|
Как будем жить дальше?
…Говорят, что фотографы, окончив свой земной путь, уходят в
страну
серебряных теней, которую они создают всю свою жизнь. Вот и
ушел в свою
серебряную страну выдающийся русский фотохудожник Евгений Каширин,
ушел
наш Женя…
Природа щедро одарила его. Судите сами: фотохудожник, историк,
краевед,
педагог, архивист, просветитель, мастер устного рассказа, телеведущий.
И
в каждой ипостаси, особенно в фотографии, он проявил себя недюжинно,
самобытно и ярко. Нам, его коллегам, казалось порой, что он
разбрасывается, распыляется, размывает свою фотографическую
предназначенность не на главное, на сиюминутное. Мы не понимали,
что
именно так он реализует, может быть, главный свой талант - талант
человеколюбия. Человеческая жизнь, человеческая душа - главная
ценность
бытия. Вот его идеал, вот его творческое кредо, вот фундамент,
на
котором зиждутся поэтика и эстетика фотографий Евгения Каширина.
По
моему глубокому убеждению, чистая и звонкая фотолира Жени по
своему
масштабу и глубине проникновения в народную жизнь сродни творчеству
нашего великого земляка. По складу фотографического дарования
он с самых
первых шагов, с художественной школы при институте имени Сурикова
в
Москве, ступил на трудный, но самый достойный путь - на тропу
истинной
фотографии. "Я - ловец образных мгновений жизни" -
так он говорил о себе
фотографическом. С полным правом его можно назвать русским
Картье-Брессоном, в творчестве которого, как известно, с максимальной
полнотой воплотился стиль подлинной фотографии и который поэтому
стал
интернациональным ее олицетворением.
Женя всегда, снимал по-брессоновски. Стоит взглянуть на его
работы, и
любой человек понимает - да, это настоящее, да, это истинное.
Именно в
фотографиях Каширина запечатлена правда о реальном бытии нашего
народа
во второй половине ХХ века. В те времена, когда вся художественная
жизнь
страны была насильственно втиснута в выморочные рамки метода
"социалистического реализма", особенно уродливого
применительно к
фотографии, ибо в ней подлинность является краеугольным камнем
существования, именно снимки Жени (и подобных ему художников)
сохранили
живую душу, доказали право светописи именоваться полноценным
видом
искусства.
Как-то так получилось, что при гигантском количестве публикаций,
начиная
от стенных газет и самых престижных центральных журналов, и
кончая
научными монографиями, никто никогда не издал ни одного альбома
избранных работ мастера, давно уже ставших национальным достоянием.
Правда, последний год в рамках проекта "Культурная инициатива"
был
задуман и начал обретать контуры альбом "Рязань и рязанцы
в фотографиях
Евгения Каширина" - вещь замечательная, содержащая около
двухсот работ с
авторскими комментариями. Но, видимо, в России как в России:
все
заслуженное - посмертно.
Тем, может быть, большее значение обретает увидевший свет 23
июня
фотоальбом "9 фотохудожников Рязани", изданный рязанским
СФР. Для него
Женя отобрал 14 любимых классических работ, 14 серебряных самородков
из
своей личной сокровищницы… (Не думали мы, что этот альбом станет
последним прижизненным изданием с шедеврами мастера…)
У него была мечта - создать в Рязани Музей русской фотографии
и
возглавить его. О, какой бы это был директор! Здесь слились
бы и еще
ярче заблистали все его таланты, все умения - от глубочайшего
знания
предмета до дара общения с людьми. Последние полтора года Женя
активно
работал над претворением своей (и всей фотографической общественности)
мечты в жизнь. Не успел…
Ушел из жизни Мастер светописи, ушел русский Картье-Брессон.
Как будем жить дальше?
Сергей РОМАНОВ,
член Рязанского отделения СФР.
|