Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

1 НОЯБРЯ 2006г. УМЕР МАРК БОРИСОВИЧ МАРКОВ-ГРИНБЕРГ

В Москве 1 ноября умер патриарх советского фоторепортажа Марк Марков-Гринберг.
Он ушел всего за неделю до своего дня рождения -7 ноября Марку Маркову-Гринбергу исполнилось бы 99 лет. Через год фотографическая общественность непременно вспомнила бы о его столетии и наверняка отметила юбилей хотя бы одной пышной выставкой-ретроспективой. Сейчас о произошедшем вполголоса поговорили посетители другой выставки-ретроспективы - к 115-летию со дня рождения Александра Родченко- открывшейся, так получилось, на следующий день после смерти Маркова-Гринберга. Если бы не интернет-сообщества фотографов и живой журнал, эта новость вряд ли бы попала в сводки новостных агентств.
Марков-Гринберг родился в 1907 году в Ростове-наДону. "Роман с фотографией" у него начался рано- как он сам говорил: "Люблю фотографию, с ней прожил с 17 лет". С 1925 работал штатным фотокорреспондентом газеты "Советский Юг" и внештатным- журнала "Огонек", в 1926 переехал в Москву, с 1930 был в штате Пресс-клише ТАСС. Свои самые знаменитые снимки он сделал до войны: наиболее известна его серия про снятие двуглавых орлов с башен Кремля и замену их красными звездами. Практически с самого начала войны, с сентября 1941 года служил рядовым (он был линейным связистом), затем, с 1943 - фотокорреспондентом армейской газеты "Слово бойца". Закончил войну в звании капитана, с орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени, медалями. Слава победителя, однако, не стала залогом уважения со стороны властей. Или хотя бы гарантией простой безопасности: об этом почему-то до сих пор не пишут в его официальных биографиях, стыдливо указывая, что в 1953 он "демобилизовался из армии", но Марков-Гринберг стал одной их жертв кампании по борьбе с космополитизмом. Как и других фотографов-евреев его фактически сослали в фотоиздательство ВДНХ, а затем, с 1957 и до ухода на пенсию в 1973 он - ведущий репортер с громким именем - вынужден был работать в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Родина не особенно ценила своих героев.
Марков-Гринберг был действительно патриархом, последним из плеяды великих советских репортеров - тех самых, что обладали огромной силой "прямого" отражения окружающего мира в эпоху, когда фотография все еще воспринималась большинством читателей газет с наивностью людей, никогда не слышавших о манипуляции с изображением. Наверное, в трибьюте последнему из них стоит перечислить всех по именам: Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Максима Альперта, Евгения Халдея, Георгия Петрусова, Виктора Руйковича, Елизара Лангмана давно уже нет в живых. Их роль двояка, временами даже двусмысленна. Своим участием они подкрепили насаждавшийся идеологией миф о великой советской стране свидетельствами огромной визуальной силы. И не только подкрепили - они фактически убедили зрителя в правдивости пафосных слов. Но они же своим умением четко подмечать детали рассказывают теперь нам, сегодняшним, правду о том времени. К тому же, без храбрости этих людей, прошедших войну "с лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом", мы бы никогда не увидели ее будней.
Поразительно, но именно военные, самые непостановочные, репортажные в лучшем смысле этого слова снимки Маркова-Гринберга воспринимаются современным человеком с наибольшим недоверием - слишком четко выверена в них композиция, слишком "играет" деталь, подмеченная на фронте в долю секунды. При этом из всех вышеперечисленных именно его фотографии, пожалуй, вызывают наибольшее доверие как документы эпохи - и дело здесь именно в методе, обусловленном, впрочем, человеческими качествами. По словам хорошо знавшего его президента Союза фотохудожников России Андрея Баскакова, Марков-Гринберг "никогда не выпячивал себя, не рвался в лидеры поколения". Он никому - даже дочери - не разрешал прикасаться к своему архиву, так что теперь наследникам еще предстоит сделать удивительные находки. Нет у него и репутации ниспровергателя ценностей и законодателя фотографических и художественных мод, как у Александра Родченко, его личность не присутствует, часто весьма назойливо, в работах, как у Виктора Руйковича, он не прославился скандалами с фотопостановкой в духе халдеевского "Знамени Победы над Рейхстагом". Скромность Маркова-Гринберга проявляется и в кадре - здесь его как бы нет, он самоустранился, взгляд полностью сосредоточен на объекте. Ему хорошо поэтому удавались хроникально-панорамные серии и портреты известных людей - Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Аркадия Райкина, побывавших в Союзе Ромена Роллана и Бернарда Шоу. И при всем этом особая фотографическая мягкость и такт, а иногда и ирония (вспомним его девушку с веслом) не мешали постоянным смелым экспериментам со светом, линиями, ракурсами.
В последние годы Марков-Гринберг чувствовал себя неважно - сказывался возраст. О его девяностолетнем юбилее в 1997 году вспомнили только благодаря его другу и коллеге Виктору Руйковичу, родившемуся с Марковым-Гринбергом в одном и том же году с разницей в несколько дней. На совместной выставке по поводу девяностолетия Гринберг "скромно сидел на стульчике, принимая поздравления"- и тем не менее, от посетителей не было отбоя. На девяностопятилетие он уже не пришел: практически перестал выходить из дома, а последние пару лет не вставал с постели. Он ушел потому, что остановилось сердце. Ушел так же, как и жил, так же, как делал свою работу: скромно, незаметно, без лишних слов и бравурных речей, оставив после себя, тем не менее, богатейшее наследие из фотографий довоенного и военного времени.

Виктория Мусвик


Марк Марков-Гринберг родился в Ростове-на-Дону 7 ноября 1907 года.
В 1925 году стал фотокорреспондентом газеты "Советский Юг" и внештатным корреспондентом журнала "Огонек".
В 1926 году переехал в Москву. Работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов. Снимал для журнала "Смена".
В 1930 году был приглашен на штатную работу в Пресс-клише ТАСС. Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, известных писателей - М.Горького, В.Маяковского, приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова, знаменитых летчиков - В.Чкалова, М.Громова, В.Гризодубову и П.Осипенко.
В 1938 году перешел на работу в Фотохронику ТАСС. В период войны с белофиннами (1939-1940 гг) был военным корреспондентом этого агентства в войсках, сражавшихся на Карельском перешейке.
В сентябре 1941-го отправлен рядовым на фронт. В июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету "Слово бойца".
После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в "Красноармейской иллюстрированной газете".
До 1957 года работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
С 1957 г и до ухода на пенсию (1973 г) работал в журнале "Клуб и художественная самодеятельность".
Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках.
За рубежом работы Маркова-Гринберга экспонировались в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.


Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения, Фотоцентр Союза журналистов России (Москва), ноябрь 1997 г.
Персональная выставка в галерее "ФотоСоюз" (Москва) - февраль-март 2001 г.
Персональная выставка в рамках ежегодного международного фестиваля фотожурналистики "Visa pour l'image", 31 августа - 15 сентября 2002 г, Перпиньян (Франция). Присуждена почетная награда фестиваля - медаль мэра г.Перпиньяна.
Почетный член Союза фотохудожников России.


Mark Markov Grinberg
A Tribute to His Legacy on His Passing, November 1, 2006



There are fine photographers who share the best of their contributions during their lifetime. We experience their work in great appreciation, to learn more about the present world that we live in.

Then there are distinguished artists who contribute vision throughout their career. What they have discovered about the way of life is universal. Their photographic images transcend any subject in a single time or place. These artists create timeless messages about the cycle of life - beyond any culture or ideology of the moment. Their photographs not only tell us about history. They convey meaning for generations.

Mark Grinberg was an artistic master of the modern documentary photograph. From his first portrait of avant-garde poet Vladimir Mayakovsky, to heroic subjects of everyday people such as the miners in the Donetsk region, Grinberg was a faithful witness to an entire century. Exposing the savagery of world wars, his century-long career compares to no other.

History is marked by his unique documentary contribution. Truths in Grinberg's photographs tell us stories about the past for the future. Rare are such individual artists with the camera. Extraordinary is their collective work. For we continue to learn what they give us in their lifetime, about the complexity and depth of humanity. Grinberg's photographic work continues to live in the present so that we can better understand the future about the ever-changing world.

Mark Grinberg leaves in his art an unparalleled heritage from his relentless pursuit of common truths. His vision documented change for all times. His photographs continue to enlighten us by reminding the viewer about the greater world of human potential. We are honored by your photographic legacy, Mark Grinberg, which is filled with everlasting insights that you have faithfully left us.

Moscow November 1, 2006

Steve Yates, Fulbright Scholar, Russia 2006-7
Curator of Photography, Museum of New Mexico, Santa Fe
Associate Adjunct Professor, University of New Mexico


   
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100