Сэр Сесил Уолтер Харди Битон, более известный Сесил Битон (Cecil Walter Hardy Beaton; 14 января 1904 - 18 января 1980) — известный английский модный фотограф и фотограф-портретист, мемуарист, икона стиля, дизайнер интерьеров, художник по костюмам и декорациям. В 1970 году был включен в Международный список Зала славы самых стильных людей. [14.1.1904]
Сесил Битон – любимейший британцами персонаж, один из героев нации. Англичане говорят о своей любви к нему с некоторым недоумением, как бы слегка извиняющимся тоном, какой они обычно употребляют для признаний в любви к летающему цирку Монти Пайтона или глупым выходкам мистера Бина. Как и они, фотограф – одновременно дитя традиции и ниспровергатель устоев британской нации. По словам господина Пеппера, «мы ценим Битона за изящество и талант, тщательно закрывая глаза на менее приглядные его черты». Он к тому же знаменитый дизайнер и художник, придумавший костюмы и декорации к самым известным театральным постановкам и кинофильмам вроде «Моей прекрасной леди». Денди и эстет в духе Оскара Уайльда, известный едкими высказываниями о своих знаменитых моделях и жизни в целом. Ветреный субъект, сделавший свою личную жизнь всеобщим достоянием: кто сейчас не знает о том, что Сесил Битон предпочитал мужчин, но при этом годами ухаживал за Гретой Гарбо, которая стойко отвергала все его предложения руки и сердца.
Но все же главная из его многочисленных личин – фотограф, один из лучших портретистов XX века, ставший его летописцем. У Сесила Битона почитали за честь сниматься знаменитости, великие артисты и светские персонажи, политики, вершившие судьбы Европы, и деятели художественного бомонда, придумывавшие и ниспровергавшие быстро сменяющие друг друга моды, стили, течения. Переплюнуть рекорд Сесила Битона, который почти 60 лет слыл модным и остро актуальным фотографом, не удавалось, пожалуй, ни одному из его современников.
Для многих разгадка его тайны – в умении понравиться другому, дать возможность портретируемому уйти в мир грез, заставить реальность мимикрировать под мир искусственных желаний и эрзац-событий. Мол, сам Сесил Битон жил в придуманном мире театральных декораций, умел удачно приврать, приукрасить действительность и называл себя искусным «манипулятором с камерой». Да посмотрите же в самом деле, говорят его критики, на его приемы: знаменитая любовь к ретуши, все эти цветочки и виньетки, игры со светом, стоящим сзади модели или падающим откуда-то сбоку, отчего человек становится бесплотной и прекрасной идеей. Вспомните, как он заставлял Марлен Дитрих и Коко Шанель имитировать статуи. Или вот, например, ряд кадров: Мэрилин Монро в самых разных позах и ракурсах. Вот здесь она вульгарна, здесь ужасно выглядит. А вот результат: прекрасная дива лежит полуприкрытая легкой тканью, с цветком в руке. Взгляд зовущий, чарующий, проникающий в самую душу. На выставке, кстати, представлена именно та карточка, которая принадлежала самой Мэрилин Монро.
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!