НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

   Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Социалистический Сюрреализм». Экспозиция представит 16 крупноформатных работ фотографа Саши Генциса, сюжеты которых построены на противоречии между концептуальной утопией социализма и бытовой повседневностью      В «Зимних братьях», сочетаются разные типы изображения (цифра и пленка), экспериментам подвергаются цвет, темп, композиция, что позволяет сделать ощутимым мир изолированного безвременья, в котором повседневная жизнь легко обращается сюрреалистичным кошмаром      12 октября (пятница) в конферен-зале Музея космонавтики состоится презентация книги Юрия Батурина «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе»      Презентация книги Людмилы Таболиной «Обратная перспектива». Автор представит альбом и расскажет о том, как она создавалась, и как рождались фотографии, которые вошли в книгу. В альбоме представлены снимки Санкт-Петербурга, провинциального Вышнего Волочка и тверской деревни Ладыгино      Ко Дню рождения Московского центрального кольца открылась выставка фотоснимков инфраструктуры МЦК фотографа Ольги Максимовой подготовлена Институтом фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО совместно с Московским метрополитеном      1 октября в гостях у бизнес-школы СКОЛКОВО русский художник и скульптор Михаил Шемякин с публичной лекцией о творчестве и о себе      Выставка «По краям» — новый проект Department of Research Arts, который рассказывает о жизни страны на ее окраинных и приграничных территориях, при этом под краем понимается не только граница государства, но и естественная граница, земля, рубеж и предел пространства      Разработчик российского бренда Зенит Красногорский завод им. С. А. Зверева в кооперации с немецким производителем фотокамер и оптики премиум-класса Leica Camera AG создали новую цифровую дальномерную камеру Zenit M с объективом нового поколения      Центр современного искусства и «ЧЕБОКСАРСКИЙ ФОТОСАЙТ» приглашают чебоксарцев и гостей города познакомиться с творчеством ведущих фотографов нашего города и самобытных авторов страны и зарубежья — участников клуба, которых много лет объединяет интерес к творческой фотографии      На выставке «Мистический реализм» будут представленны пейзажные работы, выполненные в технике оптического пикториализма созданные в 2015-18 годах   



24.01.2014 16:10 | Георгий Костин

«РУС-АРТ-ФОТО 2013». АНАЛИЗ И ПОЖЕЛАНИЯ

Одно из самых ярких событий прошедшего года был фестиваль в Суздале «рус-арт-фото 2013». Первые (обычно поверхностные) впечатления развеялись, их место заняли стойкие, запавшие в долговременную память, воспоминания. Их уже можно объективно анализировать. Чтобы мои (понятное дело, личные) замечания об этом фестивале были конструктивными, полагаю, нужно разделить их на две части. В первой – сказать, ЧТО ЭТО БЫЛО; во второй – ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, чтобы это было еще лучше.

Ядром фестиваля, или, если сказать образно, формообразующим кристаллом, безусловно, была выставка. Как тут уже сообщалось, из семи тысяч работ, присланных на конкурс, было отобрано 240. Русская художественная (арт) фотография была представлена достаточно полно. Я не вправе давать ей качественную оценку: но она действительно такая – какая была представлена на выставке победителей конкурса. Можно даже сказать категорично: другой арт-фотографии в России нет. В этом смысле правомочно заявить, что фестиваль утвердил исходную ТОЧКУ ОТЧЕТА русской арт-фотографии. И тем самым обозначил объективный критерий, по которому можно в дальнейшем судить о тенденции русской фотографической художественности: развивается ли она, или, к сожалению, деградирует. Справедливости ради нужно добавить и следующее: члены жюри (авторитетные мастера художественной фотографии), в частности Альгимантас Александравичус отметил, что эта итоговая выставка - мирового уровня.

Тем не менее, фестиваль, как явление, далеко не исчерпывается одной этой выставкой. Он длился четыре дня. И это, на мой взгляд, было уникальное событие. Выставка – оказалась своего рода фундаментом, или театральными подмостками, на которых разворачивалось основное действо. Настоящим украшением фестиваля – оказалось то, что в программе называлось мастер-классами. Но это было гораздо больше и сильнее мастер-классов. Это были своего рода перфомансы или хепенинги, во время которых авторы показывали свои фотографические коллекции. И мы, зрители (участники фестиваля), смотрели на фотографии через призму самого автора. То есть фестиваль можно визуально представить так: выставка – это некая исходная точка, отталкиваясь от которой, исходили лучами, уходящими в бесконечность, акционисты: они же, за исключением Светланы Пожарской - члены жюри. Таким образом исходная выставка как бы пополнилась работами и членов жюри… Плюс к этому уникальная творческая атмосфера, которая возникла возможно от того, что все участники, как акционисты, так и зрители все четыре дня заходились в замкнутом пространстве туристического комплекса, который изнутри выглядел как гигантский космический корабль с патологически длинными коридорами, переходящими один в другой… То есть мы все были в этом пространстве заложниками творчества, и естественно бурно фонтанировали творческим духом… Задушевные разговоры о творчестве спонтанно вспыхивали то там, то здесь, и каждый мог подойти и прислушиваться к разговорам. Секретов ни от кого не было… Иными словами, фестиваль в Суздале состоялся именно потому, что он протекал как многодневный хепенинг с единой стилистикой, в едином для всех пространстве и времени…

Полагаю, что это самый главный компонент, благодаря которому фестиваль оказался удачным, и, по моему убеждению, именно его и следует развивать (совершенствовать) в первую очередь. Отсюда у меня несколько предложений.

1. Мне кажется удачной была работа жюри. А именно – подбор коллекций выставочных работ председателями каждой номинации делался по авторскому, и не убоюсь этого слова, вкусовому принципу. У каждого члена жюри (а он в первую очередь - сам самобытный художник) сформировалась своя нередко уникальная система эстетических принципов. В чем преимущество такого отбора? А в том, что в работе победителей видится ни только личность самого автора, но и как в капле, в которой отражается океан – и личность художника члена жюри. И тогда тот уже выступает и в роли Учителя, в роли основателя некой фотографической если ни школы, то хотя бы направления. Что для СФХ, да и в целом для всей художественной фотографии России чрезвычайно важно.

Но тут мне хотелось бы добавить вот что: на мой взгляд, было бы интересно послушать каждого члена жюри, какими критериями он руководствовался, когда отбирал в итоговую выставку, и особенно в призеры те или иные работы. Ну и соответственно, почему им были «выбракованы» работы, которые по своим, скажем, техническим критериям вполне могли быть представлены в итоговой выставке. То есть – такой своеобразный «разбор полетов», который может быть организован как тот же самый мастер-класс. Полагаю, в таком контексте член жюри сделал бы достаточно углубленный анализ отобранных им работ. То есть это было бы уже вроде как портфолио-ревю, но для всех.

2. Мастер-классы кроме реализованного превосходного качества (расширение пространства выставки до мастеров членов жюри) показали и свою ограниченность. Мастера русской фотографии говорили и соответственно демонстрировали только свое творчество. А потому очень важные (знаковые) тенденции в отечественной фотографии оказались мало освещенными, а то и вовсе выпали из сферы внимания. Потому предлагаю дополнить мастер-классы – лекциями. Тем более, что удачный вариант на фестивале был – лекция о концептуальной фотографии, которую прекрасно провел Артем Беркович. Какими лекциями можно дополнить следующий фестиваль, полагаю, нужно думать заранее, чтобы успеть их подготовить. Хорошо, если такие предложения последуют от самих членов СФХ. Мне лично кажется, было бы интересно осветить две фотографические темы.

Первая – она на зубах у всех. Это так называемый фотографический кризис, который возник с появлением цифровых камер и цифровых способов обработки фотоизображений. Техническое качество фотографий по сравнению с до-цифровой эпохой возросло многократно. И как следствие этого – перепроизводство «шедевров». И в самом деле, фотографическое качество (техническое и эстетическое) этих «шедевров» превосходное. Однако истинные шедевры по определению не могут производиться в огромных количествах – она всегда штучны. Ежели не штучны, то это – не шедевр. Фотографы-художники попали в ловушку превосходной фотографической аппаратуры. Но художники – потому и художники, что – бунтари. В стремлении к уникальности (штучности) одни вознамерились расширить АППАРАТ (во флюссеровском понимании этого термина), чтобы выйти за пределы, отглаживающих как утюгом всё и всех цифровой фотографии. Наиболее ярко эта тенденция проявилась у Владимира Вяткина, Светланы Пожарской. В какой-то мере эту тенденцию можно заметить и у Сергея Потапова. Все они давали свои мастер-классы на фестивале. Можно назвать и других фотохудожников СФР, которые разрабатывают это, на мой взгляд, перспективное направление: это Сергей Вараксин. Да и ваш покорный слуга тоже работает в нем.

Вторая тема – теоретическая. Нужна, на мой взгляд, лекция о художественном методе. В советское время был соцреализм. У него были как плюсы, так и минусы. Минусы в том, что этот метод навязывался, тогда как творчество по определению может быть только свободным. Художник вправе только сам выбирать художественный метод, который более всего способствует раскрытию (реализации) его творчества. Плюс в том, что этот метод позволял художникам, которые искренне принимали его, максимально аккумулировать своё творческое устремление и тем самым достигать высочайших художественных вершин. Ныне никакого метода в художественной культуре нашего отечества нет. И состояние её напоминает броуновское движение, то есть попросту говоря – находится в хаосе. Тогда как на Западе художественный метод есть – это постмодерн. На мой взгляд, для русской культуры он чрезвычайно разрушителен. Но что именно можно противопоставить ему – никто не знает. Методу можно противопоставить только метод. Очевидно, что свой русский (от понятия русская культура) метод нам нужен, хотя бы для того, чтобы уметь эффективно оборонятся от постмодерна, а затем, что не исключено – и перейти в наступление.


ответов: 2реплика
26.01.2014 11:11 | Игорь Юнаковский

Георгий, текст хороший. Особенно мне понравилось про "разбор полётов".
Шикарная может получиться дискуссия.
04.02.2014 10:21 | Максим Букин



Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_Video.php?vnum=118




Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2015
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2015
e-mail: design@photounion.ru