Союз фотохудожников России и агентство "ФотоСоюз"
представляют выставку классика советской фотографии Бориса Игнатовича
(1899-1976) "Ретроспектива" в галерее "ФотоСоюз".
На выставке представлены работы, снятые в 1920-1940-х гг.
Открытие - 11 апреля в 18.00
Выставка работает с 12 по 11 мая 2006 г.
Борис Всеволодович Игнатович (1899-1976)
Родился в г.Луцке.
Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил
газету "Горняк".
В 1922-1925 гг работал в ленинградских юмористических журналах. Одновременно
увлекся фотографией.
В 1926 году вернулся в Москву и стал одним из руководителей Ассоциации
фоторепортеров при Доме печати.
С 1927 г - бильдредактор и фоторепортер газеты "Беднота",
сотрудничал в журналах "Нарпит" и "Прожектор".
В 1930-е гг входит в творческую группу "Октябрь" (1928 г),
которую возглавлял Александр Родченко и в которую входили Елеазар
Лангман, Борис Кудояров, Георгий Петрусов, Ольга Игнатович, Елизавета
Игнатович.
В тридцатые годы руководил отделом иллюстраций в газете "Вечерняя
Москва".
В 1937-1941 годах работал в журнале "Строительство Москвы".
В годы войны был фотокорреспондентом газеты 30-й армии "Боевое
знамя", снимал в тылу врага боевые действия партизанских отрядов.
В послевоенное время работал во многих журналах и издательствах Москвы.
Первая крупная персональная выставка Бориса Игнатовича состоялась
в 1969 году в Москве. Персональные выставки проходили также в Праге
(1947 г), Белграде (1949 г), Вильнюсе (1972 г).
Персональная выставка Бориса Игнатовича, посвященная 100-летию со
дня рождения, прошла в 2002 году в Музее изобразительных искусств
им.А.С.Пушкина в Москве.
Борис Игнатович
"Жить с Игнатовичем и не помогать ему в его творчестве было
нельзя, потому что этим он дышал и этим заставлял жить окружающих.
Все, кто общался с Борисом Всеволодовичем, проникались к нему симпатией
и любовью. Он был большим художником и очень обаятельным человеком.
Он не любил половинчатости, халтуры в работе. Что бы то ни было -
все должно быть сделано идеально. В жизни очень легкий, веселый, относившийся
ко всему с юмором, в работе он становился предельно жестким. Свои
пленки Игнатович проявлял сам. Печатал тоже сам, объясняя это так:
"А откуда лаборант может знать, как я видел этот кадр?"
Свои работы Борис Всеволодович очень любил, но на персональную выставку
в 1969 году отобрал только 30 работ, и стоило большого труда уговорить
его расширить экспозицию. Большое внимание уделял развеске фотографий.
Был бы, наверное, счастлив, увидев, как это делается сейчас. А в то
время лепили фотографии впритык одна к другой…
Выполняя заказы редакции, он душу вкладывал в съемку. Поэтому неудивительно,
что даже чисто индустриальные сюжеты смотрятся как картины ("Разливка
стали", "У доменной печи" и другие). Если же снимал
для себя, то мог по нескольку раз приезжать на одно и то же место.
Так были сняты "Купола".
Случалось много курьезов и неприятностей, связанных с отдельными снимками.
Приведу несколько примеров. Один из организаторов персональной выставки
Игнатовича 1969 года отказался включить в экспозицию всемирно известный
снимок "Душ", говоря, что от него "воняет". То
этому горе-организатору казалось, что на выставочных снимках слишком
много лошадей, то в сюжете "Материнство" - лошадь худая,
то он отвергал "Обед в коммуне", поскольку очень суровые
лица и сама обстановка. Уже вывешенный портрет Бориса Пастернака был
снят по политическим мотивам, хотя в то время поэта уже начали печатать.
Отвергался портрет художника Б.Биргера, поскольку на фотографии он
выглядел голодным и одиноким. Подобных глупостей и нелепостей было,
к сожалению, очень много. Но лучше вспоминать приятное.
В молодости он лихо ездил на мотоцикле. Мама очень волновалась и обратилась
к знакомому: "Деточка, уговори его продать эту нечистую силу.
Я тебе за это заплачу". Позже, живя в Москве на Садовой-Триумфальной
и заслышав грохот мотоцикла, Борис Всеволодович мчался к окну, мы
даже боялись, что он может вывалиться из него.
Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, "упаковкой
кадра" и, естественно, крупными планами. Его кредо: ничего лишнего
в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал
уже во время съемки и очень редко - при печати. Было лишь два исключения
из этого правила. Первое - "Материнство", где из кадра убрана
крайняя левая фигура, и второе - "На печи", где убран крайний
слева ребенок. Больше во всем архиве я не нашла негативов, которые
бы кадрировались при печати. Он говорил: "Мы строим новую жизнь
и должны снимать по-новому!". Ученики Игнатовича крепко усвоили
его науку: "упаковать и покосить", то есть выполнить в кадре
диагональную композицию…
Из письма Бориса Игнатовича матери от 18 марта 1921 года: "Нигде
так хорошо не работается, как в столице. Жизнь кипит. И нигде так
не видно этой жизни, как здесь. Эх, если бы везде так работали, как
в Москве, давно бы вылезли из голодного ярма".
Любил Москву. Мечтал как-то особенно поснимать этот город, как никто
не снимал. В 1950-х сделал попытку снять столицу широкоформатной камерой
на цвет. В архиве сохранились удачные снимки, но ему хотелось сделать
что-то особенное. Но, увы! Прыгать по крышам, как в молодости, он
уже не мог. Возраст брал свое. Мечта так и осталась неосуществленной.
Еще мечтал издать несколько комплектов открыток со своими работами.
Тоже не вышло.
В последние годы жизни он уже не мог далеко ходить, и все сосредоточилось
в коммуналке на Ленинском. Приходили молодые фотолюбители, приносили
свои снимки, устраивали эксперименты. Я служила и ассистентом, и фотомоделью,
и на кухне успевала. Работал Борис Всеволодович до последнего часа".
Клавдия Игнатович
Галерея
Бориса Игнатовича
|