Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

ВЫСТАВКА БОРИСА ИГНАТОВИЧА
"РЕТРОСПЕКТИВА"

в галерее «ФотоСоюз»
12 апреля – 11 мая 2006 г.

Союз фотохудожников России и агентство "ФотоСоюз" представляют выставку классика советской фотографии Бориса Игнатовича (1899-1976) "Ретроспектива" в галерее "ФотоСоюз". На выставке представлены работы, снятые в 1920-1940-х гг.
Открытие - 11 апреля в 18.00
Выставка работает с 12 по 11 мая 2006 г.

Борис Всеволодович Игнатович (1899-1976)

Родился в г.Луцке.
Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил газету "Горняк".
В 1922-1925 гг работал в ленинградских юмористических журналах. Одновременно увлекся фотографией.
В 1926 году вернулся в Москву и стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортеров при Доме печати.
С 1927 г - бильдредактор и фоторепортер газеты "Беднота", сотрудничал в журналах "Нарпит" и "Прожектор". В 1930-е гг входит в творческую группу "Октябрь" (1928 г), которую возглавлял Александр Родченко и в которую входили Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Георгий Петрусов, Ольга Игнатович, Елизавета Игнатович.
В тридцатые годы руководил отделом иллюстраций в газете "Вечерняя Москва".
В 1937-1941 годах работал в журнале "Строительство Москвы".
В годы войны был фотокорреспондентом газеты 30-й армии "Боевое знамя", снимал в тылу врага боевые действия партизанских отрядов.
В послевоенное время работал во многих журналах и издательствах Москвы.
Первая крупная персональная выставка Бориса Игнатовича состоялась в 1969 году в Москве. Персональные выставки проходили также в Праге (1947 г), Белграде (1949 г), Вильнюсе (1972 г).
Персональная выставка Бориса Игнатовича, посвященная 100-летию со дня рождения, прошла в 2002 году в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве.

Борис Игнатович

"Жить с Игнатовичем и не помогать ему в его творчестве было нельзя, потому что этим он дышал и этим заставлял жить окружающих. Все, кто общался с Борисом Всеволодовичем, проникались к нему симпатией и любовью. Он был большим художником и очень обаятельным человеком.
Он не любил половинчатости, халтуры в работе. Что бы то ни было - все должно быть сделано идеально. В жизни очень легкий, веселый, относившийся ко всему с юмором, в работе он становился предельно жестким. Свои пленки Игнатович проявлял сам. Печатал тоже сам, объясняя это так: "А откуда лаборант может знать, как я видел этот кадр?"
Свои работы Борис Всеволодович очень любил, но на персональную выставку в 1969 году отобрал только 30 работ, и стоило большого труда уговорить его расширить экспозицию. Большое внимание уделял развеске фотографий. Был бы, наверное, счастлив, увидев, как это делается сейчас. А в то время лепили фотографии впритык одна к другой…
Выполняя заказы редакции, он душу вкладывал в съемку. Поэтому неудивительно, что даже чисто индустриальные сюжеты смотрятся как картины ("Разливка стали", "У доменной печи" и другие). Если же снимал для себя, то мог по нескольку раз приезжать на одно и то же место. Так были сняты "Купола".
Случалось много курьезов и неприятностей, связанных с отдельными снимками. Приведу несколько примеров. Один из организаторов персональной выставки Игнатовича 1969 года отказался включить в экспозицию всемирно известный снимок "Душ", говоря, что от него "воняет". То этому горе-организатору казалось, что на выставочных снимках слишком много лошадей, то в сюжете "Материнство" - лошадь худая, то он отвергал "Обед в коммуне", поскольку очень суровые лица и сама обстановка. Уже вывешенный портрет Бориса Пастернака был снят по политическим мотивам, хотя в то время поэта уже начали печатать. Отвергался портрет художника Б.Биргера, поскольку на фотографии он выглядел голодным и одиноким. Подобных глупостей и нелепостей было, к сожалению, очень много. Но лучше вспоминать приятное.
В молодости он лихо ездил на мотоцикле. Мама очень волновалась и обратилась к знакомому: "Деточка, уговори его продать эту нечистую силу. Я тебе за это заплачу". Позже, живя в Москве на Садовой-Триумфальной и заслышав грохот мотоцикла, Борис Всеволодович мчался к окну, мы даже боялись, что он может вывалиться из него.
Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, "упаковкой кадра" и, естественно, крупными планами. Его кредо: ничего лишнего в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал уже во время съемки и очень редко - при печати. Было лишь два исключения из этого правила. Первое - "Материнство", где из кадра убрана крайняя левая фигура, и второе - "На печи", где убран крайний слева ребенок. Больше во всем архиве я не нашла негативов, которые бы кадрировались при печати. Он говорил: "Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому!". Ученики Игнатовича крепко усвоили его науку: "упаковать и покосить", то есть выполнить в кадре диагональную композицию…
Из письма Бориса Игнатовича матери от 18 марта 1921 года: "Нигде так хорошо не работается, как в столице. Жизнь кипит. И нигде так не видно этой жизни, как здесь. Эх, если бы везде так работали, как в Москве, давно бы вылезли из голодного ярма".
Любил Москву. Мечтал как-то особенно поснимать этот город, как никто не снимал. В 1950-х сделал попытку снять столицу широкоформатной камерой на цвет. В архиве сохранились удачные снимки, но ему хотелось сделать что-то особенное. Но, увы! Прыгать по крышам, как в молодости, он уже не мог. Возраст брал свое. Мечта так и осталась неосуществленной. Еще мечтал издать несколько комплектов открыток со своими работами. Тоже не вышло.
В последние годы жизни он уже не мог далеко ходить, и все сосредоточилось в коммуналке на Ленинском. Приходили молодые фотолюбители, приносили свои снимки, устраивали эксперименты. Я служила и ассистентом, и фотомоделью, и на кухне успевала. Работал Борис Всеволодович до последнего часа".

Клавдия Игнатович

Галерея Бориса Игнатовича

 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100