Сергей Иванов – ученик одного из отечественных мастеров фотографии Александра Лапина. Вполне в духе школы он не
ставит перед собой никаких целей, кроме собственно художественных: подобного рода искусство век назад называли
«чистым». Его минуют соблазны «злободневности», «острой социальности», «волнующей темы»; а также соблазн переступить
рамки собственно фотографии в попытке добиться эффекта за счет включения в нее приемов иных искусств. В его работах
есть умение, о котором говорил А. Картье-Брессон: «выстроить на одной линии сердце, взгляд и объектив фотокамеры».
Родился в Москве в 1958 г. Занимается художественной фотографией с 1986 г. Член Союза Фотохудожников России с
1994 г. Участник групповых выставок студии Александра Лапина с 1988 г., в том числе в Париже в 1991 г.
Персональные выставки:
«К десятилетию творческой деятельности» (Москва, Центральный Дом художника, 1996);
«Фотографии Сергея Иванова» (Москва, Выставочный зал на Плющихе, 1999);
«Иванов. Фото» (Москва, Галерея на Песчаной, 2000);
«Люди и положения» (Москва, клуб «Апшу», 2004; куратор Галина Ельшевская);
«С. Иванов. Фото» (г. Серпухов, Центральный выставочный зал, 2004);
«Люди. Жизнь» (г. Павловский Посад, выставочный зал «Дом Широкова», 2004);
«Скамейки» (г. Электросталь, 2005г.);
«Русская провинция» (Москва, клуб ОГИ, 2005 г., куратор Псой Короленко);
«Тени» (Москва, издательство Бурда, 2005 г.);
«Из жизни скамеек и людей» (г. Орехово-Зуево, центральный выставочный зал, 2005 г.);
«Россия – Италия» (г. Орехово-Зуево, Центральный выставочный зал, 2008);
«Иванов-50» (г. Павловский Посад, выставочный зал «Дом Широкова», 2008).
Групповые выставки:
Первая молодёжная московская фотовыставка (Москва, 1988);
Выставка студии Александра Лапина (Москва, выставочный зал в Пересветовом переулке, 1988);
Russie URSS 1914-1991. Changements de Regards (Париж, 1991);
Выставка московских фотографов (Москва, Центр современного искусства Марата Гельмана, 1993);
E-DOMANI (Milano, 2000);
Pensieri dell'arte (Milano 2001);
Le opere e I giorni (Milano, 2002) (куратор Эвелина Шац);
«85 – полёт нормальный» (к 85-летию газеты «Московский комсомолец»), Москва, выставочный зал Союза журналистов
России, 2004;
Atelier d’artista (Тоскана, Иль Кастаньо, 14-22.10.2006);
«Цвет звука» (г. Павловский Посад, выставочный зал «Дом Широкова», 2006);
«Цвет слова» (там же, 2007);
К 10-летию Санкт-Петербургского отделения газеты «Московский комсомолец» (Санкт-Петербург, 2007);
«Фотомания-2007» (Калининград, 2007).
Является автором визуального ряда в книге: Вера Калмыкова. Первый сборник или Пришествие тени: 7 фотографий Сергея
Иванова. Милан, 2001.
Сотрудничает с журналами «Аэрофлот», «Путешественник», «За рулем», «Автомир», «Крестьянка», «Экономика и жизнь»,
«Клаксон».
В настоящее время - фотокорреспондент газеты «Московский комсомолец».
В 2008 году издательство «Русский импульс» выпустило книгу Сергея Иванова «24х36».
Работы находятся в частных коллекциях в России, Франции, Италии, США.
«Хорошая фотография – та, в которую не вполне веришь. То есть, веришь, конечно, – понятно, что объектив если и не
бесстрастен, то уж точно «объективен»; однако ловишь себя на мысли, что этого не может быть, потому что не может
быть никогда – чтобы мироустройство обнаружило себя столь геометрически и логически внятно, чтобы в случайном срезе
пространство так продемонстрировало свой общий чертеж и общий умысел.
При рассматривании фотографий Сергея Иванова это ощущение возникает часто».
Галина Ельшевская, искусствовед
«Фотографа Сергея Иванова я уверенно причисляю к «избранным», а служит он этому виду искусства уже 26 лет. Можно
научиться ремеслу, можно идти в ногу с прогрессом и осваивать передовые технологии, можно изящно подражать другим
художникам или позиционировать себя непризнанным гением, можно бесконечно эпатировать зрителя. Но нельзя внезапно
приобрести тонкий художественный вкус и чувство композиции, они подобны музыкальному слуху – либо есть, либо нет. Их
невозможно развить с нуля, можно только усовершенствовать, если уже обладаешь ими от природы».
Алла Голованова, поэт, эссеист
«Сергей Иванов – художник, чье мастерство репортажной, портретной, пейзажной или постановочной фотографии не требует
доказательств. Он и натурник, и пространственник; и документалист, и аллегорист-символог, можно даже сказать –
фотограф-семиолог, ибо, в конечном счете, центр его интереса есть знак и синтаксис предметных знаков, следов некоего
большего, чем просто снимок. Оптическая точность выстроенного кадра сливается с мгновенно схваченным в нем
отношением вещей, поэтому творчество мастера и можно считать семиологичным».
Олег Коваль, искусствовед
«Собственно кадр, «картинку», может увидеть всякий, приникший к видоискателю, но только зрение-художество позволяет
очистить его от не-сути, протереть это изначально мутное стекло, чтобы, слегка перефразируя выведенную Флоренским
формулу духовной живописи, сквозь обличье – пейзажа, натюрморта, портрета, жанровой сценки – проступил облик, а
затем и лик…
Остановленное, авторское мгновение кадра – часть целого, текст, более или менее внятно, зависящий от искусства
автора, намекающий на контекст. То бишь на свое место, положение, смысл – в мире.
Но глаз – не объектив. Он видит не совсем то, что зафиксирует фотокамера. Так в любом искусстве всегда существует
неизбежный разрыв – дистанция между увиденным/услышанным и воспроизведенным. Свести этот разрыв к наивозможному
минимуму – дело интуиции, мастерства, опыта художника.
Как это происходит у Сергея Иванова – пересказывать не возьмусь. С меня довольно и самой возможности смотреть и
всматриваться, думать и вдумываться, следить сюжетные переклички и бродить извивами ассоциаций, вызванных его
работами».
Вадим Перельмутер, поэт, историк литературы |