Союз фотохудожников России представляет выставку
Светланы Пожарской "Иллюзия времени и образа" в галерее
"ФотоСоюз".
Выставка работает с 10 по 23 марта 2006 г.
ИЛЛЮЗИЯ ОБРАЗА И ВРЕМЕНИ
Пресс-релиз
На своей выставке Светлана Пожарская показывает не ретроспективу,
что традиционно делают юбиляры, а работы двух последних лет - сканограммы
(фотографии, сделанные без участия фотоаппарата), по сути - метафоричные
иносказания, а также цифровые панно-мозаики из цикла "Орнамент"
(следы на песке, природный узор на дереве), родившиеся в дюнах Ниды.
Чтобы понять, что выражают линии ее орнаментов или услышать, о чем
говорят безмолвные герои ее сканограмм (старая кухонная доска и утюг,
красная кружка и воздушный шарик, сушеная вобла и граненый стакан),
надо вслушаться и поднапрячься. Светлана Пожарская из тех фотографов,
кто ищет в светописи ответы на жизненные вопросы. Или задает их сама.
Фотограф, куратор, педагог, автор книг, она, больше всего, и, прежде
всего, творческий человек, не боящийся менять направление поиска в
фотографии, но всегда идущий своей колеей. Она - неудобный человек,
поскольку принципиальна и режет правду в глаза. Работая в жюри фотоконкурса
любого ранга, рассматривая портфолио, отбирая работы на выставки,
рецензируя съемку своих студентов, руководствуется только высокими
критериями оценки. Поэтому может показаться кому-то рациональной и
даже жесткой в своих суждениях, но только не тому, кто читал ее стихи…
Она - трудоголик и легка на подъем: едет туда, куда позвала фотография,
- организовывать, жюрить, отбирать работы, развешивать экспозицию
(таких "развесок" у нее более 500!).
Что же до собственного творческого пути, то о нем в своей автобиографии
Светлана пишет: "Больше всего ценю в фотографиях недосказанность,
позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному. Тогда
фотография из остановленного во времени отпечатка жизни переходит
в другую реальность, как бы оживает вновь в чувственном и духовном
восприятии зрителя".
Написано это было задолго до того, как Пожарская стала преподавать
в Школе журналистики "Известий", где сканер из инструмента
обучения студентов стал ее "третьей рукой", а процесс создания
фотографий без фотоаппарата - новым способом самовыражения. И если
на начальном этапе в ее "светаписях" (намеренно пишу "а"
вместо "о") превалировали форма, колорит, фактура, то в
более поздних работах (а на создание одной у нее порой уходит до 50
попыток - "прогонов") содержание становится все глубже,
образнее и многослойнее. Ироничен "Инь и Янь". Далеки от
самолюбования черно-белые и цветные автопортреты. Отточено лаконичны
и стильны диптихи "Пластмассовая посуда" и "Металлик",
триптихи "Вобла", "Яблоко, рука и шарик (Иллюзия времени)".
Последняя работа - это изобразительная фраза и фотоисследование естественного
хода угасания продукта природы и рукотворного творения. Яблоко тихо
умерло, шарик "сдулся", неизменной остается только рука.
Процесс старения, который прошел незаметно для зрителя, вернулся к
нему как некий фокус со временем, как иллюзия.
Интересно, что Ньютон различал абсолютное математическое время и относительное
обыденное - час, день, месяц, год... Похоже, что именно это, кажущееся
иллюзорное время пытается отобразить автор. У писателя Феликса Кривина
- известного мастера одушевлять все самое неожиданное, от гвоздя до
зубочистки, в его "Ученых сказках" есть такое наблюдение:
"…ох, и до чего же трудно быть изюминкой! Особенно в ящике с
изюмом". У Светланы Пожарской есть эта способность находить изюминку
в простых вещах. Да и сама она, по правде говоря, - изюминка в фотографической
среде. А возраст ее - ну никакой! И юбилей, похоже, - тоже иллюзия.
Галина Ергаева
Светлана Пожарская
Родилась 8 марта 1951 г. Живет в Москве. Работает ведущим специалистом
отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества.
Ответственный секретарь Союза фотохудожников России. Куратор детской
и молодежной фотографии. Член жюри, участник и призер международных,
всесоюзных, российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов.
Автор книг: "Фотобукварь" (в соавторстве с А.Агафоновым;
издательство "Детская литература", 1993 г); "Фотомастер"
(Москва, издательство "Пента", 2001 г.); "Школа фотографа"
(готовится к изданию).
Преподает фотографию в Школе журналистики газеты "Известия"
и ведет мастер-класс. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Из автобиографии
Моя любовь к фотографии в своем развитии пережила несколько этапов.
В первое время она была для меня лишь увлекательной игрой со светом
и тенью, когда проявка каждой пленки, печать любого снимка воспринималась
как чудо, как занимательный фокус. Я щелкала затвором фотоаппарата
направо и налево, особенно не задумываясь о том, что снимаю и зачем.
Мне нравился сам процесс. Эта игра в "щелкунчики" как-то
незаметно переросла в потребность всегда иметь камеру при себе - как
записную книжку. Только теперь из пулеметчицы я перешла в снайперы.
Сегодня каждый кадр требует от меня большой внутренней подготовки.
Лишь когда "замкнет" треугольник (чувство-мысль-реальность),
я нажимаю на спуск фотоаппарата. Этот момент и есть мгновение истины,
которое пытаюсь поймать и остановить. Более всего ценю в фотографиях
недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному.
Тогда действительно происходит чудо: фотоотпечаток из плоского, двухмерного
измерения, из мертвого пространства фотобумаги и остановленного во
времени отпечатка жизни переходит в другую реальность. Он как бы вновь
оживает в чувственном и духовном восприятии зрителя.
На этой выставке представлены работы нового этапа творчества. Сделаны
они без участия фотоаппарата, в технике сканографии. Фотографию, полученную
путем сканирования, называют сканограммой. По принципу создания сканограмма
очень напоминает фотограмму, но в отличие от нее "мокрый"
процесс здесь отсутствует. В сканографии предметы кладутся непосредственно
на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате
с помощью программы Photoshop, а затем распечатываются, как обычные
цифровые фотографии.
Когда-то давно, на заре открытия светописи, знаменитый художник Поль
Деларош после просмотра дагерротипов воскликнул: "С этого дня
живопись умерла!". Конечно, подобно этой исторической аналогии,
я не хочу заявить, что "с этого дня фотоаппараты - умерли!".
Слава богу, фотография и в профессиональном, и в творческом плане
- настолько широкая область применения, что места под солнцем хватит
всем. Но поверьте не только на слово - это очень интересное и увлекательное
занятие. Попробуйте, возможно, и вас сканография возьмет в "творческий
полон" и из любопытного увлечения перерастет в серьезное занятие.
Главное, чтобы воображение работало, да вкус не подвел.
|