|
|
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
| Анатолий Кириллович Кулаков родился в 1939 году в городе Артемовске Красноярского края. В 1961 году окончил художественное училище в Нижнем Тагиле. В 1968 году окончил Ленинградское Высшее художественное училище им. Мухиной. Дизайнер. Жил и работал в городе Пущино Московской области. Талантливейший фотограф, член Союза Фотохудожников России, известный организатор фотографического движения в Московской области. [24.6.1939] | | У каждого фотографа есть своя особая область творчества, которая с годами становится его визитной карточкой, его основным признаком. В этой области художник, как правило, особенно свободен, особенно раскован и виртуозен. По фотографиям, сделанным в этой теме, его обычно узнают, в них формируется его особый стиль и подход, его особенный почерк, который отражается на других жанрах, влияет на всю область творчества.
Для Анатолия Кулакова это жанр натюрморта. Достаточно редкий и рискованный выбор для любого другого фотографа, и совершено обоснованный и точный выбор для Анатолия Кулакова.
История натюрморта в изобразительном искусстве не менее долгая, чем история других жанров. Выбор натюрморта как объекта съемки означает отказ от другого, большого и многообразного мира, но этот выбор означает и признание большой глубины и большого разнообразия в маленьком мире натюрморта. Означает решимость в этот мир войти и искать большое в малом. Мир натюрмортов Кулакова разнообразен и широк. Можно даже попробовать систематизировать и найти в нем разные течения и лики, придумать им названия и классифицировать.
Например, натюрморты-воспоминания. Позволяя себе некоторую отстраненность от материального мира, который нас окружает, мы часто не хотим признавать ту тонкую и крепкую связь с нашим прошлым, которую и осуществляют предметы, нас окружающие. Предметы, также имеющие свою историю, свое прошлое, -замечательное, дурацкое старье – бутыли из потемневшего стекла, книги с пожелтевшими страницами, старые тряпицы, запыленная паутина на дачной крапиве … Что в них? Паутину смести, тряпки выбросить, бутылки в чулан – нет, есть разные бутылки и тряпицы… Если они - наша память, они долго будут с нами, оживляя воспоминания, горькие и радостные, помогая сохранить нитку, связывающую нас с прошлым.
Затем тактильные натюрморты. Это отголоски соотношений фактур, прозрачности и непрозрачности, проницаемости и не проницаемости, и многих других свойств предметов, которые мы постоянно оцениваем и прокручиваем в голове, существуя в материальном мире. Это важная часть нашего взаимоотношения с миром – гладкая поверхность стекла и металла, шероховатость ткани и сложная фактура гипса и дерева… Все это существует в натюрмортах Анатолия Кулакова, позволяющих еще раз прочувствовать тактильные ощущения посредством зрительных впечатлений.
Еще можно выделить особый вид натюрмортов, в которых фотограф исследует формы и их взаимодействие друг с другом. Окружающие нас предметы - это малые формы большого мира, которые мы готовы впустить в наш дом. Наша симпатия к шару и настороженность к конусу, линия горизонта и линия берега, покатые склоны холмов и кубы архитектурных сооружений – все многообразие форм большого мира воплощаются в натюрмортах фотографа, как в выпуклой малой капле этот мир отображая.
Но взгляд мастера натюрморта неожиданно распространяется и на другие жанры. Многие пейзажи Анатолия Кулакова также выполнены с соблюдением законов натюрморта, что дает особенный ракурс, специфическое, необычное прочтение пейзажу и даже портрету.
• ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ КУЛАКОВА | | | | |
|