НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

   Год в Южной Америке и год путешествий по России. Уникальные фотографии из самых отдаленных уголков столь разных «миров», сдобренные духом самостоятельных путешествий и максимальной концентрацией приключений. Анатолий Чернявский. Житель небольшого города Удомля, член Русского географического общества, мотопутешественник и фотограф      С 3 по 10 февраля в библиотеке им. К. А. Тимирязева (Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 6) пройдет большой фестиваль «Фотограф и слово». Говорят, фотография может рассказать больше, чем тысяча слов, но мы думаем, что стоит не противопоставлять фото и слово, а рассматривать их как два равноправных метода изучения жизни вокруг      Уважаемые коллеги! Напоминаем, что по Уставу нашей организации годовой членский взнос уплачивается в первом полугодии календарного года. Новый год уже начался. Просим вас заплатить ежегодные взносы и погасить имеющиеся задолженности по ним      Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов представляет выставку финалистов ведущей фотографической премии мира Prix Pictet 2017 – «Пространство». Выставка проводится в рамках мирового турне и после успешного показа в Музее Виктории и Альберта в Лондоне пройдет в Москве с 19 января по 18 февраля 2018 года       В гостях у СРЕДЫ - Варвара Кузьмина, молодой и уже успевший заявить о себе фотограф и художница из Владимира. Участница многочисленных выставок, победитель и лауреат фотографических конкурсов Варвара работает с такими темами как временные слои, память, человек и пространство, используя фотографию, инсталляцию, видео и перформативные практики      13 и 14 января 2018 состоится очередной ФОТОWEEKEND — восьмая ярмарка авторской фотографии — в Музее русского искусства и галерее ЛОРИЕ. Организаторы в этот раз приглашают к участию не только фотографов, но и художников — живописцев и графиков      Выставка «Тверская губерния в фотографиях второй половины XIX начала XX веков». В собрании Тверской картинной галереи находится ряд интересных фотографий, принадлежащих известным мастерам светописи, сохранивших для нас жизнь Тверской губернии второй половины XIX - начала XX веков: облик городов и лица людей      В парижском Доме Инвалидов 18 октября открывается экспозиция, посвященная столетию революции 1917 года (Et 1917 devient Revolution). На ней представлены уникальные архивные материалы: агитплакаты, страницы газет и журналов, фотографии, фильмы и многие другие документы      26 декабря в Школе визуальных искусств состоится встреча и лекция независимого документального фотографа Ольги Ингуразовой. Эта лекция — диалог будет особенной. Приходите и узнавайте первыми о том, о чём все остальные начнут догадываться только в новом году!      Презентация книги фотографа Ikuru Kuwajima «Я, Обломов» — современного фотографического переосмысления знаменитого романа И.А. Гончарова. Книга победила в Конкурсе книжных макетов, проходившем в рамках фестиваля актуальной фотографии и фотокниги PHOTOBOOKFEST 2017   



24.01.2014 16:10 | Георгий Костин

«РУС-АРТ-ФОТО 2013». АНАЛИЗ И ПОЖЕЛАНИЯ

Одно из самых ярких событий прошедшего года был фестиваль в Суздале «рус-арт-фото 2013». Первые (обычно поверхностные) впечатления развеялись, их место заняли стойкие, запавшие в долговременную память, воспоминания. Их уже можно объективно анализировать. Чтобы мои (понятное дело, личные) замечания об этом фестивале были конструктивными, полагаю, нужно разделить их на две части. В первой – сказать, ЧТО ЭТО БЫЛО; во второй – ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, чтобы это было еще лучше.

Ядром фестиваля, или, если сказать образно, формообразующим кристаллом, безусловно, была выставка. Как тут уже сообщалось, из семи тысяч работ, присланных на конкурс, было отобрано 240. Русская художественная (арт) фотография была представлена достаточно полно. Я не вправе давать ей качественную оценку: но она действительно такая – какая была представлена на выставке победителей конкурса. Можно даже сказать категорично: другой арт-фотографии в России нет. В этом смысле правомочно заявить, что фестиваль утвердил исходную ТОЧКУ ОТЧЕТА русской арт-фотографии. И тем самым обозначил объективный критерий, по которому можно в дальнейшем судить о тенденции русской фотографической художественности: развивается ли она, или, к сожалению, деградирует. Справедливости ради нужно добавить и следующее: члены жюри (авторитетные мастера художественной фотографии), в частности Альгимантас Александравичус отметил, что эта итоговая выставка - мирового уровня.

Тем не менее, фестиваль, как явление, далеко не исчерпывается одной этой выставкой. Он длился четыре дня. И это, на мой взгляд, было уникальное событие. Выставка – оказалась своего рода фундаментом, или театральными подмостками, на которых разворачивалось основное действо. Настоящим украшением фестиваля – оказалось то, что в программе называлось мастер-классами. Но это было гораздо больше и сильнее мастер-классов. Это были своего рода перфомансы или хепенинги, во время которых авторы показывали свои фотографические коллекции. И мы, зрители (участники фестиваля), смотрели на фотографии через призму самого автора. То есть фестиваль можно визуально представить так: выставка – это некая исходная точка, отталкиваясь от которой, исходили лучами, уходящими в бесконечность, акционисты: они же, за исключением Светланы Пожарской - члены жюри. Таким образом исходная выставка как бы пополнилась работами и членов жюри… Плюс к этому уникальная творческая атмосфера, которая возникла возможно от того, что все участники, как акционисты, так и зрители все четыре дня заходились в замкнутом пространстве туристического комплекса, который изнутри выглядел как гигантский космический корабль с патологически длинными коридорами, переходящими один в другой… То есть мы все были в этом пространстве заложниками творчества, и естественно бурно фонтанировали творческим духом… Задушевные разговоры о творчестве спонтанно вспыхивали то там, то здесь, и каждый мог подойти и прислушиваться к разговорам. Секретов ни от кого не было… Иными словами, фестиваль в Суздале состоялся именно потому, что он протекал как многодневный хепенинг с единой стилистикой, в едином для всех пространстве и времени…

Полагаю, что это самый главный компонент, благодаря которому фестиваль оказался удачным, и, по моему убеждению, именно его и следует развивать (совершенствовать) в первую очередь. Отсюда у меня несколько предложений.

1. Мне кажется удачной была работа жюри. А именно – подбор коллекций выставочных работ председателями каждой номинации делался по авторскому, и не убоюсь этого слова, вкусовому принципу. У каждого члена жюри (а он в первую очередь - сам самобытный художник) сформировалась своя нередко уникальная система эстетических принципов. В чем преимущество такого отбора? А в том, что в работе победителей видится ни только личность самого автора, но и как в капле, в которой отражается океан – и личность художника члена жюри. И тогда тот уже выступает и в роли Учителя, в роли основателя некой фотографической если ни школы, то хотя бы направления. Что для СФХ, да и в целом для всей художественной фотографии России чрезвычайно важно.

Но тут мне хотелось бы добавить вот что: на мой взгляд, было бы интересно послушать каждого члена жюри, какими критериями он руководствовался, когда отбирал в итоговую выставку, и особенно в призеры те или иные работы. Ну и соответственно, почему им были «выбракованы» работы, которые по своим, скажем, техническим критериям вполне могли быть представлены в итоговой выставке. То есть – такой своеобразный «разбор полетов», который может быть организован как тот же самый мастер-класс. Полагаю, в таком контексте член жюри сделал бы достаточно углубленный анализ отобранных им работ. То есть это было бы уже вроде как портфолио-ревю, но для всех.

2. Мастер-классы кроме реализованного превосходного качества (расширение пространства выставки до мастеров членов жюри) показали и свою ограниченность. Мастера русской фотографии говорили и соответственно демонстрировали только свое творчество. А потому очень важные (знаковые) тенденции в отечественной фотографии оказались мало освещенными, а то и вовсе выпали из сферы внимания. Потому предлагаю дополнить мастер-классы – лекциями. Тем более, что удачный вариант на фестивале был – лекция о концептуальной фотографии, которую прекрасно провел Артем Беркович. Какими лекциями можно дополнить следующий фестиваль, полагаю, нужно думать заранее, чтобы успеть их подготовить. Хорошо, если такие предложения последуют от самих членов СФХ. Мне лично кажется, было бы интересно осветить две фотографические темы.

Первая – она на зубах у всех. Это так называемый фотографический кризис, который возник с появлением цифровых камер и цифровых способов обработки фотоизображений. Техническое качество фотографий по сравнению с до-цифровой эпохой возросло многократно. И как следствие этого – перепроизводство «шедевров». И в самом деле, фотографическое качество (техническое и эстетическое) этих «шедевров» превосходное. Однако истинные шедевры по определению не могут производиться в огромных количествах – она всегда штучны. Ежели не штучны, то это – не шедевр. Фотографы-художники попали в ловушку превосходной фотографической аппаратуры. Но художники – потому и художники, что – бунтари. В стремлении к уникальности (штучности) одни вознамерились расширить АППАРАТ (во флюссеровском понимании этого термина), чтобы выйти за пределы, отглаживающих как утюгом всё и всех цифровой фотографии. Наиболее ярко эта тенденция проявилась у Владимира Вяткина, Светланы Пожарской. В какой-то мере эту тенденцию можно заметить и у Сергея Потапова. Все они давали свои мастер-классы на фестивале. Можно назвать и других фотохудожников СФР, которые разрабатывают это, на мой взгляд, перспективное направление: это Сергей Вараксин. Да и ваш покорный слуга тоже работает в нем.

Вторая тема – теоретическая. Нужна, на мой взгляд, лекция о художественном методе. В советское время был соцреализм. У него были как плюсы, так и минусы. Минусы в том, что этот метод навязывался, тогда как творчество по определению может быть только свободным. Художник вправе только сам выбирать художественный метод, который более всего способствует раскрытию (реализации) его творчества. Плюс в том, что этот метод позволял художникам, которые искренне принимали его, максимально аккумулировать своё творческое устремление и тем самым достигать высочайших художественных вершин. Ныне никакого метода в художественной культуре нашего отечества нет. И состояние её напоминает броуновское движение, то есть попросту говоря – находится в хаосе. Тогда как на Западе художественный метод есть – это постмодерн. На мой взгляд, для русской культуры он чрезвычайно разрушителен. Но что именно можно противопоставить ему – никто не знает. Методу можно противопоставить только метод. Очевидно, что свой русский (от понятия русская культура) метод нам нужен, хотя бы для того, чтобы уметь эффективно оборонятся от постмодерна, а затем, что не исключено – и перейти в наступление.


ответов: 2реплика
26.01.2014 11:11 | Игорь Юнаковский

Георгий, текст хороший. Особенно мне понравилось про "разбор полётов".
Шикарная может получиться дискуссия.
04.02.2014 10:21 | Максим Букин



Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_Video.php?vnum=118




Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2015
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2015
e-mail: design@photounion.ru