Вацлав Хохола (Vaclav Chochola) (30.01.1923 – 27.08.2005) – известный чешский фотограф, классик чешской художественной и портретной фотографии. Вацлав Хохола родился в пражском районе Либень, обучался в местной гимназии. Фотографировать он начал спортивные занятия во время учебы в гимназии в Праге-Карлине, так как сам увлекался спортом. После окончания учебы Хохола продолжил учиться фотографии и поступил в графическую школу, брал уроки у многих известных фотографов. [30.1.1923]
Вацлав Хохола был свободным фотографом, он открыл свое ателье в Праге в 1943 году и сотрудничал с Национальным театром и другими сценами. Также Вацлав был членом Клуба друзей искусства Мане. Хохола часто использовал нетрадиционные техники, создавал фотограммы, коллажи и фотомонтажи.
В 1949 году Хохола стал членом Союза художников. Через год он открыл новое ателье на Рытиршской улице в центре Праги. В это время фотограф сотрудничал со многими журналами и изданиями.
В 1953 году Вацлав Хохола женился, у него родилась дочь Бланка. В 1957 году из-за постоянных проверок Союза художников и высокого напряжения фотограф попал в психиатрическую больницу. После излечения он продолжил сотрудничать с театрами и познакомился во время съемок со многими режиссерами и сценаристами.
в 1962-67 гг. Хохола продолжал делать портреты знаменитостей (П. Пазолини, Л. Армстронг, М. Антониони и др.). В 1968-69 гг. он дважды посетил Париж и пополнил коллекцию портретов. Именно в это время был сделан знаменитый портрет Сальвадора Дали.
В своем богатом творчестве Хохола посвящал себя моментальной фотографии, портретам знаменитостей (особенно его прославили портреты С. Дали), общественным мероприятиям и спортивной фотографии. Очень высоко ценятся его документальные снимки Пражского восстания в мае 1945 года. В 1970 году Хохола был на месяц арестован за то, что сфотографировал могилу Яна Палаха.
Ему присудили пять лет условного наказания. В начале 70-х лет Хохола мало фотографировал, в основном занимался обработкой французских фотографий. Дочь Хохолы Бланка также получила фотографическую специальность и начала помогать отцу в обработке архивов. В 1980 г. она родила сына Марка, который также стал заниматься фотографией.
В 2003 и 2004 гг. в Чехии и Германии прошли выставки работ Хохолы. В 2005 году его выставка прошла в Нью-Йорке, где ему была присуждена ценная премия.
Вацлав Хохола умер после краткосрочной серьезной болезни в мотольской больнице в Праге в 2005 году.
При наблюдении с Земли туманность Ориона выглядит самой яркой из диффузных туманностей; поэтому она всегда была излюбленным объектом астрофотографии. Более того, она стала первой туманностью, которую удалось сфотографировать; это сделал Генри Дрейпер на 28-сантиметровом рефракторе Кларка в сентябре 1880 г. Хотя фотография Дрейпера явилась крупным достижением, она не сыграла такой роли, как приведенный здесь снимок, сделанный 30 января 1883 года Эндрю Эйнсли Коммоном (Andrew Ainslie Common) на его самодельном 91-сантиметровом рефлекторе. [30.1.1883]
На заседании Королевского астрономического общества в марте 1883 г. Коммона попросили показать увеличенную репродукцию с фотографии туманности, охарактеризовав ее как лучшую из всех виденных. В своем выступлении Коммон с прозорливостью отмечал: "Приближается время, когда фотография даст нам ни с чем не сравнимую возможность регистрировать форму туманности и относительную яркость ее частей, превосходящую самые тщательные зарисовки (имеется в виду монография Хольдена 1878 г., посвященная центральной части туманности Ориона)... Поскольку эти звезды видны на негативах, сделанных с выдержкой 37- 60 мин, и поскольку выдержку легко увеличить до нескольких часов, будет вполне возможно с помощью того же телескопа, что используется для фотографирования, наблюдать звезды, не видимые простым глазом".
Снимок Коммона был первой астрономической фотографией, которая по количеству выявленных деталей могла соперничать с визуальными наблюдениями. Фотография оказалась гораздо совершеннее рисунка, даже сделанного рукой опытного наблюдателя. Как писали позднее, "таким образом, фотография выступила в роли историографа туманностей, поскольку даже это единственное изображение содержит такое множество данных, какое едва ли можно охватить и за месяцы труда с карандашом в руках, и дает неоценимое представление о форме и относительной яркости различных частей этого гигантского объекта".
Удивительно, что телескоп, на котором была сделана эта историческая фотография, не только сохранился до сих пор, но и исправно несет свою службу. В 1885 г. Эдвард Кроссли приобрел рефлектор Коммона, а десять лет спустя передал его Лихкой обсерватории, расположенной на горе Маунт-Гамильтон, директором которой был уже упомянутый Хольден. Название "рефлектор Кроссли" закрепилось за телескопом, вытеснив имя его подлинного создателя. За сто лет эксплуатации практически все узлы телескопа были заменены новыми.
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!