Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

"СУБЪЕКТИВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ"
18 - 28 февраля 2004 г.


Союз фотохудожников России представляет персональную выставку
Геннадия Хорошайлова
из проекта "Субъективный Петербург" в галерее "ФотоСоюз".


В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КЛАССИКИ

 

Спрашиваю, какие сюжеты он любит снимать. Он задумывается, разводит руки и отвечает стихами
Б. Пастернака:

"Сомкнутые веки,
Выси, облака,
Воды, броды, реки,
Годы и века..."

Мало сказать, что он знает и любит поэзию. Поэтически сжатые образы близки к фото-
графическому видению. Они будят воображение, помогают настроится на сьемку. Чаще всего именно поэзия ведет его в фотографических исканиях.
Мы сидим у Геннадия на кухне, неспешно беседуем о фотографии. Вногах мирно дремлет пес Банди.


- И все-таки, как рождаются сюжеты? -допытываюсь я.
Он улыбается: - Да, наверно, как стихи у поэтов:

"...Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
И желтый одуванчик у забора,
И лопухи, и лебеда..."
(А. Ахматова)

Едва ли в действительности все так просто,но его сдержанность мне понятна. На его фотографиях безлюдные берега северных морей, лесные дали, излом холмов, обветшалые часовни, заброшенные скиты - скромный лик родной земли. Между снятыми кадрами, и это знакомо мне не понаслышке, немеренные километры раскисшых дорог, топкие таежные тропы, комариный зуд, ночевки у костра, тоскливое ожидание тто попутной оказии, то подходящей погоды... Но говорить об этом как-то не принято. Геннадий Хорошайлов из породы тех романтиков, кого муза странствий смолоду позвала в путь. У него цепкий взгляд художника. Как фотограф, он убежденный приверженец монохромной бромосеребряной светописи. Для него негатив лишь заявка на фотографию. Умение, опыт позволяют ему уходить от канонических способов печати, импровизировать в поиске оптимального художественного решения.

У Хорошайлова позади десятилетия работы фотографом в Худфонде, где приходилось, разьезжая по стране, заниматься оформлением музейных фотографических экспозиций (на Соловках, в Пушкиногорье, в Саяно-Шушенске, в бухте Тикси, в Днепродзержинске, в Новгороде и других городах). Его работами оформлялись многочисленные фотовыставки в городах-побратимах Лениграда (в Милане, Варне, Гданьске, Турку и других). Иногда ему приходилось делать помпезные фотомонтажи в музеях вождей. Создаваемые под неусыпным идеологическим оком в сжатые сроки, они требовали от фотографа помимо аврального труда незаурядной сметки. Хорошо, что избранная стезя соответствовала его наклонностям.

Овладение ремеслом было полезным, поскольку без знания ремесла не может обойтись никакое творчество. Цельность натуры, преданность фотографии, тяга к совершенствованию способствовали росту его мастерства, развитию творческой интуиции. Его работы становятся сдержанно-лаконичными, строгими, иногда - изысканными.В них то выразительная графика, то тончайшие градации света, воздуха, перспективы. В пейзажной фотографии он старается вникнуть в суть природных явлений, очистить сюжет от лишних элементов, обобщить его. Уравновешенная гармония света и тени подчеркивает мягкость, выразительность линий, плоскостей. Ощутимо внутреннее волнение автора, торжественное, тихое преклонение перед природой, которая у истинного художника всегда вызывает благоговение. У него нет надуманных композиций, лишних деталей, эффектов, заглушающих лирическое звучание. Взвешенная ясность формы и содержания.

Совершенство простоты и простота красоты. Не зря он, как заклинание, повторяет слова
любимого поэта:

"...В родстве со всем, что есть, уверясь,
И, знаясь, с будущим в быту,
Нельзя к концу не впасть, как ересь,
В неслыханную простоту..."
(Б. Пастернак)

На стенах его просторной, светлой квартиры много фотографий. Они рассказывают о безмерной прелести родной земли, неумолимой поступи времени, о неброской сокровенной красоте Русского Севера. С его неоглядными далями, неяркими небесами, нежарким сонцем... Лемехи куполов деревянных церквей, выбеленные временем, островерхие часовни, встающие над светлыми водами Кен-озера, скиты Соловков, Валаама, застывшие в таинственном безмолвии белой ночи... Первозданная природа, памятник старины, созданнае безвестными мастерами, чьи мера и вкус воспитывались веками...

Наблюдая, сколь умело Геннадий хозяйничает на кухне, высказываю вслух догадку, что, видимо, приготовление пищи и фоторастворов имеет немало общего. Он, улыбаясь, подхватывает:
- Особенно, если жена пропадает на работе... Его Зина-ученая-химик, к тому же декан факультета. Переходим в его лабораторию. Свежие растворы, отпечатки. Варианты проб. Видно, сколь настойчиво он эксперементирует... Мокрая печать, "голодное" проявление, псевдосоляризация... Он неоднократно возвращается к одной и той же фотографии, пока не убедиться, что достиг желаемой тональной целостности-решающего фактора эмоционального воздействия снимка. Так рождается его стиль-это характерная черта настоящего художника, плод глубоких раздумий и зачастую большого труда.
В стопке готовых работ выставочног формата выделяются лиричские пейзажи Михайловского, Тригорского. В Пушкинских горах уже действует его постоянная фотовыставка. Просматривается приверженность темам моря и родного города. Морские пейзажи Хорошайлова недавно выставлялись на Петербургской фотоярмарке и были посвящены памяти экипажа подводной лодки "Курск". Тема Петербурга теперь в канун предстоящего юбилея города особенно актуальна. Рассматриваю прекрасно изданные календари с пейзажами Ансела Адамса. Их регулярно присылают друзья из штатов Айова (США), где с успехом прошла выставка работ Геннадия Хорошайлова.

Фотография даровала ему возможность делиться с людьми своим видением, знанием, переживанием, и он благодарен ей за это. Фотография стала для него образом жизни. Сегодня он смотрит, читает, мыслит фотографически. Толстая книга отзывов с его последней фотовыставки в музеи Этнографии полна искренней людской благодарности. Что может быть дороже этого?


"...Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в дарение..."

(Б. Пастернак)

А. Александров, г. Санкт-Петербург.


 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100