| | ВАЛЕРИЙ БАГИЛЬДИНСКИЙ:
— чебоксарский фотограф второй генерации с июля 1985 г.
— бывший член фотоклуба «Ракурс» (Чебоксары)
в период 07.1985 — 12.1991
— член фотографического сообщества
«Чебоксарский фотоклуб» (Чебоксары)
с января 1992 г.
— бывший член творческой группы
«Команда Р» (Чебоксары) в период 10.1994 — 06.1995
— член творческой группы «Приближение» (Чебоксары)
с мая 2005 г.
— член Союза фотохудожников России с 1996 г.
— член ЧРО ООО «СФР» с февраля 2012 г.
— автор и исполнитель проекта «КРИУШИ. Визуальное исследование» в период 01.03.1990 — 30.11.2004.
КРАТКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
БАГИЛЬДИНСКИЙ Валерий Анатольевич родился 5 июня 1935 года в городе Чебоксары, Россия. Образование среднее. Живёт в городе Чебоксары. С 1995 года — пенсионер.
Валерий Багильдинский, соприкоснувшись с фотографическим движением в Чебоксарах в 1985 году, попал во вторую волну фотографов и прошёл путь от человека, который никогда не держал в руках фотоаппарата, до состояния, когда его индивидуальный фотографический мир стал реальностью.
Свои занятия фотографией он начал в 1985 году на курсе творческой фотографии школы фотографического мастерства. В дальнейшем (с июля 1985 года) он совершенствовал своё ремесло в народной фотостудии «Ракурс» (г. Чебоксары) и в Чебоксарском городском фотоклубе (с 1992 года). Его становление как фотографа-художника произошло в период «ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ», когда в Чебоксарах наблюдался максимальный интерес многочисленных фотолюбителей к художественной фотографии. В следующем периоде «ЗАТИШЬЕ» Валерий Багильдинский делает окончательный выбор в пользу творческой фотографии. В период «ЛОКАЛЬНЫЙ», он становится участником художественного фотографического проекта «Команда Р», а также принимает решение (в 1996 году) о вступлении в члены Союза фотохудожников России.
Валерий Багильдинский свой первоначальный интерес к фотографии отчётливо зафиксировал в жанровых работах: «Сельский цикл (серия, 5 листов). 1986»; «Дворики (серия, 7 листов). 1986»; «Провинциальный городок (серия, 12 листов) 1988». Но уже вначале своего творческого пути Багильдинский подступил к метафизической фотографии. Его первая, на этом небосклоне, работа «Пешеход (серия, 5 листов). 1987» прозвучала диссонансом для тех, кто привык лишь рассматривать внешнюю сторону изображения, не пытаясь уловить контрасты многозначности знаковой структуры фотографии.
Интерес к метафизической фотографии у Багильдинского возник не на пустом месте: в середине 80-х ХХ века в Чебоксарах культивировалась именно такая фотография. Общение с представителями чебоксарской фотографической школы Юрием Евлампьевым, Евгением Лихошерстом, а также участие в известных выставках Аналитической фотографии сделали своё дело: он оказался потенциально готов для реализации большого проекта «КРИУШИ. Визуальное исследование», где его интерес к метафизической фотографии проявился до конца.
Небольшая чувашская деревня Криуши, расположенная на правом берегу Волги, что в 50-ти км от Казани и в 100 км от Чебоксар, стала полигоном для Валерия Багильдинского в визуальном исследовании его жителей на долгих 18 лет (1990...2008).
Его кропотливая работа в течение этого времени календарно выглядела так: в начале марта каждого года он из Чебоксар выезжал в Криуши, а в конце ноября того же года возвращался в Чебоксары. Его нахождение в Криушах формально было привязано к земле, где он выращивал овощи. С утра до позднего вечера он, как правило, пропадал в поле или строил свой дом. Это внешнее, логически оправданное обстоятельство, закономерно привело его к ночным съёмкам. Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского представляет череду жителей этой деревни в минуты редкого отдыха, а также череду деревенского пейзажа, который представлен не столько как элемент эстетического наслаждения, а скорее — как пейзаж ассоциативный. Большинство мизансцен снято в ночи и все персонажи как и пейзаж сияют на чёрном фоне. Такова визуальная логика Багильдинского, который считает, что вспышка в ночи высвечивает только самое главное и необходимое, и хочется добавить к этому — и вневременное.
Образ жизни Багильдинского, когда он весной, летом, осенью пропадал в деревне, а в Чебоксары возвращался только на три зимних месяца, не мешал ему участвовать в выставках творческой фотографии, проводимых в Чебоксарах. В 1995 году он становится участником этапной выставки чебоксарских фотографов «Фотографическая выставка Команды Р», в 1999 — знаковой выставки «Рождение новой коллекции», а в 2004 году его захлёстывает полоса выставок: «ФОТОFLASH» (январь-февраль), «Пробуждение весны» (февраль-март), «Книга художника» (март-апрель), «Новое время Чувашии» (июнь-август).
2005 год для Валерия Багильдинского стал годом, когда за плечами оказалось 20 лет творческой деятельности и 70 лет жизненного пути. В этом году он подвёл черту под наработанным, а также наметил очередные творческие планы.
В 2008 году Валерий Багильдинский принимает участие в фотографической акции чебоксарских фотографов «Конкурс как способ идентификации» в ходе которой представляет свою работу «Деревенские посиделки. 2008» на конкурс «Лучшие фотографии России 2008».
С 2011 года его работы экспонируются и во вновь открывшемся разделе «Современная художественная фотография» в музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность» в Чувашском государственном художественном музее. В этом разделе уже состоялся ряд выставок чебоксарских фотографов с участием Валерия Багильдинского: «Фотографические фрагменты» (октябрь 2011 — январь 2012), «Пятеро с Правобережья» (февраль 2012 — июнь 2012), «Чебоксарские фотографы 1980-х годов» (июнь 2012 — июль 2012). А в 2013 году в разделе «Современная художественная фотография» состоялась персональная выставка Валерия Багильдинского «КРИУШИ. Визуальное исследование» (9 февраля — 9 мая 2013 года) в рамках которой прошла творческая встреча с автором фотографий.
С февраля 2012 года Валерий Багильдинский участвует в работе Чувашского республиканского отделения Союза фотохудожников России. В январе 2019 года республиканское отделение организовывает его персональную выставку из работ коллекции фотографии Чувашского государственного художественного музея.
Валерий Багильдинский первый из типичных представителей Чебоксарской фотографической школы подошел к 80-летнему рубежу (2015). Но он, в свои годы, по-прежнему молод душой и как никто другой одержим страстью к фотографии.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»
г. Чебоксары, Россия |