Союз фотохудожников России и
галерея ФотоСоюз представляют выставку
немецкого фотографа Асмуса Реммера "Война
в России. Другой взгляд. Фотографии 1942-1943
гг".
Выставка работает с 8 мая по 5 июня 2003 г
Асмус Реммер родился 18 октября 1909 года в
Германии в городе Лангбалиг (округ
Фленсбург) в семье художника Эдуарда
Реммера и фотографа Берты Реммер.
Закончил школу, учился фотографии в
ателье своей матери и в г.Гамбург-Гарбург.
В 1925 году Асмус Реммер унаследовал
фотоателье своей матери в Лангбалиге.
Работал фотографом, специализируясь в
области портретной, жанровой и
пейзажной фотографии. Был владельцем
собственного ателье с фотолабораторией.
В 1935 году начал издавать почтовые
открытки. В 1937 году Асмус Реммер сдал
экзамен на звание мастера фотографии.
С 1940 по 1945 гг был солдатом вермахта.
Служил в пехоте, в 1942-1943 гг участвовал в
боевых действиях в России, затем во
Франции. В мае 1945 года попал в
американский лагерь для военнопленных,
откуда вернулся осенью того же года.
В 1954 году Реммер открыл во Фленсбурге
фотостудию, которую позже передал
своему сыну. С 1969 по 1998 гг работал в своем
ателье в г.Вестерланде, печатая
фотографии из собственного архива и из
архива своих родителей.
Представленные на выставке работы были
сделаны во время войны в свободное от
службы время. Это не отчет о боевых
действиях на фронте, а фотографии о
жизни в глубоком тылу, «в стороне от
главной дороги». Они показывают зрителю
страну и ее жителей не с точки зрения
солдата-завоевателя, стремившегося их
покорить. Напротив, этот взгляд на людей,
живших в стороне от сражений,
свидетельствует о стремлении автора к
мирной жизни.
Асмус Реммер является одним из пионеров
в области цветной фотографии. Ранние
образцы цветной фотопленки и
лабораторной техники странным образом
соответствуют его изобразительному
языку. В то время у него были маленькая
фотокамера «Фохтлендер», фотокамера «Плаубель-Макина»
(6х9) и цветная фотопленка «Агфа» для
съемки диапозитивов.
В своем дневнике Асмус Реммер так
описывает свою первую встречу с Россией:
«Нас высадили на вокзале в Павлиново (Калужская
область) в кировском лесу недалеко от
Москвы. Мы сделали длинный ночной
переход, прежде чем перед восходом
солнца увидели первую русскую деревню.
Засыпанные снегом дома возникли
неожиданно. Из печных труб в розовое
утреннее небо поднимался дым. Русская
женщина набирала воду из колодца. У меня
возникло ощущение, словно я читаю Библию,
и я воскликнул: «И здесь мы ведем войну?».
В этот момент мне стало плохо и мои
товарищи внесли меня в избу. Очнувшись,
увидел стоявшую передо мной на коленях
русскую девушку, которая поила меня с
чайной ложечки горячим молоком с медом.
Я сказал ей: «Я мог убить твоего мужа, а
ты беспокоишься обо мне».
Когда мы проходили через другие русские
деревни, мне тем более стало ясно, что
было бы правильно как можно быстрее
заключить с русскими мир. На сделанных
мной фотографиях видно, что русские не
обращали внимания на мою военную форму и
относились ко мне скорее по-дружески!
В поисках интересных сюжетов я прошел
гораздо больше, чем мои товарищи.
Опередив нашу колонну, я сделал
фотографию длинной вереницы конных
повозок среди живописных деревьев. Она
называется «Как в 1812 году». Мы прошли
более 1000 километров вглубь российской
империи, и все это время меня не
оставляла мысль, в каком же состоянии мы
оставим эту страну, когда будем
покидать ее …»
Вся съемка - 1942-1943 гг Калужская область
|