Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

ВЫСТАВКА СВЕТЛАНЫ ПОЖАРСКОЙ
"ИЛЛЮЗИЯ ВРЕМЕНИ И ОБРАЗА"

в галерее «ФотоСоюз»
10 – 23 марта 2006 г.

Союз фотохудожников России представляет выставку Светланы Пожарской "Иллюзия времени и образа" в галерее "ФотоСоюз".

Выставка работает с 10 по 23 марта 2006 г.



ИЛЛЮЗИЯ ОБРАЗА И ВРЕМЕНИ
Пресс-релиз

На своей выставке Светлана Пожарская показывает не ретроспективу, что традиционно делают юбиляры, а работы двух последних лет - сканограммы (фотографии, сделанные без участия фотоаппарата), по сути - метафоричные иносказания, а также цифровые панно-мозаики из цикла "Орнамент" (следы на песке, природный узор на дереве), родившиеся в дюнах Ниды. Чтобы понять, что выражают линии ее орнаментов или услышать, о чем говорят безмолвные герои ее сканограмм (старая кухонная доска и утюг, красная кружка и воздушный шарик, сушеная вобла и граненый стакан), надо вслушаться и поднапрячься. Светлана Пожарская из тех фотографов, кто ищет в светописи ответы на жизненные вопросы. Или задает их сама.
Фотограф, куратор, педагог, автор книг, она, больше всего, и, прежде всего, творческий человек, не боящийся менять направление поиска в фотографии, но всегда идущий своей колеей. Она - неудобный человек, поскольку принципиальна и режет правду в глаза. Работая в жюри фотоконкурса любого ранга, рассматривая портфолио, отбирая работы на выставки, рецензируя съемку своих студентов, руководствуется только высокими критериями оценки. Поэтому может показаться кому-то рациональной и даже жесткой в своих суждениях, но только не тому, кто читал ее стихи… Она - трудоголик и легка на подъем: едет туда, куда позвала фотография, - организовывать, жюрить, отбирать работы, развешивать экспозицию (таких "развесок" у нее более 500!).
Что же до собственного творческого пути, то о нем в своей автобиографии Светлана пишет: "Больше всего ценю в фотографиях недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному. Тогда фотография из остановленного во времени отпечатка жизни переходит в другую реальность, как бы оживает вновь в чувственном и духовном восприятии зрителя".
Написано это было задолго до того, как Пожарская стала преподавать в Школе журналистики "Известий", где сканер из инструмента обучения студентов стал ее "третьей рукой", а процесс создания фотографий без фотоаппарата - новым способом самовыражения. И если на начальном этапе в ее "светаписях" (намеренно пишу "а" вместо "о") превалировали форма, колорит, фактура, то в более поздних работах (а на создание одной у нее порой уходит до 50 попыток - "прогонов") содержание становится все глубже, образнее и многослойнее. Ироничен "Инь и Янь". Далеки от самолюбования черно-белые и цветные автопортреты. Отточено лаконичны и стильны диптихи "Пластмассовая посуда" и "Металлик", триптихи "Вобла", "Яблоко, рука и шарик (Иллюзия времени)". Последняя работа - это изобразительная фраза и фотоисследование естественного хода угасания продукта природы и рукотворного творения. Яблоко тихо умерло, шарик "сдулся", неизменной остается только рука. Процесс старения, который прошел незаметно для зрителя, вернулся к нему как некий фокус со временем, как иллюзия.
Интересно, что Ньютон различал абсолютное математическое время и относительное обыденное - час, день, месяц, год... Похоже, что именно это, кажущееся иллюзорное время пытается отобразить автор. У писателя Феликса Кривина - известного мастера одушевлять все самое неожиданное, от гвоздя до зубочистки, в его "Ученых сказках" есть такое наблюдение: "…ох, и до чего же трудно быть изюминкой! Особенно в ящике с изюмом". У Светланы Пожарской есть эта способность находить изюминку в простых вещах. Да и сама она, по правде говоря, - изюминка в фотографической среде. А возраст ее - ну никакой! И юбилей, похоже, - тоже иллюзия.

Галина Ергаева


 

Светлана Пожарская


Родилась 8 марта 1951 г. Живет в Москве. Работает ведущим специалистом отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества. Ответственный секретарь Союза фотохудожников России. Куратор детской и молодежной фотографии. Член жюри, участник и призер международных, всесоюзных, российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов.
Автор книг: "Фотобукварь" (в соавторстве с А.Агафоновым; издательство "Детская литература", 1993 г); "Фотомастер" (Москва, издательство "Пента", 2001 г.); "Школа фотографа" (готовится к изданию).
Преподает фотографию в Школе журналистики газеты "Известия" и ведет мастер-класс. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Из автобиографии
Моя любовь к фотографии в своем развитии пережила несколько этапов. В первое время она была для меня лишь увлекательной игрой со светом и тенью, когда проявка каждой пленки, печать любого снимка воспринималась как чудо, как занимательный фокус. Я щелкала затвором фотоаппарата направо и налево, особенно не задумываясь о том, что снимаю и зачем. Мне нравился сам процесс. Эта игра в "щелкунчики" как-то незаметно переросла в потребность всегда иметь камеру при себе - как записную книжку. Только теперь из пулеметчицы я перешла в снайперы. Сегодня каждый кадр требует от меня большой внутренней подготовки. Лишь когда "замкнет" треугольник (чувство-мысль-реальность), я нажимаю на спуск фотоаппарата. Этот момент и есть мгновение истины, которое пытаюсь поймать и остановить. Более всего ценю в фотографиях недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному. Тогда действительно происходит чудо: фотоотпечаток из плоского, двухмерного измерения, из мертвого пространства фотобумаги и остановленного во времени отпечатка жизни переходит в другую реальность. Он как бы вновь оживает в чувственном и духовном восприятии зрителя.
На этой выставке представлены работы нового этапа творчества. Сделаны они без участия фотоаппарата, в технике сканографии. Фотографию, полученную путем сканирования, называют сканограммой. По принципу создания сканограмма очень напоминает фотограмму, но в отличие от нее "мокрый" процесс здесь отсутствует. В сканографии предметы кладутся непосредственно на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате с помощью программы Photoshop, а затем распечатываются, как обычные цифровые фотографии.
Когда-то давно, на заре открытия светописи, знаменитый художник Поль Деларош после просмотра дагерротипов воскликнул: "С этого дня живопись умерла!". Конечно, подобно этой исторической аналогии, я не хочу заявить, что "с этого дня фотоаппараты - умерли!". Слава богу, фотография и в профессиональном, и в творческом плане - настолько широкая область применения, что места под солнцем хватит всем. Но поверьте не только на слово - это очень интересное и увлекательное занятие. Попробуйте, возможно, и вас сканография возьмет в "творческий полон" и из любопытного увлечения перерастет в серьезное занятие. Главное, чтобы воображение работало, да вкус не подвел.

 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100