Свет мозаик Благовещенского собора.
Опыт фотографирования мозаик.
Грандиозное мозаичное убранство Благовещенского собора впечатляет своим насыщенным колоритом, богатством и разнообразием красочных оттенков. Все внутреннее пространство собора украшено мозаиками. Потрясающие по своей красоте композиции созданы трудом и мастерством двухсот художников-мозаичистов. И теперь, оказавшись в сияющем, чуждом всему земному, пространстве храма, испытываешь возвышенные духовные чувства. Основная цель фотохудожника – передать полученные впечатления с помощью искусства фотографии. Не произвести фотофиксацию, не сделать грамотную репродукцию мозаики, но запечатлеть на фотографии само это прекрасное пространство и свет мозаики, создать яркий, запоминающийся образ, притягивающий внимание.
В алтарной апсиде в первую очередь видишь огромную мозаичную икону. На золотом фоне полукупола конхи выложено поясное изображение Богородицы с воздетыми руками – икона «Знамение». Цвета и их отношения в алтарной мозаике идеально проявляют себя при ярком дневном свете, естественный свет подчеркивает объемность мозаики. Солнечный свет и его переотражения освещают алтарную часть собора именно в полдень, когда литургия подходит к своему кульминационному моменту и главному таинству в суточном церковном богослужебном круге – евхаристии. В это время наиболее полно раскрывается светоносность мозаики, и она начинает излучать мерцающее сияние. Полдневный световой эффект и колористическое состояние мозаики приняты нами за некий эталон цветовых соотношений для передачи ее в фотографическом изображении. При таком освещении теплые и холодные цвета не спорят друг с другом, они находятся в совершенной гармонии.
В полдень солнечного дня цветовая температура составляет 5500 Кельвинов, и именно такую цветовую температуру излучает используемое при съемке осветительное оборудование, что очень важно для соблюдения цветовой гармонии пространства. Совмещение естественного и искусственного света позволяют в полной мере раскрыть светоносность мозаики в пространстве собора. Под каждую композицию, представленную в этом альбоме, создавалась индивидуальная схема освещения.
Фотосъемка мозаик – очень кропотливая и сложная работа. Сам процесс съемки одного кадра продолжителен, так как необходимо установить фотокамеру на определенную высоту, иногда весьма значительную, и переустановить осветительное оборудование. Для создания фотографий мозаики Благовещенского собора применялось мощное осветительное габаритное оборудование, фотокамера высокого разрешения и сверхвысокий штатив, позволяющий поднимать фотокамеру на высоту до восьми метров. Как и при съемке с лесов, приходилось ждать, когда остановится качание и микроколебания фотокамеры на большой высоте. Иногда за целый день удавалось сделать не более двух снимков.
Создаваемый снимок должен быть идеально резким, это непростая задача, если он создается на длинной выдержке или в нем используется совмещение световых акцентов. Чтобы не допустить сотрясания камеры при съемке, использовалось дистанционное управление. Одному фотографу справиться с такой задачей без ассистента крайне сложно. Все эти годы бессменным помощником в работе был мой друг Петр Борисович Липатов. Над съемкой мозаик Благовещенского собора мы трудились в течение пяти лет (!).
Поскольку кусочки смальты крепятся под небольшими углами наклона относительно друг друга, на поверхности мозаичной иконы возникает зыбкий отсвет, усиливается отражение и преломление света. Фактурное золотое поле мозаики образует вокруг фигур эффект немеркнущего священного сияния, и возникает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона. Золото и смальта вспыхивают и переливаются, скользящий по мозаике свет рождает игру светотени и создает эффект движения образов, усиливает другие цвета.
Золото является абсолютной метафорой света, а «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Лучи солнца, мерцание церковных свечей, отражающиеся на мозаичных иконах, символически изображают Божественное сияние. Среди даров, принесенных Христу, первым названо золото как главный атрибут царского достоинства Младенца и как символ Его Божественной природы. Сияние, отражающееся на мозаичных иконах, служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Оно кажется исходящим изнутри иконы, светом того мира, который на ней изображен. В этом контексте, в архитектурном и световоздушном пространстве собора, великолепные живописные эффекты позволяют нам ощутить себя словно оказавшимися на Небе. Интерьер собора воспринимается как преображенный мир.
Основная сложность, с которой пришлось столкнуться, это передача мерцающего сияния золотого фона и золотых элементов мозаики на фотоизображение, особенно в тех частях собора, где нет доступа прямого света из окна или от светильников. Находясь непосредственно в пространстве собора, человек движется, видит и ощущает свечение мозаики, ее переливы и игру света, и даже в спокойном состоянии его глаза совершают микродвижения. Мозаичная икона воспринимается при волнении света, дробящегося, неровного, богатого теплыми лучами. Он живой, он греет душу, испускает тепло.
Результат фотосъемки, которую проводит фотограф, не имеющий представления об особенностях работы с таким материалом, обескураживает, он не передает того богатого свечения и насыщенного колорита, которое человек видит и ощущает в храме. На такой фотографии золотой фон мозаики и ее золотые элементы при отсутствии направленного или отраженного освещения выглядят как однотонный желтый цвет, иногда, в зависимости от угла зрения, достаточно темный, но, самое главное, на ней нет свечения. Фотографическое изображение визуально воспринимается, скорее, как фресковая живопись, а не как мозаичное убранство. Если же в этих снимках и присутствует сияние света, то на небольшом участке, локально.
С помощью искусства фотографии и разработанного нами авторского метода освещения мы постарались в полной мере передать богатство внутреннего сияния мозаики, ее насыщенное колористическое состояние на плоскости фотографического изображения.
Еще одна сложность, с которой мы столкнулись при съемке мозаичных икон, изображенных на сводах и других сферических пространствах на значительной высоте, связана с передачей канона без перспективных искажений, чтобы нимбы сохраняли свою круглую форму, чтобы композиции были стройными и не разрушалось богословие иконографического образа. Их невозможно сфотографировать с пола, просто приблизив телеобъективом, потому что в этом случае неизбежно возникнут перспективные или смысловые искажения образа. Нимб будет уже не круглым, а удлиненно-вытянутым, овальным, изменятся все пропорции. Фотоаппарат нужно поднять на ту высоту, которая будет единственно верной для передачи каждого конкретного образа без погрешностей, а объектив следует выставить перпендикулярно плоскости мозаики и найти единственно верную точку съемки. Немного вправо или влево, вверх или вниз – и уже возникают недопустимые искажения.
Для этого иногда еще до начала съемки приходилось рисовать для себя сценарный план с композициями определенных пространственных построений, чтобы, уже придя в собор, их реализовать на фотографии. Но, прежде чем написать сценарный план, фотографу нужно изучить Священное Писание и Предание, каноны иконописи и архитектуры храмового пространства, чтобы грамотно передавать и правильно расставлять акценты при создании фотографического образа и передаче света.
Много времени занимает подготовка и сведение полученных кадров в постобработке.
Искусство фотографии, или искусство светописи, – это осмысление мира на языке света, пространства и образа. Техническая сторона нашей работы над съемкой мозаик должна быть абсолютно безупречна наряду с самым главным – с духовным настроем самого фотохудожника. Приступая к фотосъемке икон, работая в алтаре, фотограф не просто прикасается к святыне, он посредством искусства фотографии создает изображение, которое предстоит увидеть большому количеству людей. Такая ответственность требует очень серьезной духовной подготовки от самого фотографа. Прежде чем приступить к такой важной работе, необходимо искреннее глубокое покаяние, исповедь и причастие. В самой работе – немногословность и полная сосредоточенность на грамотной передаче колорита и композиции, на технике съемки светоносности образа и пространства, где, не нарушая канона, нужно передать трехмерное пространство видимого образа на двухмерную плоскость фотографического изображения.
Павел Викторович Парамонов,
член Союза фотохудожников России | | Работ в альбоме: 27. Просмотров: 274. • Культура, историческое наследие |