Союз Фотохудожников России
 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 
ФОТОВЫСТАВКА
"АНТИЛОПА ГНУ. АВТОМОБИЛИ СССР, 1920-1960 гг."

в музее - галерее «Новый Эрмитаж - один»
11 фераля – 11 апреля 2005 г.

Союз фотохудожников России и Музей-галерея "Новый Эрмитаж-один" представляют фотовыставку "Антилопа Гну. Автомобили в СССР, 1920-1960-е гг" .

Выставка работает с 11 февраля по 11 апреля 2005 г. по адресу:
Москва, ул.Спиридоновка, д.4, стр.1, музей-галерея "Новый Эрмитаж-один".
телефоны: (495) 290-4515, 291-3268 ("Новый Эрмитаж-один");
(495) 360-55-01 (Союз фотохудожников России).



"Антилопа Гну" - романтический символ частного предпринимательства в эпоху великих строек, одновременно трогательный и беззащитный перед натиском востребованного государством автомобилестроения. Автомобиль в СССР, будучи по определению средством передвижения, остался, вопреки призыву Остапа Бендера, роскошью, несбыточной мечтой для большинства населения страны. Вероятно, поэтому очень мало фотографий про автомобиль в личной собственности и много - про автомобиль на государственной службе.

Советский фотограф воспевает автомобиль не только как чудо современной техники, но и как очередное достижение социалистического строя - по просторной деревенской улице из Нижнего Новгорода в Москву движется колонна первых советских стандартных автомобилей; загорелые участники автопробега Москва - Каракумы на первых советских же авто преодолевают зыбучие песчаные барханы; по широким московским проспектам едут "Москвичи", "Победы", "ГАЗы". А вот Театральная площадь, заставленная шикарными "Линкольнами", специально закупленными в Америке для обслуживания иностранных туристов, останавливавшихся в "Метрополе". Эти удивительные картины из прошлой жизни страны сохранились на фотографиях, представляемых Союзом фотохудожников России в галерее "Новый Эрмитаж".

Выставка про автомобили - это не выставка технических достижений отечественного автопрома, а первая попытка осмысления фотографического образа машины в отечественной среде на протяжении нескольких десятков послереволюционных лет. Ее можно рассматривать как часть объемных исторических проектов "Эпоха оптимизма" и "Транспорт ХХ века", осуществляемых Союзом фотохудожников России на различных выставочных площадках в стране и за рубежом.

Авторы выставки - лучшие фотографы страны первой половины прошлого века: Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Александр Гринберг, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг, Михаил Савин, Эммануил Евзерихин, Георгий Липскеров, Иван Шагин, Георгий Петрусов, братья Макс и Михаил Прехнеры, Евгений Умнов, Валерий Генде-Роте, а также писатель Илья Ильф.



Андрей Баскаков



Александр Лаврентьев

Автомобиль - это необходимое промежуточное звено между городом и человеком. Как лет двести назад трудно было бы представить город без экипажей - извозчиков и карет, так и сейчас улицы выглядят пустыми без машин. Момент перехода от одной эпохи к другой зафиксирован в двух снимках. У Александра Родченко есть кадр, где ломовая лошадь шарахается от новенького грузовика Зис-5, вышедшего из ворот завода АМО. Родченко верен девизу: "Снимать или новое, или старое, но никоим образом не среднее, потому что оно никуда не ведет".
У Аркадия Шайхета та же тема старого и нового воплотилась в снимке встретившиеся недалеко от Большого театра коляски извозчика и длинного ЗИС-101. Их выпуск начался в апреле 1936 года всего с двух опытных образцов. ЗИС-101стал первым советским правительственным лимузином. Его прототип - "Бьюик 61". Интересный по пластике, внушительный автомобиль. На снимке Бориса Игнатовича на стоянке на той же Театральной площади ЗИС-101 начинает ряд автомобилей. В те годы он иногда использовался в Москве в качестве маршрутного такси. Его потомок - Зис-110, снова переделка американского автомобиля - на этот раз "Паккарда", - продолжил свою "официальную службу". Хотя были и "народные" модификации - открытый экскурсионный автомобиль или карета "скорой помощи". Из-за плавности хода его использовали операторы и режиссеры в качестве передвижной съемочной площадки. На последних "ЗИСах" и "ЗИЛах", "ЗИМах" и "Чайках" была масса хромированных накладных декоративных деталей. Мир причудливо деформировался в них, а блестящие колпаки концентрировали в своих отражениях до 180 градусов обзора - чем не "рыбий глаз".
Автомобиль отражает пейзаж в себе, он служит временным домом для человека, это передвигающаяся часть архитектуры, да и ландшафта вообще.
Городской пейзаж с автомобилями 1930-х годов довольно характерен. Почти все кузова своими обводами напоминают об аэродинамике, о профиле самолетных крыльев. Крылья на автомобилях также заканчиваются тонкими окончаниями, напоминая профиль капли.

Автомобильная мода менялась у нас чрезвычайно редко, и потому все ждали появления очередной модели "Москвича" или "Волги".
Есть автомобили особенно фотогеничные. Это замечаешь, глядя на образцы техники 1930-х годов. Самый первый легковой автомобиль автогиганта в Нижнем 1932 года Газ-А, у которого, так же как и его прародителя "Форда", были колеса со спицами и открытый кузов с брезентовым тентом. Этот надежный автомобиль предназначался для "красных директоров", для тех, кому по долгу службы приходилось много разъезжать. Недорогой, вместительный кузов типа "фаэтон", складной брезентовый тент. Их сборка из зарубежных деталей началась еще в 1929 году, а серийный выпуск - в декабре 1932 года. Именно они стоят во дворе Госторга на фотографии Аркадия Шайхета "Автомобили на экспорт". Первое испытание - поездка в Москву по шоссе Горький-Москва, частично по обледенелой дороге, частично по непролазной грязи…
Подобные автомобили преодолевали пустыню Каракумов во время автопробега 1933 года Москва-Горький-Казань-Самара-Оренбург-Актюбинск-Ташкент-Самарканд-Шировад-Кара-бугаз-Баку-Тифлис-Харьков-Воронеж-Москва. Автомобиль № 4 оснастили тогда сверхбаллонами - шинами повышенной проходимости. Именно этот автомобиль как пример наиболее передового решения и старались запечатлеть фотографы. Кроме ГАЗ-А на том же маршруте испытывались и грузовики бывшего завода АМО, который стал ЗИСом (заводом имени Сталина) в 1931 году.
По-своему элегантна "Эмка" - М 1, легковой автомобиль Горьковского автозавода, дальний предок "Победы" и "Волги", который выпускался с 1936 года. Это был первый отечественный массового производства седан с закрытым кузовом. У "Эмки" был все тот же "породистый" папа - автомобили Форда-18 и Форд-40, выбранные главным конструктором А.Липгартом в качестве прототипов. Три первых машины, собранных в 1934 году назвали "Молотовец первый" - М 1, а рабочие прозвали машину "эмкой". "Эмку" можно было разогнать до 105 км/час. Во время войны модернизированные "эмки" стали штабными автомобилями. До 1942 года выпустили более 60 тысяч "эмок" преимущественно черного цвета, хотя встречались белые, синие и голубые.
Одну из них в качестве подарка получил шахтер-ударник Алексей Стаханов. Этот момент остался на снимке Евгения Халдея.
Непривычным в послевоенной Москве казался кузов "Победы", одного из немногих советских автомобилей спроектированных дизайнером В.Самойловым без оглядки на западные прототипы. Один из вариантов кузова выглядел еще по старинке - с подножками. Но для массового выпуска была выбрана "Победа" с каплеобразным кузовом, которая как бы втянула подножки внутрь. За счет этого внутреннее пространство расширилось, езда стала более комфортабельной. Много "Побед" друг за другом на шоссе напоминают цепочку божьих коровок на дороге. Несколько таких машин успели собрать уже в 1945 году для советских офицеров в Германии.
Для многих это был, действительно первый личный автомобиль, позволивший путешествовать, изменивший образ жизни.
Заядлыми автомобилистами были и некоторые фотографы, среди них - Вадим Ковригин, Елизавета Игнатович, Самарий Гурарий, Георгий Петрусов. Еще в 1930-е годы Петрусов стал страстным автомобилистом. По распоряжению Серго Орджоникидзе за фоторепортажи о Магнитострое и Горьковском автозаводе ему была вручена "Эмка". На этом автомобиле в июне 1941 года три военных фотокорреспондента - Макс Альперт, Георгий Петрусов и Михаил Калашников выехали на съемку на фронт. Потом Петрусов водил "Штейр-Пух", "Бьюик", "Волгу"...

Для кого-то из фотографов автомобиль - предмет крупного плана, детальной съемки, документального фоторепортажа. Того типа репортажа, который в 1929 году Александр Родченко снял для журнала "Даешь!" о работе "скорой помощи". Помимо кадров с диспетчерами у телефона или пострадавших на носилках есть и несколько снимков самого автомобиля "скорой помощи". В то время для этой цели использовались "Мерседесы". Характерная треугольная звездочка на капоте и решетка радиатора на снимке Родченко выглядит как украшение на крыше монументального здания. Родченко показал также, как видит улицу водитель в самой гуще движения.
Ему же принадлежит и опыт съемки уличного движения с верхних точек, когда мы видим грузовые автомобили как движущиеся где-то внизу коробочки. Каждый раз интересно: а что еще везут в кузове? Увязанные тюки, ящики, какие-то детали…
Автомобили на городских снимках с верхних точек собираются каждый раз в какой-то новый узор на асфальте или на стоянке.
У других авторов автомобиль присутствует в кадре скорее как объект приложения человеческих усилий, иногда буквальных, когда его пытаются вытолкать из грязи.
Автомобиль как объект современной технической культуры каждый из фотографов снимал по-своему. Снимки были частью авторской фотографической концепции того или иного автора. Родченко снимал сверху и снизу, во всем разнообразии геометрических комбинаций и фактур, с точки зрения пешехода или водителя. Лангман - более абстрактно, фрагментированно. Шайхет - с журналистским подтекстом, к его снимкам можно написать целый очерк. Кто-то с любовью, кто-то как часть жизни и быта.
Сейчас фотографы с большим удовольствием снимают старые автомобили с патиной времени и своеобразным ореолом "художественности". Модный лет 10 назад стиль "ретро" заставил и дизайнеров возвращаться к стилизациям под модели середины 20-го века.
Быть может, новые автомобили кажутся слишком обыденными из-за рекламы. Не всякий решится сломать стереотипы. Один может пробовать нарушать масштабы, как это делал Олег Каплан - снимая игрушки как что-то большое или наоборот - снимая большое как игрушечное, противопоставляя масштабы. Автомобиль - далеко не идеальный спутник жизни, особенно в городе, особенно в час пик и особенно в пробке.
И пусть современный автомобиль красив и мускулист - ему нужно пространство, чтобы проявиться. Поэтому и снимают рекламные ролики на пустынных загородных шоссе, веселое семейство, поедающее йогурт или шоколад, разговаривающее по телефону.
На старых фотографиях 1930-х годов - идиллическая с точки зрения современного автомобилиста картина. На улице всего два-три автомобиля. На перекрестке встречаются по одному трамваю, автобусу и какой-нибудь "эмке".
В те годы на улицах Москвы можно было встретить массу марок - автобусы "Лейланд", купленные в Англии в 1928 году, для которых архитектор Константин Мельников строил гараж. Автомобили "Опель" и "Форд", "Паккард" и "Линкольн", купленные для интуристов и стоявшие наготове у гостиницы "Метрополь". На "Рено" в конце 1920-х годов ездил Владимир Маяковский. Момент заправки, когда Лиля Брик, возлюбленная поэта, держит шланг, запечатлен на снимке Александра Родченко.
В начале 1930-х часто появлялись грузовики Газ-АА Нижегородского автозавода, а также сменившие немного неуклюжие грузовики на литых шинах АМО-Фиат - трехтонки ЗИС-5, основную "рабочую лошадь" Великой Отечественной войны. Модификации ЗИС-5 могли стать городским автобусом, санитарным автомобилем, платформой для орудий или полугусеничным тягачом. В Ульяновске, куда эвакуировался завод в годы войны, выпускалась упрощенная модификация этого автомобиля ЗИС-5В со сварными прямоугольными крыльями и обшитой деревом кабиной. Лишь в 1950-е завод вернулся к спроектированному еще в конце 1930-х выпускником ВХУТЕМАСа, одним из первых дипломированных дизайнеров Владимиром Мещериным, "обтекаемому" грузовику, известному как ЗИЛ-130.
Помимо серийных моделей фотографы снимали в 30-е годы и опытные образцы, примеры перспективной техники. Среди них - фургон-холодильник обтекаемой формы для перевозки мясных продуктов. В начале 30-х годов аэродинамические формы на железнодорожном транспорте нередко объявлялись буржуазной модой, тем не менее обтекаемые локомотивы строились и становились впоследствии своеобразными символами технического прогресса. По Москве курсировал обтекаемый автобус на базе грузовика ЗИС. Уникальный гоночный автомобиль ЗИС образца 1939 года дизайнера Ростоцкого достиг скорости 162 км/час.
Как сказал однажды один российский автомобильный дизайнер: автомобиль - это концентрированное выражение представлений о современности - в технике, культуре.
В 1920-е годы автомобиль воспринимался как некий совершенный механизм, открытая конструкция. Так его и снимали фотографы, подчеркивая сложность структуры, всевозможные выставленные напоказ рычаги и рукоятки. В 1930-е годы примером для подражания стала авиация, и это продолжалось до конца 1960-х годов. Форма автомобиля сгладилась, стало больше криволинейных поверхностей и линий. Впечатление технического совершенства, солидности и стремительности, с одной стороны, а с другой - драматизм жизни предвоенного десятилетия, - вот то, что осталось на фотографиях от этого времени и этой техники.


   

 

 

НАЧАЛО АРХИВ НОВОСТЕЙ О СОЮЗЕ ГАЛЕРЕЯ «ФОТОСОЮЗ» ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ФЕСТИВАЛИ АВТОРСКИЕ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ

 

Copyright © Союз Фотохудожников России, 2001-2009
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.

Rambler's Top 100