|
|
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
| Андре (Андор) Кертеш (Andre Kertesz) - венгерский, французский и американский фотохудожник, один из крупнейших мастеров мировой фотографии - родился 2 июля 1894 года в семье бизнесмена средней руки, торговавшего книгами. К созвездию знаменитых венгерских мастеров фотографии принадлежит и Андре Кертеш, о котором Картье-Брессон, тогда только начинавший карьеру, восторженно отозвался: «Что бы мы ни делали, Кертеш был первым». Фотограф Андре Кертеш оказал огромное влияние на развитие фотографии 20 века. Его считают значимой фигурой в современной фотожурналистике. Несмотря на успех, которого ему удалось достигнуть на пике карьеры, Андре Кертеш считал, что он заслуживает гораздо более масштабного признания. Как говорил фотограф, получить мировую славу ему мешали индивидуальный стиль и видение, которые в то время никто не принимал.
[2.7.1894] | | Андре Кертеш родился 2 июля 1894 года в еврейской семье. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен. В 1925 году поселился в Париже. Сблизился с группой дадаистов, познакомился и подружился с Брассаем. Создал портреты Пита Мондриана, Александра Колдера, Марка Шагала, Сергея Эйзенштейна и других. Первая его персональная выставка (и первая персональная выставка фотохудожника в мире) состоялась в авангардной парижской галерее «Весна священная» в 1927 году. Первый альбом «Дети» вышел в 1933 году. В это же время Кертеш создал серию ню «Искажения», в 1934 выпустил альбом «Париж глазами Андре Кертеша». С 1936 года жил в Нью-Йорке. В период с 1941 по 1944 год как подданный страны-противника не мог публиковать свои работы. В 1944 получил гражданство США.
Работы Кертеша отличаются изысканной простотой и выверенностью композиции, игрой природного света и тени, тумана и искусственного городского освещения, резко остраняющими ракурсами, съёмкой через стекло и другие преграды для «естественного» взгляда. Его стилистика глубоко повлияла на многих крупных мастеров фотоискусства. Одними из ключевых в творчестве Кертеша являлись портреты читающих людей, он создал целую серия работ «О Чтении» («On Reading»), которая успешно экспонировалась во многих галереях мира.
В 1946 году персональная выставка Кертеша прошла в Художественном институте Чикаго. В 1963 была организована его большая ретроспективная экспозиция в Парижской Национальной библиотеке, в 1964 году - в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1983 году мастер был награждён орденом Почётного легиона. В 1984 году завещал свое наследие (негативы и письма) французскому государству.
В честь Андре Кертеша назван кратер на Меркурии.
Андре Кертеш скончался 28 сентября 1985 года в Нью-Йорке. К этому времени его квартира представляла собой своеобразный музей, где наряду с многочисленными и разнообразнейшими книгами, документами и предметами искусства хранился огромный архив фотографий мастера. Большинство работ было разрознено, некоторые использовались Кертешем в качестве закладок. Систематизация и архивирование наследия мастера заняли многие годы. Многие работы Кертеша впервые демонстрируются на выставках и публикуются лишь сегодня, вызывая неизменный интерес критиков и любителей фотографии – ведь в долгой жизни этого удивительного человека «уместилась» вся история фотоискусства, а на его работах выросли целые поколения фотохудожников XX века.
Андре Кертеш, цитаты:
«Увидеть фотографию недостаточно, ее нужно прочувствовать»
«Камера – это инструмент. С его помощью я наполняю мир смыслом»
«Мой талант заключается в том, что я не могу фотографировать, не выражая своих чувств»
«Сюжет есть во всем. В каждом сюжете есть ритм. В чувстве такого ритма и заключается смысл. Фотография – это фиксация такого смысла, который существует сам по себе»
«Самое важное в жизни человека – его воспоминания. Они бесценны»
«Правила не важны. Правила должны быть в крови. События и настроение важнее хорошего света, самое важное — в происходящем»
«Я фотографирую то, что чувствую. Я – рядовой фотограф и работаю в собственное удовольствие. Ничего другого я не делаю»
«Моей работой управляет момент. Я чувствую то, что делаю. Это очень важно для меня. Все смотрят, но не все могут увидеть. Я никогда не думаю и не измеряю: если я вижу сюжет, я знаю, что он хорош, даже если придется ждать хорошего света». | | | | |
|