Основоположник военной фотожурналистики Роберт Капа (Robert Capa) (Эндре Эрнё Фридман) родился 22 октября 1913 года в городе Будапешт (Австро-Венгрия). Он оставил потомкам фотографии с пяти войн: гражданской войны в Испании, второй китайско-японской войны, Второй мировой войны (европейский театр военных действий – Италия, Нормандия; кроме того, Лондон и Северная Африка), арабо-израильской войны 1948 года, а также первой войны в Индокитае. В 1947 году Капа стал одним из основателей организации «Magnum Photos» – первого агентства для фотографов-фрилансеров со всего мира. [22.10.1913]
Капа мечтал быть писателем, однако, перебравшись в Берлин, занялся фотографированием и вскоре искренне полюбил эту работу. В 1933 году он переехал в Париж: оставаться в немецкой столице при нацистах стало невозможным. Имя «Роберт Капа» появилось как раз в эти годы: во-первых, оно было запоминающимся и могло помочь в карьере журналиста, во-вторых, оно звучало очень «по-американски» – почти как имя режиссера Фрэнка Капры (хотя на самом деле «Капа» - это «акула» по-венгерски).
В 1936-1939 гг. Капа работал в Испании, фотографируя ужасы гражданской войны, в 1938 он оказался в китайском городе Вухан, где снимал сопротивление японской агрессии.
Всемирная известность пришла к Роберту после кадра «Падающий солдат»: сраженный пулей испанский ополченец попал в кадр в момент своего падения. До сих пор идут споры о том, подлинный ли это кадр или постановочный (аргументы есть у обеих сторон), неизвестно также и точное место съемки (но это где-то возле Сьерра Муриано). Бесспорно одно: это эмоционально невероятно сильный кадр.
Капа фотографировал в Испании достаточно много, однако, когда в 1939 году ему пришлось бежать из Европы, коллекция фотографий была утеряна. «Всплыла» она только в конце 1990-х гг. в Мехико и в 2007 году наконец оказалась в Международном центре фотографии.
С началом Второй мировой Капа перебрался в Нью-Йорк: в Париже после его оккупации фотограф оставаться не мог.
Роберт снимал войну во всех ее проявлениях на разных участках европейского театра военных действий, работая для нескольких американских изданий и информационных агентств. В 1943 году он был в Неаполе, а в 1944 - в Нормандии, на месте высадки союзников.
Фотографии, сделанные в День «Д», стали самыми знаменитыми кадрами Роберта Капы. Он высадился со второй волной штурмующих, вооруженный двумя фотоаппаратами «Contax II» с 50-миллиметровыми объективами и несколькими пленками. В первые часы операции Капа сделал 106 фотографий; но служащий агентства «Life», который через некоторое время проявлял эти пленки в Лондоне, ошибся – и испортил три с половиной пленки из четырех.
Из ста шести кадров сохранилось восемь. Капа никак не комментировал этот инцидент.
После Второй мировой Капа вместе со своим другом, знаменитым писателем Джоном Стейнбеком, отправился в загадочный Советский Союз: Москва, Киев, Тбилиси, Батуми и только-только начавший подниматься из руин Сталинград. Стейнбек после этого путешествия написал книгу-репортаж «Русский журнал», а фотографии Капы ее проиллюстрировали. Кстати, после основания Израиля Капа проехал по нему с Ирвином Шоу – и вновь писатель создал книгу об экзотической стране, а фотограф снабдил ее иллюстрациями.
В 1947 Капа стал одним из основателей «Magnum Photos», а в 1951 году – президентом этой организации.
Роберт Капа умер 25 мая 1954.
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!