Лизетт Модел (Lisette Model [10.11.1901—1983]) принадлежит традиции европейской фотографии, сформировавшейся в период между мировыми войнами. «Фотографии Лизетт Модел безжалостно и остро исследуют людей со всеми их недостатками, страданиями, бессмысленностью и иногда, по случайности – в их величии. В результате её снимки похожи на строгий приговор», - сказал Эдвард Стейхен, придумавший и создавший выставку «Род человеческий». [10.11.1901]
Элиза Фелиция Амелия Штерн родилась в 1901 году в Вене. Через два года семья сменила фамилию Штерн на Сейберт, из-за усилившихся антисемитских настроений. Дети получили домашнее образование, Элиза усиленно занималась музыкой. Именно музыка была ее главным увлечением и предполагаемым занятием на всю жизнь.
После смерти главы семьи, мать Элизы – француженка, решает вернуться во Францию. Семья переезжает в Ниццу, по пути останавливается в Париже, где Элиза остается, чтобы учиться вокалу. Там она знакомится со своим будущим мужем, немного занимается живописью, немного фотографией, посещает психоаналитика, вращается в художественных кругах. Череда непроясненных обстоятельств приводит к тому, что музыкальная карьера Элизы терпит крах и, чтобы освоить какую-то профессию, приносящую доход, она начинает развивать фотографические навыки, пользуясь помощью сестры – профессионального медицинского фотографа.
«У меня есть младшая сестра, которая была очень хорошим фотографом. Я не думала о фотографии, но я видела людей, выполнявших лабораторную работу. Я поговорила с сестрой поехала в Италию, купила камеру, увеличитель, то и это. Вот так я и начала заниматься фотографией. Что-то в таком роде. Без намерения фотографировать, без каких-либо знаний, даже без любви к ней. Без интереса. Вот так это произошло».
«Фотографии Лизетт Модел безжалостно и остро исследуют людей со всеми их недостатками, страданиями, бессмысленностью и иногда, по случайности – в их величии. В результате её снимки похожи на строгий приговор», - сказал Эдвард Стейхен, придумавший и создавший выставку «Род человеческий».
«Ее наиболее запоминающиеся фотографии изображают людей, которые производят впечатление продажных, лживых, прожорливых, алчных, бездушных и жестоких существ. Трудно сказать с уверенностью, играла ли Модел роль доброй волшебницы, изгоняющей нечистую силу с помощью фотокамеры, или просто собирала материал для коллекции смертных грехов», - сказал другой влиятельный фотографический куратор и критик – Джон Жарковский.
Именно так, в целом, воспринимали творчество Модел современники и потомки. Какими она видела людей на самом деле? Повлиял ли ее взгляд на наше восприятие ее времени, добавил ли что-то к картине мира?
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!