НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

   Фотографии Николая Кулебякина территорию современного искусства нарочито обходят. Содержание каждой из них заключено как раз в самом изображении. Этот автор избегает работ, которые могут быть пересказаны словами, и если смысл фотографии зритель сможет понять за одну встречу, то на ее создание не стоило тратить время      Хорошая новость! Прием работ на фотоконкурс «Надежда» продлевается до 25 марта!       Лекция Валеры и Наташи Черкашиных. За свой творческий путь с 1962 года Черкашины сделали много проектов, которые продемонстрируют развитие их художественных идей и практик      Новую книгу фотографий Николая Бахарева в Музее «Гараж» представят автор, искусствоведы и кураторы в области современной фотографии      2 апреля в Рижском Доме конгрессов откроется фотовыставка «Улица. Решающий момент» известного российского уличного фотографа, члена Российского союза фотохудожников Залмана Шкляра      Women in Photography: 34 Voices From Around the World. В выбор Time попали три российских фотографа!      Страна у Байкала. Фотовыставка Александра Ведерникова. Здесь можно увидеть фотографии знаковых мест республики Бурятия, Байкала, Восточных Саян. Александр Ведерников исследует Байкал не столько как природное явление, сколько как особую среду, отмеченную своеобразными чертами      В рамках курса с 10 января по 28 марта специалисты музейно-выставочного центра РОСФОТО расскажут о развитии фотографических технологий и их особенностях, о формировании архивов и коллекций. На лекциях можно будет познакомиться с уникальными предметами из собрания РОСФОТО      Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет выставку «Ритм. Джазовая фотография Александра Смирнова»      Выставочный проект «Современная художественная фотография Санкт-Петербурга» продолжается в Государственной академической Капелле экспозицией Анны Останиной «Средневековая симфония»   



23.01.2017 18:46 | Александра Устинова | Из истории фотографии


Ф.И.Шаляпин-Мефистофель в опере А.Бойто «Фауст» в миланском театре «Ла Скала». Около 1901 г. Из частной коллекции. Ф.И.Шаляпин-Мефистофель. Фотограф К.А.Фишер. Из частной коллекции.

Помните те милые времена, когда под Новый Год из почтового ящика (реальной железной коробки) вам в руки вываливался ворох разноцветных картонных прямоугольничков - поздравительных открыток? От дедушки, от бабушки, от тети из Саратова, от коллег по работе, наконец. В моем семейном архиве их — с пожеланиями грядущего счастья — множество. Среди них есть, например, вид Кремля с отпечатанным на машинке поздравительным текстом и трогательной подписью: «коллективу отд.62 от коллектива отд.61» (правда, она не по почте пришла: видимо, товарищи обменивались поздравлениями лично). - (Александра Устинова)


Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=25

реплика


21.01.2017 8:44 | олег сопов | Общие вопросы

Доброго дня всем ! Вопрос : как жюри голосует ,если кол-во просмотров равно нулю ? Все просмотры-чисто мои клики ... Тоесть ,не открывая фотографии ?

ответов: 2реплика


19.01.2017 5:08 | Максим Букин | Из истории фотографии

Новая тема (колонка Александры Устиновой) для всех кто интересуется историей фотографии...

реплика


08.12.2016 16:55 | Ангелина Булахова | Общие вопросы

Здравствуйте! технический вопрос,меня приняли в кандидаты и пока я разбиралась- в логике последующих действий,случайно нажала на-Вступить в союз-опять! и снова вешу в претендентах)) пока добавить новый материал или поработать над сериями не могу!что делать?

ответов: 3реплика


08.11.2016 23:17 | Сергей Гойшик | О Союзе фотохудожников России

Уважаемый Секретариат Союза фотохудожников России, Приёмная комиссия, здравствуйте.
Спасибо за оказанное доверие и принятие кандидатом в члены Союза фотохудожников России.
На страничке претендентов есть информация о том, что Приемная комиссия готова, в меру сил, помочь в отборе и систематизации работ кандидатов и что Члены Приемной комиссии согласились комментировать их коллекции, давать им советы и рекомендации. Хотелось бы воспользоваться этой возможностью, но как это сделать? Заранее спасибо за уделённое время и ответ.


Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_Album.php?anum=28647

реплика


23.09.2016 18:41 | Мария Шупенько | Общие вопросы

Подскажите, пожалуйста, а для вступления в союз предпочтительнее выкладывать жанровые фотографии или студийные? У меня большое портфолио, поэтому не могу определиться, что было бы решающим для определения мастерства. Душа больше лежит к студийным фото.
Заранее спасибо!


Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=11046

реплика


27.08.2016 14:19 | Ирина Мельник ( Костькина) | Общие вопросы

выставочный зал ФотоСоюз
Подскажите , раньше видела информацию о том что можно в галерее проводить выставки, теперь нигде не могу найти.
актуально ли еще. Хотелось бы провести персональную выставку.

ответов: 1реплика


20.07.2016 20:32 | Анастасия Коростелкина | Общие вопросы

Здравствуйте! я начинающий фотограф. Буду рада комментариям,советам насчет моего фотопроекта "Chromo vitae.Моно жизнь".
А также насчет отбора фотографий и их организации в серии.


Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_Album.php?anum=27887

ответов: 2реплика


30.01.2016 23:51 | Александр Дмитриев | Вопросы и ответы

Здравствуйте уважаемая комиссия. Я начинающий фотограф с небольшим опытом и художественным образованием. Могли бы вы оставить комментарии к моим фотографиям, или так сказать направить? Для того что бы в будущем попасть в союз.

Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=10345

реплика


06.11.2015 20:17 | Светлана Лиханова | Общие вопросы

Вечер добрый! Я прошла в кандидаты,если можно, то хотелось бы узнать поподробнее дальнейший алгоритм нужных действий для вступления в членство. Теперь нужно проплатить членский взнос и в течении года пытаться вступить в Союз, выставляя новые альбомы? Или же взносы нужно платить в начале года и пытаться вступить в членство лишь после года пребывания в кандидатах ?

ответов: 5реплика


31.10.2015 11:31 | Андрей Нестеренко | Общие вопросы

Не могу понять чем руководствуется комиссия при голосовании за кандидатов, ни комментариев, ни критики, ни чего. Как будь то нужно ждать снисхождения богов к вашей персоне, авось захочет кто-то прокомментировать.

ответов: 6реплика


27.09.2015 20:06 | Эрмина Тамамян | Общие вопросы

Добрый вечер! Я начинающий фотограф. В моем багаже только любительские фото. Подскажите, как на данном сайте разместить свои работы?

ответов: 1реплика


20.07.2015 10:03 | Светлана Новикова | Общие вопросы

)))

ответов: 7реплика


15.07.2015 15:23 | Акоп Давтян | Общие вопросы

Дамы и Господа, уважаемый Секретариат,

до оценки работ, просьба их посмотреть. На вашем сайте под каждой фотографией есть счетчик, показывающее просмотры. Большинство из них показывает "0". Как можно так оценить?

ответов: 2реплика


02.07.2015 15:39 | Даниил Сергеевич Березовский | Общие вопросы

Почему для претендентов нужны фотографии не более 300Кб?
Я сам ничего не могу разобрать на такой маленькой фотографии.
Как что-то на них вообще можно различить?!
Нет желания расширить "вес" фотографии хотя бы до 1Мб?

ответов: 1реплика


02.12.2014 20:00 | Сергей Потапов | Общие вопросы

О приеме в члены СФХР.
Проблемы сприемом.
Евгений Савин своей выставкой показал что он сложился как мастер светописи. Философским подходом к теме создал только ему присущую стилистику фотоизображений. Все работы очень сложные по исполнению, требующие анализа оптики, точной работы с материалами, тонкого знания химического процесса и т.д. Как творческий мастер резко выделяется из многих фотографов СФХР, кандидатов СФХР, а также зарубежных фотографов со всех континентов, с которыми имеем связи. Считаю, что он достоин членства СФХР и членства в будующем московском отделении СФХР.
Есть возможность посмотреть работы в живую на выставке в Фотоцентре.
Отмахиваться от таких авторов - пускать себе в ногу пулю.

ответов: 1реплика


01.12.2014 13:21 | Артемий Соколов | Вопросы и ответы

Здравствуйте. Меня очень интересует вопрос рекомендаций и помощи кандидатам в члены СФР. При получении статуса кандидата, мне пришло письмо, в котором были такие слова:

"На нашем сайте подготовлена площадка для общения кандидатов с членами Приемной комиссии, которые могут помочь Вам в подготовке коллекции для повторного вступления в Союз."

Хотелось бы знать, о какой площадке шла речь. И существует ли она реально?

Заранее спасибо.

ответов: 3реплика


20.09.2014 6:34 | Максим Букин | Партнёрская программа СФР

Вы профессионально занимаетесь фотографией? У Вас открылась студия? Вы организуете фототуры или курсы обучения фотографии? У Вас открывается выставка или выходит новый альбом? Вы предлагаете интересные товары или услуги для фотолюбителей и профессионалов? А может, Вы просто хотите сделать оригинальный подарок близкому человеку? С нашей новой партнёрской программой мы поможем донести важную информацию о Вашем бизнесе до настоящей заинтересованной аудитории!

Условия, которые предлагает сайт Союза, уникальны! Мы поможем Вам на самых выгодных условиях популяризировать свои услуги, а Вы поддержите проекты Союза! Самостоятельно размещайте баннеры с информацией на своей персональной странице... Количество баннеров не ограничено! Вы самостоятельно планируете и запускаете свою рекламную кампанию. Создаете интересные и привлекательные информационные блоки, которые будут доступны всем посетителям сайта Союза! Информация, размещенная на страницах сайта, не останется незамеченной!

Мы готовы развиваться дальше, делать проекты лучше и интереснее вместе! Мы заинтересованы в Ваших идеях и предложениях и надеемся на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому предлагаем уникальные условия!

Просто протестируйте нашу новую партнерскую программу! Напишите на design@photounion.ru, что Вы желаете протестировать нашу программу, и мы подарим Вам 50 руб. на персональный счет на сайте Союза, чтобы Вы смогли начать свою кампанию! (Предложение по тестированию программы до 20 октября!) Если у Вас возникнут сложности или вопросы, мы с радостью ответим на них! Подскажем и поможем с дизайном баннеров... Просто начните, и у Вас всё получится!


Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=877

реплика


17.05.2014 20:00 | Данила Ткаченко | Конкурс Молодые фотографы России

Здравствуйте Алексей. Приведите пожалуйста пример где я сказал что не являюсь документальным фотографом?

Интересно а что вы считаете художественной ценностью в фотографии? Может быть работы Rineke Dijkstra, Nicolai Howalta, Bernd & Hilla Becher тоже не несут для вас художественной ценности? Или может вы думаете что их фотография не достоверна и не связана с реальностью?

Вы говорите что док-фотография должна быть правдива и достоверна, спросите об этом у Антуана Дагаты из Магнума который скажет вам что фотография это вымысел.

Почему я считаю себя художником? Художник это в первую очередь тот кто создает худ.образ, я создаю его по средствам док.фотографии являясь при этом документальным фотографом. Важно понимать что фотография не отражает реальность, а отражает лишь ракурс взгляда фотографа, разве не так?

Подал на Арт исключительно из за того что побоялся что документальное жюри не поймет что мой проект документальный. А как вам такой термин "Арт-документалистика"? Разделять не вижу смысла, есть смысл определяться с фокусом и направленностью конкурса в целом.

ответов: 9реплика


04.04.2014 10:55 | Алексей Бушов | Конкурс Молодые фотографы России

Здравствуйте уважаемые участники конкурса. Я хочу высказать своё мнение по поводу большого количества документальных серий в разделе арт-фото. Наш коллега, фотохудожник Анастасия Руденко высказалась в своём комментарии о спорности разделения фотографии на арт и документальную. И я решил эту тему вынести на отдельное обсуждение.
Вот что написала Анастасия:

"Алексей, здравствуйте!
Дополнительные интересные работы есть в категории Арт фотографии, хотя по сути и по форме они являются документальными.
Вот Вы приводите ссылку на world-press-photo, и если вы читали интервью наших российских победителей, то наверно заметили, как они всячески отторгают себя от журналистики и говорят о том, что они "художники". Один из данных победителей участвует в категории Арт. Это еще одна тема, о которой стоит задуматься, почему так происходит, и стоит ли все-таки разделять фотографию на категории."

Отвечаю:
Я с интересом смотрю работы из категории Арт-фото. По моему мнению, там размещены много прекрасных документальных серий, которые к арт фотографии не имеют никаго отношения, в моём понимании. А российские призёры world-press-photo этого года странно себя ведут... Они подали свои фотографии - документальные проекты и исследования, на конкурс профессиональной журналистики и, как Вы написали "всячески отторгают" себя от этого направлении фотографии. Видимо это непонимание, по молодости и неопытности сути документальной фотографии... То есть они не считают себя документалистами и не снимают как фотохудожники одновременно, судя по художественной ценности их конкурсных работ. Это вызывает недоумение...

Если смотреть в основу, документальная и арт-фотография отличаются не подходами к съёмке, стилем и художественной ценностью, это их скорее объединяет. Хорошая документальная фотография имеет в себе важное достоверное сообщение и это сообщение, как правило реализовано средствами изобразительного искусства. Хорошая арт-фотография имеет ярко выраженную оригинальную авторскую идею, как правило вымысел, так же при её высоко художественной реализации.

Арт фотография, как и большинство произведений искусства - реализация идеи вымышленной, не существующей в реальном мире или переиначенной автором до неузнаваемости, в целях донести своё сообщение до зрителей.

Документальная фотография стеснена в выборе средств донесения авторского сообщения - она должна быть правдива и достоверна, а арт-фото таких ограничений не имеет.

Образ мышления авторов разный - документалисты ищут в окружающем мире сюжеты, которые созвучны с их мировоззрением и через них стараются донести до зрителей свою позицию, а арт-деятели создают сюжеты из своей фантазии. По этому и следует разделять эти направления фотографии. Это как реальный мир и вымышленный.

ответов: 1реплика


29.03.2014 12:11 | Алексей Бушов | Конкурс Молодые фотографы России

Здравствуйте уважаемые участники конкурса. Я выскажусь по поводу документальной фотографии.
Когда меня пригласили быть членом жюри конкурса молодых фотографов, я надеялся, что увижу новые взгляды на известные темы, новые темы, свежий современный и индивидуальный фотографический язык, эксперименты.... Вобщем научусь чему-нибудь у Вас. Но оказалось не совсем так.

Сроки подачи работ подходят к концу, а действительно интересных, современных и значимых тем пока не было заявлено. По пальцам одной руки можно пересчитать серии, которые меня, как члена жюри, затронули эмоционально, рассказали о чём-то новом, подвигли на изучение показанной темы.
В общей массе конкурсные работы не отличаются новизной стиля, подходов, мало визуальных экспериментов. Такое ощущение, что участники конкурса либо начинающие восторженные фотографы, которым пока нечего сказать в силу своего малого жизненного опыта либо осторожные в своём творчестве закостенелые фото-старцы... Где свежая струя молодого творчества?

Ещё одно неприятное наблюдение - мало кто из авторов хорошо работает с цветной фотографией, а в основном с монохромными изображениями. Современная документальная фотография это не только свет, но и цвет, и нужно учится с ним работать художественно. Фотографии снятые в монохроме не обязательно являются художественными и могут претендовать на принадлежность к искусству. Это распространённое заблуждение, что цветная фотография для потребления, а ч/б - художество.

У меня сложилось впечатление, что молодые фотографы живут и фотографируют в информационном вакууме - изобразительный язык многих серий устарел, катастрофически узок выбор тем и их подача.
Мировая документальная фотография развивается столь стремительно, что сложно следить за тенденциями её развития, но есть много международных конкурсов для любителей и профессионалов, итоги которых отражают положение и интересы современной фотографии. Конечно не нужно примитивно копировать стили победителей и призёров, использовать похожие темы, это лишь пример индивидуального взгляда и подхода к съёмке. Но нужно учится искать сюжеты и рассказывать о них нестандартно. Не бойтесь экспериментов. Отбросьте жесткие рамки догм и правил, снимайте живую, трогательную, человеческую фотографию. Не обязательно искать громкие, резонансные темы, нужно внимательно вглядываться в жизнь вокруг Вас.

Желаю всем участникам творческих и профессиональных успехов!
С уважением, Алексей Бушов.

P.S. Привожу список наиболее известных международных конкурсов и фестивалей пресс, документальной и другой фотографии. Посмотрите на досуге.

http://www.worldpressphoto.org/
http://www.leica-oskar-barnack-preis.de/en/
http://www.poyi.org/
http://worldphoto.org/
http://www.visapourlimage.com/index.do
http://www.nhm.ac.uk/visit-us/wpy/index.html

ответов: 4реплика


23.03.2014 1:42 | Савенкова Мырия | Конкурс Молодые фотографы России

Немного критики от наблюдателя. Нельзя сказать, что эксперимент по разделению жюри принёс свои положительные результаты. В этом году прослеживаются тенденция отбора на конкурс работ не сопостовимых по <силе> серий. Возможно это следствие слишком осторожного, а в результате более строгого, голосования арт жюри в противовес лояльному отношению, активному <притягиванию за уши> документальных серий. В результате такой неслаженной работы жюри, на конкурс проходит большое количество работ представленных в документальном жанре, не смотря на то, что в данной номинации выставилось почти в два раза меньше участников. Все бы ничего, но интересно как жюри будет выходить из сложившейся ситуации?

P.S. Хотелось бы отметить, что данное разделение жюри выявило слабые стороны в разделе документальной фотографии: особенно в репортажном жанре прослеживается зачарованность на фотографиях 90-х годов. И этот факт противоречит самой функции документальной, классической фотографии, ведь с тех годов многое изменилось и на лицо нехватка поисков чёрт современности.

ответов: 1реплика


12.03.2014 9:57 | Максим Букин | Конкурс Молодые фотографы России

Светлана Пожарская. «Молодежная фотография в России. Проблемы и достижения»

«Для меня фотография – это искусство наблюдения, искусство того, как находить интересное в самом обычном месте… Это скорее относится не к предметам, которые вы видите, а к тому, как вы на них смотрите». - Элиот Эрвитт.

Начну чуть издалека. В сентября этого года мне предложили быть куратором конкурсного проекта, проводимого на одном из популярных (судя по количеству его участников) российских фотографических сайтах. По условиям конкурса каждый день надо было выбрать одну работу из более чем тысячи изображений в «фотообраз дня». А всего я просмотрела почти 32 000 изображений. Честно говоря, к концу месяца глаза «заболели»: такого количества фотомакулатуры за столь короткий период времени мне ещё не доводилось видеть. Очень мало работ визуально «укололи», затронули чувства, вызвали сопереживание.

Да, конечно, были среди них и красивые пейзажи, и техничные, со знанием дела поставленные натюрморты, много милых детских и женских лиц. Но определить по ним авторский стиль и творческую индивидуальность было невозможно: так похожи манерой исполнения эти работы друг на друга. На конкурсной ленте я увидела много снимков обнаженной натуры, в которых (складывалось такое впечатление) главной целью и трудностью для авторов было раздеть девушку, а вот что с ней делать дальше.. хм.. творческой потенции авторам, увы, не хватило.

Многим знакомо выражение, что нет не интересных тем и сюжетов, а есть не интересная (или банальная ) их трактовка и подача. Поэтому основным критерием отбора работ в этом проекте стал для меня «свой взгляд», т.е. уход от изобразительных штампов, студийных заготовок и композиционных стандартов. Когда не литературность замысла, а его визуальный перевод, т.е. именно фотографичность были главной составляющей снимка. Перевод этот с вербального языка на визуальный давался немногим, но тем радостней было открытие в этом потоке фотомусора умных, многослойных и многоплановых работ, в которых авторы доверительно и с уважением относятся к зрителю, давая ему свободу прочтения и осмысления увиденного.

Мне всегда ближе фотографии, в которых творческая личность автора проявляется ярко и самобытно. Когда при просмотре зритель сам делает открытия, решает и самостоятельно находит ответы на фотографические загадки, понимает и чувственно откликается на авторский месседж. Эти работы отличает и «духовное зрение» (термин Леонида Андреева из книги «Роза мира»). Пусть они не набирали большого количества «лайков» и положительных оценок - не страшно. Как есть «кино не для всех», так есть и «фотография не для всех».

Все выше сказанное напрямую относится и к молодым авторам. Как куратор детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России я много смотрю снимков юниоров и молодых фотолюбителей, комментирую фотографии своих учеников, разговариваю с ними о трудностях их жития. Так вот, проблема творческой реализации у них одна из основных. Фотография и во времена моей молодости была образным отражением бытия - его не только радостных и счастливых моментов, но и проблемно-болевых исканий ориентиров, как в собственном творчестве, так и в общественной жизни. Стремление через фотографию понять и раскрыть себя, свое предназначение.

Фотография, как визуальный дневник. И чем он более искрений, индивидуальный, личностный, с точки зрения выражения (формы) и содержания (мысли), тем интересней не только для самого автора, но и для зрителя-читателя, поскольку сегодня текст и изображение становятся равноправными «партнёрами» (особенно это касается концептуальных проектов и фотоисторий). Но зачастую в описаниях к проектам я вижу отрыв текста (порой очень заумного) от конкретного изображения. У многих молодых авторов нет глубоко продуманной и прочувственной идеи проекта, а невнятность замысла ведет к неясности визуального изложения и авторского высказывания.

Эмоциональность и чувственность - главные составляющие творчества и искусства. Здесь, правда, есть разные варианты их достижения. В современном искусстве провокация, шокирование, интервенция в человеческую психику и даже в тело часто становится главным посылом и творческим принципом в работе. «Сейчас с помощью произведения искусства каждый объявляет, что хочет. А для меня подлинное творение — это четко выраженная мысль, облеченная в гармоничную форму, которой подчинены рисунок, композиция, цвет. Больше всего не люблю болтовню и бессмысленность — ими сегодня наполнены все галереи. Когда видишь перформанс художника, который весь в экскрементах ползает среди игрушек, это вызывает отвращение. Как и фотографии, на которых ее автор писает в таз. Принес мусор, обвязал веревками, придумал «теорию».- вот тебе и современное искусство. Если мы будем и дальше двигаться в этом направлении, то вообще потеряем понимание того, что есть искусство». (Михаил Шемякин, из интервью газете «Культура»).

Как член жюри, в том числе и конкурсов молодых, я нередко вижу фотографии, в которых чужое, заимствованное, превалирует над авторским самовыражением. Иногда это идет от профессиональной несостоятельности, но чаще из-за того, что молодые фотографы попадают под влияние фотомастера с ярким творческим почерком и харизмой. Этому, увы, также способствуют многочисленные курсы и школы фотографии, где процесс обучения направлен не на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей, а на овладение уже готовыми технологиями съемки и заучивание стандартных схем, ориентированных на коммерческие гламурные и рекламные журналы.

Ставший уже тривиальным вопрос о школе - нужна ли она, и надо ли учить фотографии, а если учиться, то где и у кого? Ответ на эти вопросы требует отдельной статьи, но вкратце скажу. Конечно же школа нужна, но это не только конкретное физическое место, куда приходят слушать лекции. Под школой я понимаю прежде всего самообразование, которое не прекращается всю жизнь. И еще это критический анализ своих работ и постоянное сомнение. "Настоящий творческий человек — если он не самовлюбленный болван — постоянно испытывает разочарования. Они и есть стимул, ведущий мастера вперед" (Михаил Шемякин). Для этого надо сравнивать свои лучшие снимки (уточняю - лучшие на сегодняшний момент, ибо по мере развития меняются и наши оценки) с работами, уже апробированными историей фотографии.

Своеобразный тест оценки работ был предложен еще почти сто лет назад фотографом Пол Стрендом (Paul Strand): «Можно самому изучить фотографическое прошлое и его традиции в выдающейся публикации «Camera Work». Она наглядно демонстрирует что у фотографии есть традиции, хотя большинство тех, кто фотографирует сегодня, об этом не знают. В этом по крайней мере одна из причин – по которым они молятся слабостям и ошибочным концепциям этой традиции и не могут прояснить их или добавить хотя бы йоту к этому развитию. Поэтому, если вы хотите фотографировать и не живете на необитаемом острове – воспринимайте эту традицию критически, находите смысл фотографии, который в нее вкладывают другие люди вне зависимости от успешности или провала их работ. Попробуйте представить фотографию, повешенную на одной стене рядом с деревянной гравюрой Дюрера, полотном Рубенса или даже Коро – не будет ли она разорвана в клочья. Это является хорошим показателем жизнеспособности произведения».

Чтобы не изобретать колесо, необходимо знать и видеть, что уже создано и что создается лучшего в области фотографии в мировом контексте. Интернет, с его безграничными ресурсами, в этом смысле помощник, учитель и лекарь, но одновременно и «калекарь» (от слова «калечить») - поскольку там все смешалось в кучу, а у начинающих фотолюбителей нет четкого представления, что такое хорошая фотография, нет знания высокого искусства, или же их вкус уже испорчен массовой культурой и TV. Потому так важно прямое общение с фотомастерами высокого уровня и с кураторами, которые в реальном времени помогают определится молодому фотографу в творческой направленности и в отборе отснятого материала. Участие в фотографических фестивалях, конкурсах и выставках дает молодым авторам эту возможность.

Один из них - конкурс в рамках фестиваля «Молодые фотографы России», который Союз фотохудожников России проводит уже на протяжении 12 лет. Многие из современных талантливых и успешных авторов получили первое признание, творческий и профессиональный ориентир именно на этих фестивалях. В этом году площадкой встречи стал уникальный и красивейших из городов на Волге - Плёс. Первый тур конкурса - отбор жюри авторских коллекций для итоговой выставки (участники - от 18 до 35 лет) проходил непосредственно на сайте СФР и все авторы, приславшие свои коллекции на конкурс, могли наблюдать за ходом голосования. На конкурс поступило 422 серии 237 фотографов из 48 регионов страны. На выставку прошли 117 коллекций 94 авторов.

Набравшие наибольшее число голосов стали участниками итоговой выставки фестиваля - они были приглашены в Плёс, обеспечены бесплатным питанием и проживанием. Лауреаты конкурса - авторы 10 лучших проектов были удостоены Государственных стипендий для молодых авторов в области культуры и искусства (70 000 рублей). Помимо выставки программа фестиваля включала конкурс мультимедийных проектов (это направление в фотографии сейчас становится очень актуальным), блиц-конкурс (он проходил не один день, а три, что позволило участникам сделать более интересные истории), мастер-классы, дискуссии, просмотр и обсуждение портфолио.

А теперь я бы хотела дать слово и визуальное пространство нескольким авторам - лауреатам конкурса «Молодые фотографы России», фотографиями которых иллюстрируется эта статья. Здесь представлены по одной работе из лауреатских проектов. Остальные их фотографии, работы других лауреатов и участников итоговой выставки можно увидеть в электронном каталоге на сайте СФР. http://www.photounion.ru/Katalog_MFR2013.php




Руденко Анастасия. Вологда. «Визуальный словарь России (2009 - по текущий период)»

У меня нет конечной цели когда я выхожу на улицу или захожу к кому-то в дом, я всего лишь ищу подтверждения существования тех стереотипных образов, которые по моему мнению имеются в нашей стране, а так же отражающих нашу национальную идентичность. Стереотипы существуют в любом другом государстве. Я пытаюсь создать свой критический портрет общества (государства), используя фотографию как терапию.




Дарья Асланян. Самара. «Город как терапия»

Этот проект наверное самое явственное воплощение моего чувствования фотографии. Блуждая по городским улицам, я поймала себя на мысли, что это своего рода медитация: ты погружаешься в сплетения человеческих историй, растворяешься в чужих лицах, мимолетных встречах, но обнаруживаешь, что растворяясь, обретаешь себя. Для многих своих историй я выбираю черно-белый формат, он помогает отвлечься от внешнего и сосредоточиться на внутреннем - на эмоции, которая ёкнет где-то внутри за секунду до того, как щелкнет затвор камеры.




Калмыков Андрей. Ступино. «По волнам»

Жизнь – заплыв, для кого на короткие, для кого на длинные дистанции. Она подобна волнам сбивает с ног и погружает в бесконечные раздумья, а кого-то затягивает на самое дно. Каждый ищет свое спасение. Кто-то находит его в любимом человеке, а кто-то собирает виртуальных друзей, не замечая как теряет реальных. Забавляя себя алкоголем, забываем о близких людях, которые в нас верят и которым мы очень дороги. Забываем о детях, оставляя им вместо хорошего воспитания кучу баночек, а с ними рассказы не о том, что создали, а о том, что разрушили. И так по кругу из поколения в поколение.




Аносова Елена. Москва. «Люди-птицы, летающие водоплавающие»

Искусство свободного падения. Еще со времен Аристотеля считается, что все тела падают, стремясь занять свое «естественное положение»... но некоторые летят. Снимки сделаны на мировой серии ФИНА-2012 по прыжкам в воду. Переход от документальности к арт-проекту был неожиданным, я снимала процесс свободного падения. И уже при просмотре материала увидела завершающий кадр — сам полет. И серия сложилось через год после съемки.




Кичигина Анастасия. С.-Петербург. «Граждане отдыхающие»

Конечно, лежа в гамаке, рискуешь заполучить ломоту в пояснице, но те, кто не испробовал такой жизни, достойны лишь жалости. (с) Фредерик Бегбедер




Елеева Елена. Самара. «Мальчики и Девочки. Романтика школьных коридоров»

Мне интересно наблюдать становление межличностных и межполовых отношений. Это происходит как раз в школьном возрасте. Все фотографии в проекте «подсмотренные», то есть без навязчивого присутствия фотографа с фотоаппаратом. Почему черно-белые? Потому что я люблю графичность и точность в композиции. Меня привлекает в ней отсутствие лишних элементов, простота, обобщенность и эмоциональность. Во всяком случае, я стремлюсь к этому.




Боровских Виктор. Новосибирск. «Внутреннее пространство одиночества»

Этого необычного молодого человека я заметил в одной из средних школ города Заречного - открытого для творчества и идей, но закрытого для большинства людей. Мне повезло что в городе «за семью печатями» я смог найти образ, о котором пытался рассказать с самого детства. И это попытка проникнуть в тишину его воображения оказалась очень важной для меня.

Кирилл из 10 го класса - талантливый, может быть гениальный программист или математик, физик, в будущем... сейчас не ищущий себя в глазах других детей, людей. - Этот человек имеет феноменальные способности к точным наукам, и в то же время он испытывает трудности с социальным взаимодействием. Чтобы поговорить с ним, нужно знать язык математики, интернета, компьютерных игр, программирования, или родится с ноутбуком в руках. В итоге компьютер становится самым близким другом для этого мальчика. Через образ Кирилла я попытался спроецировать себя. Просто есть нечто родственное между нами, общее замкнутое пространство, и похожее детство.

История Кирилла намеренно гиперболизирована, но реальна - это история моей жизни, моего «поколения скафандров», моего одиночества. Это история каждого из нас... Ведь на самом деле, чтобы увидеть людей погруженных в свое внутреннее пространство, достаточно оглянутся вокруг - их множество в той или иной форме на улице, в транспорте, в офисе. Язык киберпространства все более и более агрессивно заменяет традиционный язык общения. Создавая личную нишу в кибермире, мы не становимся ближе, мы просто ныряем в «скафандры из гаджетов», порождая иллюзорную свободу. Мало того - мы создаем молодое сообщество современного поколения развивающегося самостоятельно и независимо, но проникновение в которое возможно только с помощью криптографических ключей - логина и пароля. И будет очень грустно если мы не найдем с ними общий язык и потеряем эти ключи от детства... Или они сами скроют их от нас.

Что касается конкретно этой фотографии. Я зашел в класс и увидел его со спины и все материализовалось - мир есть форма. Взгляд из предмета, руки в закрытом положении. Есть тело, но нет головы - характеристика личности. Человек в другом пространстве - времени. Остальные фотографии проекта для меня не так важны - они описывают более простым визуальным языком социальную действительность и среду обитания моего героя.



П О С Л Е С Л О В И Е

Фотоаппарат - очень демократичный инструмент отражения мира и самовыражения. Особенно в наш век стремительного развития компьютерных технологий. Сегодня, фотографируя в автоматическом режиме, можно без проблем получить качественный (по техническим параметрам) результат. Даже печатать фотографии не обязательно - большинство пользователей электронных фотокамер довольствуются их размещением на жестких дисках своих домашних компьютеров, личных страницах и сайтах в Интернете. Отсюда такой вал фотографического мусора и девальвация фотографии, как художественного произведения. Ребенку в 3-5 лет вкладывают в ручонки фотографическую мыльницу, и он с радостью нажимает на кнопочку затвора, свободно балуется этой «игрушкой». Да что ребенок - обезьяне вложили в лапы фотоаппарат, научили нажимать на спуск и «вуаля», новый концептуальный проект готов. Нашлись и поклонники, и ценители этих «шедевров». Так, к примеру, фотографии, сделанные шимпанзе на Красной площади в начале 1990-х годов, были проданы в Лондоне на аукционе Sotheby's за 76 500 долларов.

А если говорит о фотографиях, сделанных людьми, то сегодня критерии хорошего снимка для многих размыты; и не только сомнительным, но укоренившемся в сознании дилетанта постулатом «о вкусах не спорят» (при желании, конечно, вкус можно воспитывать и развивать), но и авторской самодостаточностью «а я так вижу». В современном искусстве (в фотографии в том числе) идет переоценка ценностей и достижений прошедших веков. Этот «апгрейд» истории и модернизация изобразительного языка - процесс необходимый, как условие для развития, но и при этом небезопасный, когда происходит тотальное отрицание культурных ценностей, созданных человечеством в прошлых веках. Соблюдение баланса между ними традициями и новаторством - единственный способ, чтобы не скатиться в пропасть бездуховности и дилетантства. В этих условиях молодым авторам особенно трудно крепко устоять, не попасть под влияние активного и порой агрессивного искусства, которое не затрагивает глубинные и лучшие стороны человеческой души, а рассчитано в основном на развлечение и коммерческий успех. Кризис не только в арт-фотографии, но и в фотожурналистке, где на первое место выходит скорость передачи информации, а не качество и образное отражение события и темы. Съемка телефонами, айфонами и айпадами, «Инстаграм» и другие компьютерные программы, стандартизирующие изображение, этому тоже способствуют. Хотя, конечно, есть и здесь исключения: на сайте Instagram можно увидеть работы на высоком художественном уровне, с узнаваемым авторским почерком, (к примеру, Георгия Пинхасова). Впрочем, всем известно, что снимает не камера, а человек.

У нас в стране немало талантливых, глубоко и неординарно мысляще-чувствующих молодых фотографов, для которых занятие фотографией не развлечение, а осознанный выбор и серьезное увлечение, которому они отдают всё свободное от учебы или работы время. Я им желаю держать планку, продолжать находить интересные темы, делать серьезные проекты - такие, что спустя и десятки лет будут волновать и вызывать сопереживание у талантливых и умных зрителей разных поколений.


Статья опубликована в журнале «Фото&Техника» (Потребитель) №14(46) 2013г.



Ссылка: http://www.photounion.ru/Katalog_MFR2013.php

реплика


01.03.2014 12:11 | Максим Букин | Конкурс Молодые фотографы России


Фестиваль Photo Levallois Festival был основан в 2008 году специально для поддержки молодых авторов, чьи работы в области современной фотографии отражают последние тенденции разнообразных фотографических практик.

Французский фотофестиваль Photo Levallois Festival c международным статусом, который будет проходить с 10 октября по 15 ноября 2014 г. в городе Леваллуа-Перре, объявляет о конкурсе в поддержку молодых фотографов. Национальность значения не имеет, значение имеет только возраст: автору не должно исполниться 35 до 14 октября 2014 года. Принимаются работы, которые ранее не были выставлены и опубликованы. Жюри, прежде всего, обращает внимание на авторский художественный подход к форме и содержанию. Приз предполагает сумму в 10.000 евро и персональную выставку во время фестиваля в галерее L’Escale.

Ссылка: http://www.photographer.ru/events/contests/6277.htm

реплика


21.02.2014 18:02 | Максим Букин | Фестивали, конкурсы и выставки


© Сергей Ярема 2013

Хочу поздравить своего знакомца по Чебоксарскому ФотоСайту ЧФ www.photoche.ru Сергея Ярему с победой в престижном фотоконкурсе испанского фотожурнала! Он занял первое место!

Ссылка: http://concurso2013.magazinedigital.com/concurso2013/detalle/1016120543rvgga#.UwdaFEKeYFk

реплика


17.02.2014 12:04 | Андрей Иванович Баскаков | Конкурс Молодые фотографы России

На конкурс загружено более 200 серий и, кажется, можно сделать некоторые выводы. Надеюсь, они будут полезны тем, кто еще только готовит свои коллекции.

Понятно, что традиционные лидеры "копят силы" - оценивают потенциальных соперников, присматриваются к работе жюри, выстраивают свои серии. И правильно делают... Хотя, тем самым, обрекают членов жюри на бессонные ночи на финальной части конкурса.

Возможно, самый главный совет участникам: пожалуйста, учитывайте специфику условий - коллекция оценивается нами целиком! Не отделные фотографии, даже если они очень хорошие, а весь их ряд, - его цельность, смысловая и изобразительная обоснованность каждого изображения в этом ряду. Эта задача - отбор и расположение фотографий в серии, не менее трудна, чем процесс собственно съемки. И не менее важна!

По условиям конкурса КОЛЛЕКЦИЯ НЕ РЕДАКТИРУЮТСЯ организаторами! Если она проходит на выставку, то со всеми своими плюсами и минусами, которые, конечно, отметит жюри второго тура при определении победителей.

Совершенно не обязательно(!) использовать весь лимит картинок в серии. Это самая характерная ошибка среди участников и, как следствие, самая характерная реакция членов жюри на нее: "замечательные четыре (или 3/5) работы, но эти две (или 3/1) все портят!" Т.е., та самая "ложка дегтя..."

Помните, что опубликовав серию на конкурсе, вы уже не сможете ее редактировать, в том числе и текст! Вы также не сможете снять ее до окончания голосования жюри.

И, пожалуйста, думайте, в какую из двух номинаций загрузить свою коллекцию. В этом году впервые в каждой номинации работает свое жюри, и у каждого жюри свои критерии оценки работ.

Успехов!

реплика


06.02.2014 13:27 | Максим Букин | Конкурс Молодые фотографы России

Мы запустили НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. Теперь любой зарегистрированный пользователь сайта Союза сможет проголосовать за понравившиеся серии, и сделать собственный отбор на выставку. Напоминаем, что на выставку пройдут 100 серий, набравших наибольшее число голосов членов жюри (зелёные и синие квадратики под конкурсными работами). Выбор народа показан желтым квадратиком с числом, обозначающим количество голосов. Свой голос можно и забрать. Участники конкурса не могут проголосовать за свои серии...

Ссылка: http://www.photounion.ru/Young_Russian_Photographers_2014.php?nmn=0&smod=2

реплика


04.02.2014 11:31 | Алексей Бушов | Общие вопросы

Здравствуйте уважаемые участники конкурса "Молодые фотографы России". Как я понял, среди участников конкурса много начинающих фотографов и в связи с этим хочу дать им несколько рекомендаций и пояснений.

Что такое «Документальная фотография».
Как правило это серии и фотоистории. Их героями являются люди и события, связанные с ними. В документальной фотографии применяется репортажный метод съёмки – наблюдение, не вмешательство в ход событий, фиксация и выражение авторской позиции, реализация идеи. Это документирование какого-то явления, жизни человека или сообщества людей, являющееся свидетельством реальных событий, сообщением или предупреждением. Документальная фотография субъективна и ей характерна социально-критическая, идеологическая направленность.
В любой документальной серии, фотоистории должна быть идея и её оригинальная реализация.

Так же, к номинации «документальная» можно отнести виды и жанры фотографии:
Репортаж — максимально объективный фотографический отчет о событии, сообщение, из которого зрителю должно быть понятно, что произошло, где, когда и с кем. Репортаж может содержать обобщение, образ, метафору, то есть отвечать еще и на вопрос «почему», а значит, быть авторским высказыванием.
Жанровая фотография, жанровый портрет - проявление субъективного отношения автора к героям сюжета. «Жанр» не привязан к какому-то событию или действию, в нём может не быть конкретного сообщения, но обязательно должен быть человек в характерной среде и его состояние.
Уличная фотография (street photo) – съёмка без разрешения, как правило внезапно, часто скрытой или малозаметной камерой сценок из городской жизни. Как правило, это фотография момента, основанная на игре света и тени, цвета, сопоставлении значений разных объектов, наложении планов, юморе…

Перед тем как публиковать свою серию или фотоисторию на конкурс, ответьте себе на несколько вопросов:

Имеет содержание (идея, тема) серии документальную, художественную и культурную ценность, т.е. может быть интересна не только одному его создателю, его родным и знакомым, но и относительному большинству чужих людей?
Возникает ли у вас, при просмотре серии желание сопереживать персонажам, меняется ли ваше настроение, сонастраиваясь с сюжетом?
Трогают, просвещают, побуждают ли меня эти фотографии?
Увидел-ли я сюжет так, как не смогли бы увидеть другие?
Есть в серии новизна взгляда и творческой реализации идеи, свойственный только мне подход, который необычен для других?

Желаю всем удачи в конкурсе!

реплика


03.02.2014 11:44 | Андрей Иванович Баскаков | Конкурс Молодые фотографы России

Эта страница создана для участников конкурса "Молодые фотографы России".
Мы надеемся, она поможет и тем, кто уже загрузил свои работы, и тем, кто их готовит для публикации.
Хотелось бы услышать здесь мнение членов жюри конкурса как по конкретным авторским коллекциям, так и по уровню конкурсных номинаций - советы, рекомендации, пожелания.
Разумеется, в обсуждении могут участвовать все посетители сайта.

ответов: 3реплика


24.01.2014 16:10 | Георгий Костин | Фестивали, конкурсы и выставки

«РУС-АРТ-ФОТО 2013». АНАЛИЗ И ПОЖЕЛАНИЯ

Одно из самых ярких событий прошедшего года был фестиваль в Суздале «рус-арт-фото 2013». Первые (обычно поверхностные) впечатления развеялись, их место заняли стойкие, запавшие в долговременную память, воспоминания. Их уже можно объективно анализировать. Чтобы мои (понятное дело, личные) замечания об этом фестивале были конструктивными, полагаю, нужно разделить их на две части. В первой – сказать, ЧТО ЭТО БЫЛО; во второй – ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, чтобы это было еще лучше.

Ядром фестиваля, или, если сказать образно, формообразующим кристаллом, безусловно, была выставка. Как тут уже сообщалось, из семи тысяч работ, присланных на конкурс, было отобрано 240. Русская художественная (арт) фотография была представлена достаточно полно. Я не вправе давать ей качественную оценку: но она действительно такая – какая была представлена на выставке победителей конкурса. Можно даже сказать категорично: другой арт-фотографии в России нет. В этом смысле правомочно заявить, что фестиваль утвердил исходную ТОЧКУ ОТЧЕТА русской арт-фотографии. И тем самым обозначил объективный критерий, по которому можно в дальнейшем судить о тенденции русской фотографической художественности: развивается ли она, или, к сожалению, деградирует. Справедливости ради нужно добавить и следующее: члены жюри (авторитетные мастера художественной фотографии), в частности Альгимантас Александравичус отметил, что эта итоговая выставка - мирового уровня.

Тем не менее, фестиваль, как явление, далеко не исчерпывается одной этой выставкой. Он длился четыре дня. И это, на мой взгляд, было уникальное событие. Выставка – оказалась своего рода фундаментом, или театральными подмостками, на которых разворачивалось основное действо. Настоящим украшением фестиваля – оказалось то, что в программе называлось мастер-классами. Но это было гораздо больше и сильнее мастер-классов. Это были своего рода перфомансы или хепенинги, во время которых авторы показывали свои фотографические коллекции. И мы, зрители (участники фестиваля), смотрели на фотографии через призму самого автора. То есть фестиваль можно визуально представить так: выставка – это некая исходная точка, отталкиваясь от которой, исходили лучами, уходящими в бесконечность, акционисты: они же, за исключением Светланы Пожарской - члены жюри. Таким образом исходная выставка как бы пополнилась работами и членов жюри… Плюс к этому уникальная творческая атмосфера, которая возникла возможно от того, что все участники, как акционисты, так и зрители все четыре дня заходились в замкнутом пространстве туристического комплекса, который изнутри выглядел как гигантский космический корабль с патологически длинными коридорами, переходящими один в другой… То есть мы все были в этом пространстве заложниками творчества, и естественно бурно фонтанировали творческим духом… Задушевные разговоры о творчестве спонтанно вспыхивали то там, то здесь, и каждый мог подойти и прислушиваться к разговорам. Секретов ни от кого не было… Иными словами, фестиваль в Суздале состоялся именно потому, что он протекал как многодневный хепенинг с единой стилистикой, в едином для всех пространстве и времени…

Полагаю, что это самый главный компонент, благодаря которому фестиваль оказался удачным, и, по моему убеждению, именно его и следует развивать (совершенствовать) в первую очередь. Отсюда у меня несколько предложений.

1. Мне кажется удачной была работа жюри. А именно – подбор коллекций выставочных работ председателями каждой номинации делался по авторскому, и не убоюсь этого слова, вкусовому принципу. У каждого члена жюри (а он в первую очередь - сам самобытный художник) сформировалась своя нередко уникальная система эстетических принципов. В чем преимущество такого отбора? А в том, что в работе победителей видится ни только личность самого автора, но и как в капле, в которой отражается океан – и личность художника члена жюри. И тогда тот уже выступает и в роли Учителя, в роли основателя некой фотографической если ни школы, то хотя бы направления. Что для СФХ, да и в целом для всей художественной фотографии России чрезвычайно важно.

Но тут мне хотелось бы добавить вот что: на мой взгляд, было бы интересно послушать каждого члена жюри, какими критериями он руководствовался, когда отбирал в итоговую выставку, и особенно в призеры те или иные работы. Ну и соответственно, почему им были «выбракованы» работы, которые по своим, скажем, техническим критериям вполне могли быть представлены в итоговой выставке. То есть – такой своеобразный «разбор полетов», который может быть организован как тот же самый мастер-класс. Полагаю, в таком контексте член жюри сделал бы достаточно углубленный анализ отобранных им работ. То есть это было бы уже вроде как портфолио-ревю, но для всех.

2. Мастер-классы кроме реализованного превосходного качества (расширение пространства выставки до мастеров членов жюри) показали и свою ограниченность. Мастера русской фотографии говорили и соответственно демонстрировали только свое творчество. А потому очень важные (знаковые) тенденции в отечественной фотографии оказались мало освещенными, а то и вовсе выпали из сферы внимания. Потому предлагаю дополнить мастер-классы – лекциями. Тем более, что удачный вариант на фестивале был – лекция о концептуальной фотографии, которую прекрасно провел Артем Беркович. Какими лекциями можно дополнить следующий фестиваль, полагаю, нужно думать заранее, чтобы успеть их подготовить. Хорошо, если такие предложения последуют от самих членов СФХ. Мне лично кажется, было бы интересно осветить две фотографические темы.

Первая – она на зубах у всех. Это так называемый фотографический кризис, который возник с появлением цифровых камер и цифровых способов обработки фотоизображений. Техническое качество фотографий по сравнению с до-цифровой эпохой возросло многократно. И как следствие этого – перепроизводство «шедевров». И в самом деле, фотографическое качество (техническое и эстетическое) этих «шедевров» превосходное. Однако истинные шедевры по определению не могут производиться в огромных количествах – она всегда штучны. Ежели не штучны, то это – не шедевр. Фотографы-художники попали в ловушку превосходной фотографической аппаратуры. Но художники – потому и художники, что – бунтари. В стремлении к уникальности (штучности) одни вознамерились расширить АППАРАТ (во флюссеровском понимании этого термина), чтобы выйти за пределы, отглаживающих как утюгом всё и всех цифровой фотографии. Наиболее ярко эта тенденция проявилась у Владимира Вяткина, Светланы Пожарской. В какой-то мере эту тенденцию можно заметить и у Сергея Потапова. Все они давали свои мастер-классы на фестивале. Можно назвать и других фотохудожников СФР, которые разрабатывают это, на мой взгляд, перспективное направление: это Сергей Вараксин. Да и ваш покорный слуга тоже работает в нем.

Вторая тема – теоретическая. Нужна, на мой взгляд, лекция о художественном методе. В советское время был соцреализм. У него были как плюсы, так и минусы. Минусы в том, что этот метод навязывался, тогда как творчество по определению может быть только свободным. Художник вправе только сам выбирать художественный метод, который более всего способствует раскрытию (реализации) его творчества. Плюс в том, что этот метод позволял художникам, которые искренне принимали его, максимально аккумулировать своё творческое устремление и тем самым достигать высочайших художественных вершин. Ныне никакого метода в художественной культуре нашего отечества нет. И состояние её напоминает броуновское движение, то есть попросту говоря – находится в хаосе. Тогда как на Западе художественный метод есть – это постмодерн. На мой взгляд, для русской культуры он чрезвычайно разрушителен. Но что именно можно противопоставить ему – никто не знает. Методу можно противопоставить только метод. Очевидно, что свой русский (от понятия русская культура) метод нам нужен, хотя бы для того, чтобы уметь эффективно оборонятся от постмодерна, а затем, что не исключено – и перейти в наступление.


ответов: 2реплика


13.12.2013 17:15 | Георгий Костин | О фотографии и искусстве


© Copyright. Георгий Костин. «Дамы в русской парилке»

Творчество мутаций или мутация творчества?

Вступительная ремарка.

На фестивале «РусАртФото -2013» в Суздале Сергей Потапов, познакомившись с моими работами, сказал, что мне нужно быть не в Cоюзе фотохудожников, а в Cоюзе художников. Поскольку мое творчество больше ЖИВОПИСЬ, чем ФОТОГРАФИЯ. В принципе это похоже на комплимент. Ибо союз художников, и в частности живописцев – вотчина (безоговорочного) искусства. Тогда как фотография даже некоторыми фотографами до сих пор признается искусством оговорочно. Я же считаю себя художником и мыслю именно категориями искусства. И раньше задумывался: кто я таки: фотограф или живописец? После Суздаля решил ответить на этот вопрос (в первую очередь самому себе) максимально углубленно. Полагаю, мои размышления могут быть интересны всем, кто задумывается о роли и месте фотографии в изобразительном искусстве. Понятное дело, некоторые мои выводы могут быть спорными и ошибочными. Это ни в коем случае не есть истина в последней инстанции, а – в самой первой, предварительной. От которой, впрочем, можно отталкиваться в дискуссии, если (надеюсь на это) таковая состоится.

1.

Между художественным произведением и нехудожественным (артефактом) существует порою незаметная (особенно в фотографии), но качественная разница. А именно - в художественном произведении присутствует художественный контекст, а в артефакте – такого контекста нет. Артефакт как любое нехудожественное творение рук человеческих пребывает в объективной реальности, объективной среде, среде безусловных раздражителей. Тогда как художественное творение, художественный контекст – это принципиально субъективная реальность, субъективная среда условных раздражителей. Сотворение художественного произведения – это по сути дела перенос артефакта, или его образа, или же образа любого природного предмета и явления из объективной среды – в среду субъективную. С соответствующим превращением оного из безусловного раздражителя в условный.

Художественность в отличие от НЕхудожественности – это, прежде всего другая реальность. Но реальность не просто не существующая объективно, а, наоборот – реальность существующая, но существующая - предположительно. То есть – сотворенная художником. Всякий образ (в том числе и фотографический), перенесенный в художественный контекст (художественную среду) – становясь художественным произведением, приобретает некое предположительное качество. Каковое он, может быть, и не имел в объективной среде, пребывая в ней в качестве безусловного раздражителя.

Художественный контекст может подразумеваться, как это в большинстве случаев бывает в художественной фотографии. И тогда последняя приобретает некое эстетическое звучание: в ней видится красота, тайна, глубина, вызывающая у зрителя ассоциативный ряд. В этом случае одна и та же фотография может быть одновременно документальной и художественной. В зависимости от того, как она подается автором. Но есть в фотографическом искусстве направление, где художественный контекст ни только явно видим, но он еще и специально выделяется фото-художниками как главный мотив произведения. Для этого используются особенные технические приемы. К такому направлению можно отнести пикториальную фотографию. Она возникла, можно сказать, вместе с обычной фотографией. О ней написано много, и всякий, кто заинтересуется ею, может погуглить.

Творческая манера, в которой работаю я (а именно – фотоживопись) можно отнести к пикториальной фотографии. Да и сам термин фотоживопись – чуть ли ни калька с термина пикториальный. Живописный эффект в моем творчестве достигается так же при помощи технического приема. А именно - снимается отражение в особенной зеркальной пленке. Пленка может быть волнистой, и тогда изображение получается подобным отражению в пруду, или иной водной поверхности, тронутой, скажем, ветерком. В этом случае отражающиеся от зеркала лучи света остаются быть прямыми, изображение хоть и деформируется, но остается быть фотоГРАФИЧЕСКИМ. Гораздо более живописный эффект достигается, когда поверхность зеркала покрыта микроскопическими прозрачными «призмами», в которых преломляются прямые лучи. И тогда из каждого луча света образуется спектр радуги. Все эти переломленные лучи перемешиваются между собой, как в палитре живописца, образуя причудливые, порою невероятно красивые цветовые сочетания. А само первоначальное изображение из фотоГРАФИЧЕСКОГО трансформируется в фотоЖИВОПИСНОЕ.

Эта техника, развиваясь, безусловно, в русле пикториальной фотографии, максимально приблизилась по своей цветовой изобразительности к станковой живописи. Тем не менее – живописью как таковой не стала. Поскольку между моим творческим продуктом и творческим продуктом живописца, не смотря на чуть ли ни абсолютное внешнее сходство – различие принципиальное. Которое, как мне думается, и нет надобности преодолевать. Ибо в фотографии есть то, чего нет и в принципе быть не может в обычной живописи. Об этом я и попытаюсь порассуждать дальше.

2.

Фотоаппарат – искусственный орган человеческого тела. Функционально подобен глазу. Он отражает образы внешнего мира и снимает с них копии. Разве что только глаз отправляет эти копии в память для возможности в дальнейшем вообразить (вспомнить) их. Тогда как фотоаппарат возвращает их во внешний мир, дабы дать возможность глазу заново лицезреть зафиксированные образы, но уже как копии. Степень совпадения фотографического изображения с образом сфотографированного предмета или явления напрямую зависит от качества зеркального механизма фотоаппарата. Чем качественнее фотоаппарат как зеркало, тем точнее им будет произведена копия. Но так же верно и обратное: кривое зеркало – дает кривое (дефективное) отражение. И чем больше степень «зеркальной кривизны», тем дальше будет удаляться фотографическая копия (фотография) от похожести на свой оригинал.

Для документальной (репортажной) фотографии дефективность фотографического «зеркала» – беда, а то и вовсе производственный брак. Тут качество фотографического образа является еще и чуть ли ни первостепенным аргументом, доказывающим достоверность отснятого материала. Но то, что является существенным минусом в фото-репортерстве, может стать существенным плюсом в фото-художестве. Поскольку снятое через искаженное «фотографическое зеркало» изображение, удаленное в похожести от оригинала, может приобретать художественный контекст. И тут уже производственный фотографический брак оборачивается производственным достоинством.

Неверно будет полагать, что всякий брак фотографа-документалиста автоматически приобретает художественную ценность. Это далеко не так. Тут скорее уместна аналогия с селекцией и мутагенезом. Зародыши семян искусственно помещают в чрезвычайно агрессивную внешнюю среду, чтобы побудить их к мутации. Вследствие чего образуются новые и чаще всего уродливые жизненные формы. Однако среди огромного количества бесполезных, а то и заведомо вредных признаков – попадаются один, два таких, которые качественно превосходят те, что были прежде. Сотворение и отыскивание их - трудоемкий творческий процесс. О нем ёмко высказался В. Маяковский: «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.»

Художественная фотография, сотворенная таким образом, можно сказать – есть результат «фотографической мутации». Но не фотографы первыми стали практиковать «мутирование» изображений для достижения нужного художественного эффекта. Систему целенаправленной «мутации» объективного образа первыми разработали импрессионисты. В результате цвет, как один из рядовых (фоновых) признаков доимпрессионистской живописи приобрел превосходное качество и стал доминировать над образом. Так же благодаря «мутации» Сезанн следом за цветом вывел на авансцену живописного произведения форму. Это была уже революция. Благодаря высвобожденной, оторванной от первоначального (объективного) образа форме художник обрел способность напрямую погружаться в суть изображаемых вещей. Прежде он это делал косвенно, поскольку объективный (не «мутированный») образ физиологически принуждал созерцающий его взгляд растекаться по поверхности и тем самым препятствовал проникновению вглубь. Безусловно, и прежде выдающиеся произведения отличались бесконечной глубиной. Но она главным образом подразумевалась и прочитывалась умозрительно. Теперь же - разверзлась для непосредственного восприятия.

3.

ХХ век – это век, можно сказать, «мутированного» изобразительного искусства. И художественная фотография не является исключением. Разве что механизм «мутирования» образов у, скажем, живописца находится в его воображении, то есть внутри; а у фото-художника – снаружи. У живописца этот механизм – естественен, у фото-художника – искусственный. Но функционально они в принципе не отличимы один от другого. Тогда как между способами творения живописного и фото-художественного произведений разница принципиальная. Но ни только в качественно различном инструментарии: у живописца – кисти и краски, у фото-художников – аппарат. Это внешнее, количественное отличие. Качественное же отличие в том, что живописец творит – глядя во внутрь себя, даже если он при этом и пишет с натуры. А точнее сказать – глядя в свое внутреннее зеркало, в котором отражен» мутированный» образ. Тогда как фото-художник, так же как фотограф - смотрит из себя. Для него «мутированный» образ находится вовне, в той же внешней среде, в каковой пребывает образ объективный. «Мутированный» образ для фотохудожника изначально объективирован: он пребывает одновременно в качествах безусловного и условного раздражителя. Фотохудожник в отличие от живописца не рождает в себе «мутированные» образы, а имеет дело с таковыми уже произведенными не им. Это обстоятельство указывает на самое главное различие: фото-художественное произведение – не рукотворно. Тогда как всякое иное произведение ИЗО – рукотворное…

Соответственно качественно различаются и творческие процессы живописца и фото-художника. Живописец от начала до конца творит сам. Сначала он в «кривом зеркале» своего воображения создает модель-образ вынашиваемого произведения. Затем объективирует его, то есть переносит на холст или лист. В процессе переноса (непосредственного творения) воображенный образ может претерпевать изменения, порою существенные. Процесс «мутирования» образа у живописца продолжается вплоть до самого последнего мазка. Тогда как фото-художник может лишь подготовить систему своего (внешнего) «кривого зеркала» к «мутированию». И даже в некоторой степени направить её на производство определенного вида «мутаций». Но сам творить «мутации» он не может: это за него делает система. Фото-художник работает с уже готовыми «мутациями». И талант его сроднен таланту селекционера: он в первую очередь должен разглядеть полезные (превосходные) признаки «мутированного» образа. То есть отыскать крохотные жемчужные зерна в огромной куче навоза. И уже во вторую очередь собрать из этих зерен ювелирное ожерелье. Это делается таким же монтажом, как в кино: только в кино монтажируется время, а в художественном фото – пространство.

Фото-художнику, специализирующемуся на «мутации» исходного (объективного) изображения, не достаточно быть просто художником. Безусловно, чувство прекрасного, гармонии, композиции, цвета – это базовые данные: без них в принципе не может быть способности к художественному творчеству. Но чтобы живописцу сполна реализовать свой художественный дар (и даже гений), достаточно мастерски владеть кистью, то фото-художнику, творящему «мутации», необходимо быть и талантливым инженером. Дабы наращивать и усложнять (чаще всего самодеятельно) систему «кривого зеркала», ядром которой является фотоаппарат. Поскольку именно в этой системе и заложен код индивидуальности. Именно он в свою очередь является первоосновной формой (фактурой), которую фотохудожник заполняет уже своим личностным содержанием, своим выстраданным мировоззрением, ответственно решая ту или иную художественную задачу.


ответов: 1реплика


13.12.2013 16:26 | Максим Букин | Фестивали, конкурсы и выставки

В Суздале в рамках международного фестиваля фотографии прошел конкурс «РусАртФото-2013».
Из почти семи тысяч работ 547 авторов, поступивших на конкурс, выбрано 240 фотографий.





Ссылка: http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=677

реплика


11.12.2013 9:18 | Феликс Косинский | О фотографии и искусстве


Dostoevsky Photography Society (DPS) unites independent photographers and creative artists from Russia...

Недавно пришло письмо с презентацией нового сообщества Dostoevsky Photography Society. В письме не было ни одного слова по русски... Интересно ваше мнение...

Ссылка: http://dossoc.com/

ответов: 2реплика


08.12.2013 18:33 | Максим Букин | Общие вопросы


© Copyright 2013. Bukin Maxim. Владимир Вяткин общается с участниками Фестиваля в Плёсе.

Создан открытый (доступный для всех) Дискуссионный клуб на сайте Союза фотохудожников России. В секретариат Союза неоднократно приходили предложения о необходимости создания площадки на которой бы проходили обсуждения как жизни Союза так и фотоискусства в целом.

На многих сторонних ресурсах (в форумах и живых журналах разных пользователей) такие обсуждения уже давно ведутся. Есть они и на страничке Союза в Фэйсбуке. Пора появится такой площадке и на основном сайте Союза. Площадка, как и сайт в целом, еще будет развиваться… Ждем ваших предложений и интересных тем для дискуссии…

ответов: 3реплика



Опрос

Создан Дискуссионный клуб на сайте Союза фотохудожников России. Хотели бы Вы принять участие в клубных встречах в реальной жизни?


      Да! Такие встречи будут интересны!
      Нет. Мне хватит интернет'а.
      Я не определился, пока...

    Всего ответов: 122

    
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП ФОТОГРАФЫ | СЕРИИ И ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ КЛУБ ВИДЕО ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2017
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2017
e-mail: design@photounion.ru