Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Юри Павлов
«Новый калининградский блюз»
выставка в галерее «ФотоСоюз»
10  – 26 июня 2004 г.

БЛЮЗ

Сначала я помню трамвай, который шел по Клинической. Его сильно качало, а сквозь окна плыли руины.
Я был маленький, но к тому времени я уже знал что кирпич, разбросанный по городу, - грубый и тяжелый, во всяком случае, я не мог его тогда поднять. Хорошо помню первое открытие, связанное с этими кирпичами, - когда я пытался представить, сколько людей собирали эти дома, развалины которых проплывали в трамвайном окне, мое сознание столкнулось с понятием бесконечности. Слова этого я тогда еще не знал, но понятие это меня ошеломило.
Сестра училась в музыкальном училище и, когда никого не было дома, я часто сочинял какие-то бесконечные звукосочетания на ее пианино. Мне просто нравилось извлекать звуки и выстраивать их в ритмическую и гармоничную (как мне казалось) форму.
Потом в школе Илларий, который был старше меня на два класса, научил меня связывать звуки на губной гармошке.
Гармошка - это вам не фортепиано. Во-первых, она всегда с тобой - в кармане. Но самое главное, что звучание одной ее ноты может меняться, в зависимости от акустических возможностей рта и губ.
Так начался мой блюз. С трофейной губной гармошки, которую я выменял у одноклассницы. Позже, в моей жизни их было много - двухрядные и двусторонние, маленькие и увесистые. Ноты так и остались для меня неизученной страницей, но играл я всегда.
Потом я познакомился с Забугой - высокий, с худым лицом, над макетом Кафедрального собора и огромной энергией и желанием построить новый Кёнигсберг. Я восхищался им.
Получилось так, что к нам в руки попали послевоенные фотографии разного качества и из разных источников. Это было еще одно потрясение - уже в зрелом возрасте. Оказывается, на месте сегодняшних пустырей стоял город, в руинах, но город - вполне еще узнаваемый Кёнигсберг! И шпиль его Альтштадтской кирхи все еще находился, казалось, в вечной гармонии со шпилем Замка.
Когда землетрясением разрушило армянские города, я уже на четвертый день брел со спальником, рулоном кинопленки за спиной и двумя "Олимпусами" в карманах по Ленинакану, чудом протиснувшись сквозь три кордона проверки документов в ночном Ереване.
Тогда я еще не понимал, что причиной этого безрассудного поступка послужили те самые фотографии разрушенного Кёнигсберга. Подсознательно необходимо было это пережить, потрогать, чтобы что-то понять. Уму и душе недостаточно было одних фотографий, неубедительно, что ли.
Ленинакан убедил. Разрушенные улицы и мертвые дети. Спасатели и мародеры. Человеческие мозги на совковой лопате и самый вкусный кофе, какой больше никогда и нигде не пил. В Армении - стихия. Здесь были бомбардировки, штурм, война, идеологические установки и мирное стирание "чужой" истории.
После Ленинакана фиксировать реальность больше не получалось. Хотелось снимать любовь и гармонию, какую-то вечную неподдельную красоту, никакой крови и никакой смерти, но почему-то получалось все равно грустно.
В паузах я оттачивал свой блюз - получалось пронзительнее и глубже.
Однажды в Гурзуфе, на "пьяных аллеях", с гитаристом из Киева, имя которого я даже не запомнил, мы блюзом заработали трехлитровую банку настоящего, хорошо выдержанного крымского портвейна. Там же, в Гурзуфе, за тот же блюз я попал в милицию. Выписали двадцать пять рублей штрафа "за нарушение общественного порядка и попрошайничество". Саша Карпенко настойчиво пытался объяснить строгому старшине, что это была только музыка. Тогда ему тоже выписали двадцать пять.
Однажды с Забугой и Елизаровым мы поехали в Гердауен. Там я увидел "неразрушенный" послевоенный Кёнигсберг, как будто не было войны, только редкая родная русская речь ставила все на свои места. Я был сильно взволнован. Снимал очень много и случайно пропустил через камеру две пленки, вместо четырех, то есть каждая дважды прошла за объективом. Изображения бессознательно соединились в новые неожиданные формы. Так родились "Проникновения" изображения и времени.
В ночь, когда советские танки штурмовали телебашню в Вильнюсе, мы с компанией друзей были в Паланге. Всю ночь провели у телевизора - это было потрясение, события не укладывались в голове. Утром Паланга заполнилась траурными трехцветными литовскими флагами и взволнованной, но решительной толпой. По дороге домой выяснилось, что не только Паланга - вся Литва была на улицах. Даже в маленьких поселках люди собирались вокруг костелов. Не было агрессии, была решимость отстоять свою свободу.
Никакой границы тогда еще не было. Сразу за Йодкранте и Нидой непрерывное движение автобуса погрузило нас в атмосферу повседневной суеты и привычного безразличия - никто ничего не знал. Да, казалось, и не очень интересовался.
Вечером мы собрались у меня дома на Курортной вместе с Игорем Пащенко, Светой Колбанева и Сашей Адерихиным. Цель была одна, - в какой форме выразить свою солидарность с соседями. Как можно молчать, когда у наших соседей, к которым, кстати, мы постоянно ездили затариваться провиантом, беда.
Игорь предложил простую и понятную форму протеста - мы просто похороним "демократию", о которой повсюду трезвонила "перестройка".
В мастерской Пащенко мы склеили из плотного картона маленький "детский" гробик, написали на нем слово "Демократия", Олег Сачков принес Литовский флаг, траурные ленточки покрасили черной тушью, и уже на следующий день траурная церемония собралась в сквере прямо напротив мэрии.
Вместе с примкнувшими к нам студентами нас было не больше двадцати. Пройдя вдоль мэрии дальше по Ленинскому проспекту, мы хотели опустить гробик в воды Преголи, в районе самой Королевской горы или Твангсте, и мирно разойтись.
У подножья Замка, на современной Центральной площади, подкатил-таки воронок, и два офицера предъявили нам претензии в несанкционированности наших действий. Подполковник вел переговоры, майор требовал изъятия "вещдока", то есть гробика. Конечно, было обидно, что не удается завершить церемонию.
Руками нервно озирающегося майора гробик был погружен в воронок.
И пусть бабульки, попадавшиеся нам по пути, удивленно шептали "Наверное, это экологи"; и пусть немногие машины нам сигналили и мигали фарами, и пусть самих нас было немного, - этот акт пробудил в нас всех чувство национального самосознания. Здесь на этой земле, на нашей Родине, вдалеке от мало известной нам России, мы, как могли, поддержали дух свободы и независимости.
Никаких политических целей мы не преследовали. Все это было просто честно и искренне, скорее не как блюз, а как рок, как музыка протеста и единения.
Потом был театр. Марчелли открыл для меня новую, ничем не обремененную, свободу. Творческую, человеческую, свободу действия и формы выражения. Это было, как первая любовь.
Я постоянно ездил в Тильзит. Снимал все спектакли, а в перерывах мы все время что-то придумывали. Ночевал обычно у Лены Сафоновой, на последнем этаже гостиницы "Россия", где размещалось несколько комнат театрального общежития. Наверное, это самый светлый и творческий период в моей жизни. Все получалось. И ничто не могло этому помешать. С Розой мы сделали несколько театральных плакатов.
Потом я снимал на косе ее дочь Светлану. Фотографии так и остались самыми легкими и естественными из всего, что пришлось делать. Любовь пронзила насквозь. Попытки сопротивления каждый раз разбивались, как о гранит набережных Прегеля.
Все кончилось "Рождеством в покинутом доме".
Блюз стал жёстче и отрывистей. У нас родилась дочка. Перед родами мы успели снять "Плод".
Мы коснулись тайны. И тайна оказалась покорной.
Так год за годом сочинялся этот блюз. Я перестал снимать людей и все чаще стараюсь остаться один на один с камерой и природой. Забуга ловит рыбу, и, кажется, мог бы свой опыт облечь в научную и философскую форму. Я не знаю честнее рыбака, чем он. Кажется, он мог бы разговаривать с лососем на равных.
Кёнигсберг меняется, и называется Калининградом, что, вполне соответствует его сегодняшнему статусу. В нем есть даже аквапарк, а машины по утрам задыхаются в пробках. Жизнь пульсирует от выборов до громких голливудских премьер, и все меньше по нему ходят летом, с картой в руках ухоженные старики и старушки, у которых при упоминании его родного имени загораются глаза. Их немецкий многим местным жителям сегодня вполне понятен.
Весной 1973 года, возвращаясь из школы, мне почему-то захотелось написать письмо в 2000 год.
Тогда рубеж с символически обозначенным числом "2000" казался чем-то недосягаемым и бесконечно далеким. Дома я сразу, не переодеваясь, сел за письменный стол, потоком сознания заполнил стандартный лист бумаги. Поймав себя на мысли, что перечитывать нельзя, потому что наверняка порву это письмо из-за его несовершенства, быстро запечатал в конверт и спрятал в свой дневник. Письмо адресовано было самому себе.
Очень часто меня подмывало его вскрыть, неподдельный интерес к собственной тайне боролся с табу нарушить самому себе данное обещание.
Наступило 5 марта 2000 года. 17 часов 30 минут. Назначенный день и час. Читатель, конечно, может не поверить, но именно в это время в художественной галерее открывалась выставка "Письмо в 21 век". Письмо я взял с собой. Собственные руки меня не слушались. Вскрыть его мне помогла Татьяна Юрьевна Суворова, кстати, единственный в моей жизни педагог, у которой я слушал два семестра лекции по современному искусству в институте "Рыбьего" хозяйства. Все мое официальное художественное образование этим и заканчивалось.
Начиналось письмо со слов "Надеюсь, до 2000 года не было войны, а если и была, то не хочу об этом писать…", все остальное детско-личное. Но эта фраза была честной, в ней не было никакой патетики, это была лишь надежда и, самое главное, искреннее желание, посланное в следующий век.
Вы спросите: причем здесь блюз?
Да просто все эти письма, гармошки, демонстрации, ленинаканы, гурзуфы и гердауены, люди и старые кирпичи, - все это, в своей амплитуде от восторга до отчаяния, в созвучии своем, создавали музыку нового пространства и нового времени, которая записывалась на кусочки желатиновой пленки. А по своей энергетике ассоциироваться она может только с блюзом, когда нечего терять, и хочется жить, как бы критически к этой жизни не относиться. И обеими ногами эта музыка опирается на тело древнего города.
Вы слышите?


"Пески", 1993 г.
"Чемодан", 2000 г.
Мужские слезы", 1999-2000 г.

Юрий ПАВЛОВ

Родился 20.08.1958, профессиональный фотограф, член Союза фотохудожников России с 1990 г., живет и работает в Калининграде.
С 1985 года - активный участник фотовыставок на территории региона и России, а также в Литве, Польше, Германии.


Основные выставки:

  • "Трагедия Армении", 1989, Калининград, Olsztyn (Польша)
  • "Восточно-прусский коллаж", 1992, Калининград
  • "Игра в куклы", 1993, Калининград, Hermansburg, Dortmund (Германия)
  • оператор и звукооператор на документальном фильме Олега Морозова и Лесли Франке "Остров Матросово", Телевидение NDR (Германия), 1994
  • Участие в выставке художников Балтийских стран, 1995, Szcziecyn (Польша)
  • Персональная выставка в рамках театрального фестиваля "Балтийский Дом", 1996, Санкт-Петербург
  • "Рождество в покинутом доме", Калининградская художественная галерея, 1997
  • фотограф и постановщик в художественном проекте Аллы Яковлевой "Игры в декаданс", 1998. Калининград, клуб "Универсал".
  • Москва, галерея Moscow Business Plaza "Рэдиссон-Славянская.
  • "Другое море. Ровнь. Пула. Венеция", 1998, Музей мирового океана, Калининград
  • "Смывающие грехи",1999, музей Мирового океана, Калининград.
  • Участие в фестивале искусств "Культурные герои 21 века",1999, Москва
  • Куратор и координатор документально-художественного проекта "Кенигсберг-Калининград". 20 век в фотографиях.
  • "Men's tears", галерея Литовского отделения ЮНЕСКО, 2001, Vilnius
  • "Полторы дюжины", 2001, Panievezys (Литва)
  • Лауреат выставки "Арт-фото Россия 2001" , Москва
  • Три калининградских фотографа, 2002, Berlin
  • Участие в международном литературно-художественном проекте "И это все серьезно…" по произведениям Йоханеса Бобровского, Arenshoop (Германия), Klaipeda (Литва), Olsztyn (Польша), Калининград.
  • Фотобиеннале авторских коллекций "Сургут-2003", 1 место в разделе "свободная тема" за коллекцию фотографий "Мужские слезы".
  • "Проникновения", 2003, Kiel (Германия)
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100