|
|
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
| Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907 - 1 ноября 2006) - советский фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент всесоюзного информационного агентства ТАСС. В 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». В 1938 году был приглашён в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке». [7.11.1907] | | С первых дней ВОВ рядовой на фронте, с 1943 года фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета».
В 1950-е годы работает в фотографом в издательстве ВДНХ, и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М.Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.
Почётный член Союза фотохудожников России.
В первые десятилетия Советского Союза перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем зачатки будущего, которым, возможно, никогда и не было суждено появиться в реальности. Фотографам приходилось переводить обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса. Объективы их фотокамер были своего рода чудесной призмой, преображавшей реальность. Лучшие репортеры эпохи сталинской модернизации стали великими потому, что своими снимками они сумели убедить зрителей в величии советской реальности.
Фотографии Марка Борисовича Маркова-Гринберга счастливым даром убеждения обладали вполне. Портрет шахтера Никиты Изотова (1934); диптих, запечатлевший замену на башне Кремля двуглавого орла на звезду (1935); жанровая сцена «Счастливое материнство» (1935), на которой идущие в поле колхозницы с улыбкой смотрят на голого карапуза и его мать. Эти и многие другие снимки Маркова-Гринберга стали символами своего времени. Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью сфотографирован как монумент, но ни в коем случае не как памятник себе самому. Это памятник ударнику, стахановцу. Мощь, отвага человека, вгрызающегося в недра земли, мужественная красота – будто перед нами не шахтер, а античный герой, бросающий вызов богам земли. Двуглавый орел, «слетевший» с кремлевской башни, и рубиновая звезда, занявшая его место, словно персонажи драмы, разворачивающейся на небесах, где решаются судьбы целых народов. Становиться героями или рождать героев – счастье, которое дано каждому смертному. Колхозницы, идущие в поле с ребенком, движутся на зрителя, словно в театральной мизансцене. Мать не прижимает ребенка к себе – она поднимает его на плечо, ближе к небу, будто возвышая его над остальными.
Текст: Жанна Васильева
• МАРК БОРИСОВИЧ МАРКОВ-ГРИНБЕРГ | | | | |
|