НАЧАЛО
АРХИВ НОВОСТЕЙ
О СОЮЗЕ
ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ»
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ |
||
"СУБЪЕКТИВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ" |
|||
|
|||
Союз фотохудожников России представляет персональную выставку В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Едва ли в действительности все так просто,но его сдержанность мне понятна. На его фотографиях безлюдные берега северных морей, лесные дали, излом холмов, обветшалые часовни, заброшенные скиты - скромный лик родной земли. Между снятыми кадрами, и это знакомо мне не понаслышке, немеренные километры раскисшых дорог, топкие таежные тропы, комариный зуд, ночевки у костра, тоскливое ожидание тто попутной оказии, то подходящей погоды... Но говорить об этом как-то не принято. Геннадий Хорошайлов из породы тех романтиков, кого муза странствий смолоду позвала в путь. У него цепкий взгляд художника. Как фотограф, он убежденный приверженец монохромной бромосеребряной светописи. Для него негатив лишь заявка на фотографию. Умение, опыт позволяют ему уходить от канонических способов печати, импровизировать в поиске оптимального художественного решения. У Хорошайлова позади десятилетия работы фотографом в Худфонде, где приходилось, разьезжая по стране, заниматься оформлением музейных фотографических экспозиций (на Соловках, в Пушкиногорье, в Саяно-Шушенске, в бухте Тикси, в Днепродзержинске, в Новгороде и других городах). Его работами оформлялись многочисленные фотовыставки в городах-побратимах Лениграда (в Милане, Варне, Гданьске, Турку и других). Иногда ему приходилось делать помпезные фотомонтажи в музеях вождей. Создаваемые под неусыпным идеологическим оком в сжатые сроки, они требовали от фотографа помимо аврального труда незаурядной сметки. Хорошо, что избранная стезя соответствовала его наклонностям. Овладение ремеслом было полезным, поскольку без знания ремесла не может обойтись никакое творчество. Цельность натуры, преданность фотографии, тяга к совершенствованию способствовали росту его мастерства, развитию творческой интуиции. Его работы становятся сдержанно-лаконичными, строгими, иногда - изысканными.В них то выразительная графика, то тончайшие градации света, воздуха, перспективы. В пейзажной фотографии он старается вникнуть в суть природных явлений, очистить сюжет от лишних элементов, обобщить его. Уравновешенная гармония света и тени подчеркивает мягкость, выразительность линий, плоскостей. Ощутимо внутреннее волнение автора, торжественное, тихое преклонение перед природой, которая у истинного художника всегда вызывает благоговение. У него нет надуманных композиций, лишних деталей, эффектов, заглушающих лирическое звучание. Взвешенная ясность формы и содержания. Совершенство простоты и простота красоты. Не зря
он, как заклинание, повторяет слова И, знаясь, с будущим в быту, Нельзя к концу не впасть, как ересь, В неслыханную простоту..." (Б. Пастернак) На стенах его просторной, светлой квартиры много фотографий. Они рассказывают о безмерной прелести родной земли, неумолимой поступи времени, о неброской сокровенной красоте Русского Севера. С его неоглядными далями, неяркими небесами, нежарким сонцем... Лемехи куполов деревянных церквей, выбеленные временем, островерхие часовни, встающие над светлыми водами Кен-озера, скиты Соловков, Валаама, застывшие в таинственном безмолвии белой ночи... Первозданная природа, памятник старины, созданнае безвестными мастерами, чьи мера и вкус воспитывались веками... Наблюдая, сколь умело Геннадий хозяйничает на кухне, высказываю
вслух догадку, что, видимо, приготовление пищи и фоторастворов имеет
немало общего. Он, улыбаясь, подхватывает: Фотография даровала ему возможность делиться с людьми своим видением,
знанием, переживанием, и он благодарен ей за это. Фотография стала
для него образом жизни. Сегодня он смотрит, читает, мыслит фотографически.
Толстая книга отзывов с его последней фотовыставки в музеи Этнографии
полна искренней людской благодарности. Что может быть дороже этого? (Б. Пастернак) А. Александров, г. Санкт-Петербург. |