Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГЕОРГИЯ КОЛОСОВА
"ЧУДОТВОРЕЦ"
в галерее «ФотоСоюз»

24 марта - 10 апреля 2004 г.

ЧУДОТВОРЕЦ

Как народ в истории, так и человек на кратком пути своем, в трудные времена просит откровения, но жаждет чуда. Опыт обретения их изменяет жизнь.
… В 1383 году на высоком лесистом берегу невеликой реки Великой, (притока Вятки), некто Агалаков, крестьянин деревни Крутичи, пробираясь к дому, увидел странное свечение на сосне. Небольшой образ Николая-Чудотворца удалось снять с дерева только со товарищи и после прилежной молитвы. Чудотворения от обретенной иконы начались уже на третий день, вскоре неподалеку был срублен Никольский храм, а примерно через 100 лет местная столица Хлынов, - так прежде называлась Вятка, - истребовал святой образ к себе, справедливо видя в нем небесное покровительство всему Вятскому краю. Плачущим же великорецким было твердо обещано каждый год ко дню явления (6 июня н.с.) торжественным крестным ходом приносить святыню домой. С тех пор и носим. Перерывов было два: Иоанн Грозный возжелал "Чудотворца" и не возвращал больше двух лет (ему посвящен южный придел храма Василия Блаженного), и Михаил Романов после коронации продержал икону в Москве около года. Впрочем, был случай.… В 1551 году от неизвестных причин хлыновцы своим долгом пренебрегли. Тут же ударили морозы, повалил снег и пролежал до 25-го июня. Отступники, понятно, быстренько двинулись на Великую по холодку, да больше со святителем Николаем не шутили. Урожай, кстати, в том году собрался рекордный.
…К началу ХХ века селение Великорецкое, представляло собой куст деревень, (включая Крутичи) вокруг мощного классического ансамбля: Никольский, Спасо-Преображенский храмы и многоярусная колокольня (XIX - XX век), дом причта и маленький приют для паломников - на 2000 мест. "Маленький" - не шутка, ибо число крестноходцев убегало за 20000. Часовня с ротондой стояла на берегу и накрывала святую купель: из-под горы с той самой сосной забил целебный ключ. Всё это строительное богатство объяснялось просто: пом?янки с копеечкой везли подводами со всей России - столько, что местное духовенство едва успевало вычитывать их в течение года.
…"На Вятке - свои порядки" - красное колесо не раздавило Крестный ход: даже перед войной он собирал тысячи. Но в хрущёвские гонения открыто уже не ходили - только бесстрашные "платочки" прорывались на Великую небольшими группами и подальше от дорог, где на них с энтузиазмом охотились милиция и дружинники, да и колхозники не жаловали. Великорецкие храмы закрылись, сосну спилили, а вековые деревни и села на пути Крестного хода буквально стерли с лица земли. О самой иконе ничего не слышно уже лет 70.… Только в 1989 году Крестный ход возобновился как официальное епархиальное действо.

…От Вятки до Великорецкого - 90 км и три дна хода (15, 50 и 25 км) всё тем же пятисотлетним путем и в те же сроки: 3. 4, 5 июня. 6-го - Литургия на берегу в специальном новом рубленном храме-часовне, перед которым сходятся тысячи 3 - 4 (часть из них - приезжают). После - водосвятный молебен, купание и нескончаемая очередь за святой водой. 7, 8 июня - 70 км, обратное шествие иным путем. 8-го к пяти вечера икона (увы, другая) снова в кафедральном соборе Вятки, где акафист св. Николаю и прощание со слезами- на год, и это единственное печальное событие всего Крестного хода.

…За предшествующие 11 лет пропитавшись Архангельским Севером, я, тем не менее, как показалось мне 3-го июня 1992 года, попал на уходящую "машину времени". Слегка переодень народ - века не узнаешь. В свои 47 я - в младшей возрастной группе. Вокруг - почвенная Церковь, посторонних - никого. (Московский фотограф, всего 3 года как крещенный, чувствовал понятное смущение). Режим: 1.5-2 часа ходьбы, привал от получаса до двух - в зависимости от времени дня, места и молитвенной программы. На привалах и на ходу - пение и чтение акафистов, а также народных баллад о Николе и Крестном ходе "на Великую рек?у". Сна (если это сон) - 2-3 часа в школах, сельских спортзалах вповалку на голом полу. В час ночи подъем, правило, в два (густые сумерки, но что-то видно) - все на дороге. Сама дорога - асфальт, просёлок, поле, лес, болото, луговина. Ближе к Великорецкому - всхолмленная земля, изумительные открытые пространства с таёжными гривами по горизонту. Пища - что из котомки достанешь, обычно хлебушек да сухарь: естественный пост перед причастием. Дневная континентальная жара телесный подвиг заметно усугубляет, и первые годы меня удерживала на ходу не столько молитва, сколько стыд пред "платочками", еще и поющими непрерывно то тропарь раз за разом, а то и целый акафист (живая иллюстрация к словам апостола "сила Божия в немощи совершается". Еще по ходу можно было услышать, к примеру, разговор двух бабуль о молитвенном преимуществе одноголосого распева над многоголосым - профессиональное музыкально-богословское исследование, готовый материал для статьи в любой соответствующий журнал.

Отдельная песня - благословенное Горохово, 12 км не доходя до Великорецкого. От необъятного села остался только просторный Казанский храм с выломанной алтарной стеной, заваленный бывшими удобрениями и цементом, и могучая колокольня, да источник в лесу, где в 96-м была отрыта купель. Одновременно с нею на месте иконостаса в расчищенном храме поднялся березовый крест. Благодатнее места я не встречал. Похоже, там скоро будет мужская обитель.

…За 12 лет моего паломничества Великорецкий крестный ход двадцатикратно вырос (4000), вдвое (если не втрое) помолодел и получил патриаршее благословение как Всероссийский. Теперь с Вяткой идут: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток (!!), Рига (!!! - визы!), Воронеж, Мурманск и т.д. и т.д. Духовный диапазон - от языческих суеверий до евангельских слёз, от вселенской просвещенности до черной сотни. РПЦ, как в капле воды. Уцелевшие "платочки" растворились в неофитской толпе. Но главное - осталось.

Каждый, идущий на Великую в первый раз, независимо от глубины его воцерковленности, получает свою, лично ему предназначенную дозу знамений и чудес. И жизнь меняется. На моих глазах многие разбитные молодые люди через 3-4 года тихо шли в подрясниках и с наперсным крестом, ведя с собою своих прихожан. На моих глазах проходили ход целиком неходячие больные, пятилетние дети, трёхкратные инфарктники, 87лет легендарная Маргарита. Сам я четвертый год как церковный сторож. Константин, мой напарник по дежурству и ровесник по крещению, два года назад попавший в свои 65 на Великую впервые - счастливый муж, нежный отец, восторженный дед, состоявшийся профессионал, турист, облазавший полстраны и написавший четыре книги, сказал мне по возвращении в Москву: "После крещения это было самое важное событие всей моей жизни на круг. Пока носят ноги, буду туда ходить".

…Тихоня, подвизавшийся в IV веке как архиепископ Мир Ликийских, хулиган первого Вселенского собора, неизменный покровитель путешествующих и скорый помощник всем и во всём добром, ощутимо действует и сегодня. Обобщая всё вышесказанное и переводя в область чувств, могу утверждать, что посвященный ему Великорецкий крестный ход - просто праздник, детская радость о Славе Божией, явленной здесь и сейчас через конкретное лицо, которое именуется у нас - Николай-Чудотворец.

Честно признаюсь: подозреваю, что и фотографии на этих стенах - часть его дел. Я насчитаю не более пяти сюжетов, снятых вполне осознанно, с предвидением результата. Откуда остальное? Как сложилось? И ведь всюду полный кадр, никакой стрижки. Жизнь готовых картин тоже не в моей власти. Имея как экспозиционер манежный опыт, я не смог в 96-м году расположить 50 листов по трем маленьким залам Вятского Художественного музея. Встали, как сами захотели, и как! Данная экспозиция еще показательнее. Прежде я видел в этих изображениях только состояние духа, плод тайнодействия. Совершенно новое для меня сочетание сюжетов неожиданно вскрыло их явный символический смысл, имеющий к тому же исторические проекции. Именно поэтому на сей раз я отказался от всяких экспозиционных ухищрений, а фотографии не атрибутировал даже по годам. В Церкви нет Времени. И пусть "Дух дышит, где хочет".












Георгий Колосов



Георгий Мстиславов сын Колосов

Родился в 1945, высшее, МЭИ, электроника (забыл).
Фотография как жизнь - с 1976 года. Новая альма-матер - фотоклуб "Новатор".
Фотограф; преподаватель; участник, экспозиционер, куратор выставок; председатель жюри; автор статей; председатель худсоветов; бильд-редактор; разработчик-изготовитель мягкорисующей оптики (только ею и снимаю и многих заразил); исследователь творчества Н.П. Андреева, соучредитель Центра его имени; идеолог (говорят) современного пикториализма; действительный член Союза Фотохудожников России.
На самом деле паломник, прихожанин, церковный сторож (цепной!).

Наследие:
"Русский север" (1980-1991 гг.) - архитектурный пейзаж, жанр, портрет, около 100 листов.
"Всякое дыхание…" (1992-1995 гг.) - природный мир вблизи, около 40 листов.
"Чудотворец" (1993-2003 гг.) - Крестный ход на р. Великую (Вятка) около 90 листов.
"Портреты" (1979-2003 гг.) - портреты, не считал.
И несколько странных серий:
"Лабиринт духа"; "Валаам 2000 на Светлой"; "Дым времени"; "Воистину воскресе!"; "Красота спасает мир" (жуткая).

Представлен (глубоко в запасниках) в Русском музее (Санкт-Петербург), в Национальной библиотеке Франции (Париж), и на квартирных стенах у хороших людей.

Ключевые статьи по пикториальной фотографии:
"Монокль на малоформатной камере" (СФ, 1988 г., №№ 5, 8);
"Продолжение традиций, поиск, новая форма" (СФ, 1993 г., №№ 7-8);
"Современный пикториализм и новое восприятие" (СФ, 1995 г., № 4);
Саморазоблачение в интервью Лилии Ященко (Фотомагазин №10 за 2003 год. "Экспедиция Колосова").

Георгий Колосов, 2004 год.

 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100