Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 
"СУБЪЕКТИВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ"
4 - 14 февраля 2004 г.


Союз фотохудожников России
представляет персональную выставку Станислава Чабуткина из проекта "Субъективный Петербург" в галерее "ФотоСоюз".
Открытие - 3 февраля в 17.00.
Выставка работает с 4 по 14 февраля 2004 г.

 

Союз фотохудожников России представляет персональную выставку Станислава Чабуткина
из проекта "Субъективный Петербург" в галерее "ФотоСоюз".


Вспоминаю, как после осмотра большой групповой фотовыставки в Конногвардейском манеже, где каждый петербургский фотограф был представлен одной работой, мне захотелось вернуться вновь к фотографии Станислава Чабуткина, чтобы внимательнее её рассмотреть. Сент-Экзюпери говорил: "Познавать это не значит разбирать или объяснять, это значит всмотреться." Сюжет фотографии был прост: на переднем плане стволы деревьев, за ними - бегущий мальчик с собакой. Но снимок был полон экспрессии. Он был заряжен энергией, которая невольно вызывала у зрителя ответную реакцию. В этом снимке пространственные представления, построенные на основе мимолетных ощущений автора, дали законченный художественный образ, где изящно деформированное изображение действительности передавало внутреннее видение художника. Реальность явилась для него подходящим материалом для очередной художественной метаморфозы. Он выбрал из действительности то, что соответствовало его чувству формы, пропорции, света. Именно в этом таится секрет своеобразия, самовыражения художника, ибо содержанием творческой фотографии не может быть механическое отражение изображаемой действительности. Фотография - это эстетический посыл, в котором по-своему выражается личность автора, его умозрительное и эмоциональное отношение к миру. Фотография - это синтез мысли, -это переживание. Однако автор фотографии будет удовлетворен результатом своего труда лишь в случае, если его волнение, переживание, трансформированное посредством образа, разбудит мысли и чувства других людей. Значение фотографического произведения осознаваемо в плане чувственных восприятий, и в невозможности его чёткого, логичного толкования заключается характерная особенность художественной фотографии.

Для творчества С. Чабуткина характерны две точки зрения: психологически-субъективная, когда он выражает свою мысль посредством фотографического образа и точка зрения романтически настроенного наблюдателя, взволнованного настроением природы, комбинацией форм, пространства, плоскостей, линий. Он неустанно ищет новые выразительные возможности и необыкновенно требователен к окончательной технической обработке увеличенной фотографии. Для многих его работ характерна безупречная тональная гармония и тонкое чувство меры. Такие работы приближают фотографию к неповторимой рукотворности произведений подлинного искусства. В них есть нечто завораживающее, возбуждающее невольное желание всмотреться пристальнее. Обаяние снимка С. Чабуткина - результат продуманного творческого процесса, тщательно подготовленного, скрупулезно выполненного от первоначальной идеи до готового отпечатка.

Творческая фотография стремится к обобщенности сюжета, к раскрытию сущности вещей, явлений, их взаимосвязи, к созданию запоминающихся образов, в чем существенную роль играют индивидуальность автора и мера его дарования. Любовь к фотографическому творчеству не является врожденной. Она приходит и крепнет вместе с годами общения с фотографией и сила ©той любви зависит от глубины нашего понимания фотографии, от того насколько мы способны с ней сжиться. Так, пока мы пытаемся овладеть фотографией, она незаметно овладевает нами... Ради служения фотографии С. Чабуткин оставил хорошую, "хлебную" профессию, обретенную годами успешной учебы в институте и опытом работы в НИИ. Но он никогда не пожалел об этом. Любовь к фотографии сделала его жизнь наполненной, интересной, она способствовала его художественному развитию, вдохновляла его на постоянное самосовершенствование. Работая над собой, он умело увязывал свои стремления и интересы с художественным выражением собственного мироощущения.

Интенсивное общение с коллегами в фотоклубах, товарищеская взаимопомощь помогли ему овладеть фотографическим ремеслом настолько, чтобы в дальнейшем не думать о нём, также, как мы не думаем о грамматике, говоря на своём родном языке. Разносторонний интерес к жизни склонял его быть универсальным фотографом, умело снимающим и натюрморт, и городской жанр, и классический пейзаж. Поначалу в его работах преобладало искреннее удивление и возвышенно-трепетное отношение к природе. При фотографировании бытовых предметов его восхищали их скульптурность, спокойствие, великолепие форм, обдуманность пропорций. Вместе с тем по мере совершенствования всё отчётливее обозначилось стремление к большей достоверности, к мужественной простоте, к художественной выразительности.

Искусствовед В. Вальран, занимающийся исследованием ленинградского фотоандеграунда, писал, что ряд натюрмортов С. Чабуткина 70-х годов является образцом этого направления. Им же отмечалось, что изобразительный ряд у С.Чабуткина убедительно символичен и свидетельствует об обостренной чувственности автора. Он подметил также, что работы этого автора хочется не только рассматривать, но и ощущать осязательно, потрогать руками, погладить их. И с этим трудно не согласиться. Ассоциации такого рода возникали и на персональной выставке С. Чабуткина: "Афон.Скит Новая Фиваида", где фотографии рассказывали о путешествии автора на Святую Афонскую гору. Простая и незамысловатая трактовка сюжета в представленных там работах сочеталась с высокой художественностью исполнения. Приятно поражали мягкая пластичность передаваемых форм и тональная гармония. О тонком вкусе художника свидетельствовали также работы С. Чабуткина, представленные на прошедшей недавно выставке международного проекта "Черно-белый Петербург" в Петропавловской крепости. Эта выставка посвящалась петербургскому городскому пейзажу, запечатленному разными авторами в технике черно-белой печати от гравюры Петровского времени до современной фотографии.. Особое впечатление там производила фотография канала Грибоедова и города, снятая С. Чабуткиным с колокольни церкви Спаса-на-Крови. Она была сделана в традиции петербургских перспектив ХУШ века, но в отличии от изящно-холодных гравюр прошлого в ней было чувство, ощущалось настроение. На снимке - в вечернем сумраке тонули бесчисленные крыши домов, силуэты башен, церквей, вдали у горизонта лениво дымили заводские трубы... Город предстал живым, задумчивым, устало расслабившимся после уходящего трудового дня... Исключительно точное тональное решение снимка порождало нужное настроение. Жаль, что полиграфия не всегда в состоянии передать тонкие нюансы авторской печати, а, следовательно, и то особое настроение, которое иногда определяет смысл фотографического произведения.

Иной подход реализован в другой работе С.Чабуткина "Исаакий", представленной на той же выставке. В ней вместо традиционно давящей громады Собора мы видим лишь его эфемерно-изящный силуэт.
И этот силуэт, и полуразмытые фигуры людей вносят в фотографическую картину элемент иррациональности, призрачности, свойственный Петербургу - городу туманов и белых ночей.
Фотографии С.Чабуткина, посвященные родному городу, свидетельствуют об его обостренном внимании к этой теме. Они отличаются большим разнообразием сюжетов. Сделанные в разное время года, в разную погоду, днем и ночью, работы эти не лишены как поэзии, так и некоторого здорового консерватизма - в сюжетах, в средствах выражения. Но важно, что всем т присуще тонкое чувство формы, пропорции, своеобразная эмоциональность, искренняя взволнованность и несомненное изобразительное мастерство.

Способность видеть, чувствовать прекрасное, также, как и умение поведать об этом средствами фотографии, развивалась у С. Чабуткина постепенно. Несколько лет учёбы в рисовальных классах Академии Художеств, общение и совместная работа с живописцами над общими проектами, интерес к классической музыке и музыке "Beatles" - всё это воспитывало, оттачивало его эстетический вкус, благотворно влиявший на его творчество, усиливавший эмоциональное воздействие его фотографий. У него сформировался свой внутренний мир, который он застенчиво оберегает. Он не из тех, кто при малейшей возможности старается прокричать о себе как можно громче, фотографическое творчество для него - сокровенная часть души. Интуитивно он сторонится демонстрации наиболее дорогих ему работ.
Каждой своей фотографии он даёт возможность вылежаться, дозреть, и лишь по прошествии времени, иногда длительного, убедившись в значимости снимка, он наконец решается выставить его на суд зрителей.
Так, знающий не торопится экзаменоваться. Его простота, естественность в общении, интеллигентность гармонируют с его внутренним миром, с его творчеством, с его отношением к фотографии, с осознанием им своего места в ней. Это по-настоящему скромный человек.
Такими бывают обычно те из людей, которые многое знают и умеют.


Анатолий АЛЕКСАНДРОВ,
председатель Петербургской секции Союза Фотохудожников России.
Санкт-Петербург, 5 января 2003г.
("Искусство чувствовать прекрасное". ж-л "ФОТО. Сибирский успех.". №3,2003г.)


   
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100