|
|
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
| Выставка «Советская фотография за десять лет» (открылась 4 марта 1928 года в бывшем помещении Музея Красной Армии. Эта выдающаяся по своему масштабу выставка наглядно показала, что сделано в области фотографии за десять лет культурного строительства СССР. Среди громадного количества экспонатов (около 10 тысяч), на выставке участвуют 200 государственных и общественных организаций и около тысячи отдельных авторов. Всесоюзный характер выставки ярко выражен в ней не только более менее крупных центров Советского Союза, но и экспонентами далёких окраин его, и даже сел и деревень. В своё время редакция журнала «Советское Фото» даст более подробное описание и критический обзор выставки, но теперь уже можно отметить её громадное общественное и культурное значение. [4.3.1928] | | Выставка имеет следующие разделы:
1. Раздел, посвященный В.И.Ленину и Красной Армии в связи с ее десятилетием.
2. Фото-репортаж и рабочие фото-кружки.
3. Применение фотографии в науке и технике (аэрофтография, рентгенография, микрофотография, фотография по радио, фотомеханические процессы, краеведческая фотография и т.д.).
4. Советская фото-промышленность и советские изобретения в области фотографии.
5. Профессионально-техническая фотография.
6. Художественная фотография.
7. Фото-литература.
8. Фотография в кино, фотообразование и фотообщественность.
(журнал «Советское фото» № 4, апрель 1928 года)
На первой большой выставке «Советская фотография за десять лет» (1917–1927 гг.), состоявшейся в Москве весной 1928 года, господствовал так называемый художественный раздел; многие мастера считали, что принципы документальной фотографии прямо противоположны принципам художественной. Фоторепортаж относился к «хроникальной и судебной фотографии», то есть прикладному жанру, который считается чем-то низшим. Но это «прикладное» и «низшее», в силу конкуренции журналов и газет, в силу живости и актуальности, когда нужно снять во что бы то ни стало, при всяком освещении и всякой точке зрения, и совершило «революцию» в советской фотографии. И уже с 1920-х годов лучшие снимки многих репортеров, работавших в периодической печати, приобрели признаки нового стиля (речь идет о фотографах-модернистах, их формальных опытах). Публицистическая фотография в Советском Союзе объявила тогда о себе как о новом виде искусства, опирающегося на достоверность, на факт, но в «невиданном ракурсе». Творчество советских фотографов-модернистов было оптимистично по настроению и революционно по форме. | | | | |
|