|
|
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
| Роман Кармен (29 ноября 1906, Одесса - 30 ноября, 1978 Москва) был сыном известного писателя Лазаря Кармена. Учился на рабфаке. С детских лет он занимался фотографией. В сентябре 1923 года в журнале «Огонёк» были опубликованы его первые снимки. В 1932 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии. После окончания обучения начал работать на Центральной студии документальных фильмов. Работал как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке». Кармен много раз снимал документальные фильмы о войне. Известность к нему пришла после того, как он снимал в Испании во время гражданской войны (1936-1939 годы). На основе его съёмок выпускалась кинохроника о войне в Испании. [29.11.1906] | | Роману Лазаревичу Кармену (настоящая фамилия — Корнман) (1906-1978) было всего 17 лет, когда мама, работавшая в журнале «Огонек», привела его к главному редактору Михаилу Кольцову. Роман показал свои снимки — сам он считал их не очень удачными и побаивался негативной реакции, но Кольцов доброжелательно сказал: «Ну что ж, ты уже умеешь снимать». Юноша получил корреспондентский билет, а вскоре и первое задание: запечатлеть приехавшего в Москву болгарского коммуниста Василя Коларова. Первый блин, как и полагается, вышел не самым удачным: Роман насыпал слишком много магния для вспышки и при съемке комнату заволокло дымом. В редакции снимок конечно забраковали. Недолго думая, незадачливый фотограф ворвался в номер высокого гостя и сделал еще одну попытку. На следующее утро в журнале появился не самый удачный портрет заспанного болгарского коммуниста — Роман был даже рад, что снимок напечатали без указания имени автора. А в сентябре 1923 года в «Огоньке» появился первый снимок, подписанный: «Р.Кармен».
Занимаясь фотографией он уделял внимание освещению и формальной композиции кадра, а также всяким новомодным авангардным штучкам типа съемки в ракурсе и тому подобное. Он учился у мастеров фотопортрета, его увлекали возможности самой техники, но главное, что его интересовало это репортаж. Вскоре Кармен присоединился к РОПФ (Российское объединение пролетарских фоторепортеров), главной целью которого было документирование жизни советских людей. И молодой фотограф преуспел в этом. В 1927 году на выставке в честь 10-летия советской власти Роман Кармен получил почетный диплом «За динамичное построение кадра, за высокую технику работы». Он был самый молодым из награжденных.
Вскоре Кармен оставил это поприще и поступил во ВГИК. О причине, заставившей его принять это решение, в кинематографической среде живет следующая легенда: однажды, когда Роман Кармен фотографировал Сталина, вождь народов обратил внимание на молодого фотографа и спросил:
— Молодой человек, сколько вам лет?
— Двадцать четыре года, — пролепетал Кармен, напуганный внезапным интересом грозного генсека.
— Такой взрослый, а такой ерундой занимаетесь, — ласково сказал Иосиф Виссарионович.
Неизвестно насколько правдива эта история — скорее всего это просто красивая легенда (хотя с точки зрения фотографа она не так уж и красива). Сам Кармен рассказывал, что это было «количественное» решение: кинокамера давала возможность делать не один, а целых 24 кадра в секунду. Он много привнес в кинематограф из фотографии: на студии кинохроники он первый ввел понятие «кинопортрет». Этот аналог фотографического портрета стал его коньком, его отличительной чертой.
Хотя в последующие годы Роман Лазаревич иногда брал в руки фотоаппарат — его снимок взятого в плен Паулюса обошел все газеты мира, известны его фотографии 1930-х, 40-х и даже 50-х годов — но главным для него оставалось кино. И его дальнейшая судьба показала, что он принял правильное решение: кинематограф приобрел в его лице может быть лучшего представителя советской документалистики. Хотя, возможно, фотография потеряла не меньше.
• Роман Лазаревич Корнман - Коренман - Кармен | | | | |
|