Союз фотохудожников России представляет выставку
"Классики русской пикториальной фотографии" в галерее "ФотоСоюз".
Открытие - 7 декабря в 18.00.
Выставка работает с 8 по 31 декабря 2004 г.
На выставке представлены фотографии известных российских фотографов
первой половины 20-го века из коллекции Союза: Николая Андреева, Александра
Гринберга, Юрия Еремина, Петра Клепикова, Сергея Лобовикова, Николая
Свищова-Паолы, Василия Улитина.
В августе 2004 года выставка была показана в рамках "Волжского
Биеннале" в Нижнем Новгороде.
"Пикториализм" (от англ. "pictorial" - изобразительный,
картинный, живописный) - доминирующее течение в мировой фотографии,
возникшее на Западе в 1860-е годы и просуществовавшее в качестве такового
до середины 1920-х, когда оно естественным путем было вытеснено с
западной фотографической авансцены конструктивизмом, репортажем и
экспериментальной арт-фотографией. Это направление возникло как альтернатива
документальной сущности фотографии, и название его расшифровывается
как "подражание живописи". Пикториализм явился первым направлением
в истории фотографии, утвердившим ее как самостоятельный и полноценный
вид изобразительного искусства.
Основной художественный прием, объединявший разные фотографические
жанры в пикториальное направление, - создание обобщенного изображения,
достигающееся при помощи специальной оптики и так называемой "техники
благородной печати" (бромойль, гуммиарабик, и т.д.). Благодаря
использованию различных приемов напечатанные снимки гораздо больше
похожи на акварели, офорты или даже литографии.
В России главенствующей оказалась перенятая у литературы и живописи
духовная традиция русской культуры. Глубоко и органично впитав ее,
пикториализм стал одним из самых плодотворных и естественных по своему
эмоциональному и смысловому содержанию направлений отечественной фотографии.
Это значение он сохранял с 1890-х гг. до середины 1930-х, когда, из-за
несоответствия идеологическим установкам того времени, был насильственно
изъят из художественного и культурного контекста.
Прошу прощения за столь длинную поучительную цитату. Просто все прочее,
представленное в экспозиции - сплошь изысканно тонированная поэзия
серебряного века: актрисы и актеры с "роковыми" выражениями
кокаиновых лиц, кабаретные сценки и пейзажи в стиле модерн, Сергей
Эйзенштейн и королева экрана Вера Холодная. Увы, несколько лет спустя
на смену акварельным настроениям пришел плакат, а место поэзии заняли
лозунги".
Мария Федотова, Нижний Новгород
Из обзора "БИЕНАЛЛЕ НА ВОЛГЕ", 12.08.2004, Нижний
Новгород
|