"Горячая Армения"
Именно так назвал фотограф Александр ТЯГНЫ-РЯДНО свою выставку, которая
экспонируется с 16 по 30 ноября в галерее "Древо" на Малой
Никитской улице, 16/5
Выставка проходит в рамках "Года Армении в Российской федерации"
"Армения - горячая, Многострадальная земля". "Именно
горячая. Тут всё горячо: небо, воздух, солнце, люди, история, кровь,
та, что в людях и та, что из людей".
Этими словами Писателя Андрея Битова предваряется выставка.
… Армения, увиденная Александром Тягны-Рядно, монохромна, лишена привычного
для глаза буйства красок и поэтому неожиданна для тех, кто впервые
встречается с творчеством этого замечательного мастера, одного из
лучших российских фотографов.
В каком бы жанре не работал Тягны-Рядно - портрете, пейзаже, репортаже
- он предпочитает черно-белую фотографию цветной. И не только потому,
что она позволяет передавать тончайшие градации светотени, усиливает
выразительность силуэтов и контуров - всеми этими формальными средствами
мастер, естественно, владеет в совершенстве. Для Тягны-Рядно моноцветность
- это, если хотите, сдерживающий барьер, препятствие, не позволяющее
камере легко скользить по поверхности, поддаваясь соблазну внешней
эффектности удачно найденного ракурса или сюжета. Снимая на черно-белую
пленку, Тягны-Рядно словно пытается зафиксировать объективом нечто,
что, как правило, скрыто от глаз и, в общем-то, фотокамере не должно
быть подвластно.
За редким исключением во всех работах армянской серии мастера непременно
присутствуют люди - снимает ли он древнехристианские храмы, природные
красоты или город. Сюжеты, на первый взгляд, незатейливы. Мальчишки
плещутся в летнюю жару в городском фонтане, случайный прохожий улыбается
в объектив, крестьяне собирают урожай абрикосов, сельский священник
общается с местной детворой, торговки скучают без покупателей на деревенском
рынке. Для Тягны-Рядно присутствие людей в кадре принципиально - иначе
в этих фотографиях не возникло бы того особого поля напряжения, постоянного
диалога между прошлым и настоящим, который ощущаешь на этой древней
библейской земле как нигде. Перед нами - современная Армения, живущая
своими повседневными, сегодняшними заботами, смотрящая в будущее,
но при этом ни на секунду не забывающая о своем прошлом, о своей древней
истории. Любое остановленное мгновение попадает в армянской серии
Тягны-Рядно в категорию вечности и мифологии.
Мне посчастливилось оказаться спутницей Тягны-Рядно в его путешествии
по Армении, наблюдать, как он работает. Ни на минуту он не расставался
с камерой, словно боясь упустить что-то, о чем потом придется жалеть-
вот здесь нужное освещение, здесь неожиданный ракурс, а здесь - человеческий
материал отличный. Было ощущение, что на все мы с Тягны-Рядно смотрели
и реагировали одинаково, но увидели, как оказалось на этой выставке,
по-разному. В Армении я родилась и выросла, вернувшись после долгого
отсутствия, Александр там оказался фактически впервые, если не считать
короткую командировку в уже далекое советское время. Я видела внешние
перемены, они меня огорчали или радовали. Тягны-Рядно увидел "свою"
Армению, порой для меня неожиданную, новую. Получился такой вот эффект
blow-up, как в знаменитом фильме Антониони. Реальность, зафиксированная
и увеличенная фотообъективом, раскрывает то, что ты не разглядел,
упустил из вида. Вот одна из самых притягательных загадок фотографии
- заставить узреть в обыденном что-то, что не замечал, перевести сиюминутное
в наполненное особым смыслом измерение вечности.
И это переворачивает твой мир.
Кара Мискарян
Справки по телефонам: Галерея "Древо" (495) 291-40-41 Арт директор
Кристина Кондратьева и
Александр Тягны-Рядно (495) 291-38-49
|