная выставка была, в нескольких залах. Мы были молодые, красивые и дружные. И все вокруг Андрея.Наверное интересно посмотреть только тем. кто помнит это время, этих замечательных людей. Иных уж нет...Андрей Баскаков, Александр Слюсарев, Наташа Удалова, Валя Шедченко,Саша Агафонов... Светлая вам память!
https://www.youtube.com/watch?v=w1sjIr9cLss
https://youtu.be/w1sjIr9cLss?si=9Qc_nisJMqYaitUX


В рамках «Года воронежской фотографии - 2024» состоялось открытие Большой юбилейной фотовыставки
Онлайн-выставка "ДУХ ПОБЕДЫ" Валерия Железнякова
ФОТОВЫСТАВКА «РУССКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ГОНКИ»
ОПЛАТА ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ
УТВЕРЖДЕНЫ СТИПЕНДИАТЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТИПЕНДИЙ ДЛЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ МОЛОДЫХ АВТОРОВ
УТВЕРЖДЕНЫ СТИПЕНДИАТЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТИПЕНДИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
В ЧЕЛЯБИНСКЕ ПОДВЕЛИ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ФОТОКОНКУРСА «БЕЗ ГРАНИЦ»
Завершились очные встречи победителей и активных участников медиафестиваля "Моряна" на Тверской земле
«СВЕТОПИСЬ-2024», ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА
НОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ СЕЗОН 2024 в КВЦ «Башня» г. Йошкар-Ола
Выставка-превью Международного фестиваля современного искусства DOCA-2024
«В МОЕЙ ДУШЕ Я ТАНЦУЮ…» АЛЕКСАНДРА КУПРИЯНОВА В ПУЩИНО
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.