Чёрно-белые сны
Фотопорект "Черно-белые сны"
Сон - важнейшая составляющая человеческой жизни, источник вдохновения для многих творцов. Кто не слышал о снах вещих, осознанных, повторяющихся, не просыпался от кошмарного? В ряде древних цивилизаций сновидения считались священными и имели большое значение для религиозной и культурной жизни, в других - рассматривались как часть магической деятельности. Сновидения помогают нам раскрыть нашу внутреннюю эмоциональность и фантазию, могут быть источником настроений, вызывать чувство страха, радости, любви, тревоги... И мы знаем, что эти эмоции могут быть переданы через картины, скульптуры, стихи, романы и т д.
И, так как мне более близок принцип фотографии настроенческой, стихийной, эмоциональной, то главное, что я хочу вызвать своим проектом у зрителя - это ощущение. Сальвадор Дали утверждал, что его сны являются важным источником его вдохновения, и что они помогают ему окунуться в мир фантазии и абсурда. А я своей задачей в проекте ставлю - погрузить смотрящего в определённое состояние, быть может, глубоко личное, пусть и на короткое время или "мельком". Это "мельком", на мой взгляд, как раз коррелирует с принципом вИдения во сне: нечёткая картинка, легко сменяющаяся следующей при попытке сфокусироваться на ней, знакомый образ трансформирующийся в незнакомое по своей прихоти, завуалированные или явные архетипические модели, влияющие на нашу внутреннюю трансформацию. Вот эту хрупкость образа из сна, готового сиюмоментно раздробиться на что-то иное, при пристальном к нему внимании, его мимолётность, изменчивость, но, при этом важность для сновидящего я пытаюсь воссоздать в своём проекте.
Размышляя о роли сновидений в творчестве, о сне, как источнике вдохновения для многих известнейших людей, в создании этой серии мне пришлось действовать по принципу "от противного": "грезить наяву", создавая образы из снов в реальности. Это попытка ведения фотосъёмки, опираясь больше на сиюминутное ощущение, полагаясь на творческую интуицию. Практически произвольно смешивая разные образы, планы с разными текстурами и т д. Сказать при этом, что я не думала о композиции кадра и других технических сторонах дела будет неправдой, ведь эстетику снимка никто не отменял. Эстетика данной серии, скорее, абстрактная, эти картинки, повторюсь, призваны вызвать у зрителя, в первую очередь, ощущение.
Я назвала проект "Чёрно-белые сны" . Считается, что чёрно-белые сны являются более насыщенными, чем цветные типы сновидений, более концентрированными и символичными, несущими послание от подсознания. Какой-то не очень большой процент людей видит свои сны исключительно в чёрно-белой гамме, какой-то - и в цветной и в чёрно-белой, я вижу исключительно цветные сны. И потому порассуждать в рамках проекта о чёрно-белом их видении мне интересно. А также и потому, что я вообще больше тяготею к чёрно-белой аналоговой фотографии.
При создании проекта я задумывалась о загадке творчества вообще и о сне как источнике художественного произведения. Нам известно множество случаев, где сновидения ложились в основу фантастических романов, приключений, или даже научной фантастики. Сюрреалисты, в частности вышеупомянутый Сальвадор Дали, в целом, стремились показать бессознательное, используя сны и фантазии. Истории Р. Л. Стивенсона, Э. А. По, З. Бексиньского, С. Кинга, П. Маккартни служат примерами того, как сновидение может стать источником невероятного произведения искусства. О роли снов в их творчестве говорили: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Д. Менделеев, А. Энштейн, В. Гюго, М. Шелли, И. В. Гёте и Данте. Фильм "Терминатор", со слов Дж. Кэмерона, был его ночным кошмаром в то время, когда он болел гриппом, и "Аватар" также ему приснился. Таким образом, важность бессознательного в процессе создания художественного произведения неоспорима.
И, если зрителю моя серия покажется не лишённой атмосферности и дарящей определённое ощущение при просмотре, но, при этом, несколько или совсем абсурдной, я всё же буду считать свою задачу выполненной. Ведь порой именно в элементах абсурда, присутствующих в снах, и трактовать значение которых удаётся не всегда, кроется ключ к разгадке содержания всего послания из сновидения.
Техническая сторона фотопроекта "Чёрно-белые сны"
Все фотографии серии сделаны на чёрно-белую фотоплёнку и 35-мм фотокамеру с простой широкоугольной оптикой, дающей картинке нужный градус охвата и нужную степень чёткости/нечёткости. При съемке и использовала технику мультиэкспозиции и длинной выдержки, фотографии не подвергались фотокоррекции в графических редакторах. Фотографии будут напечатаны прямым аналоговым способом вручную, скорее всего, форматом А3, оформлены в паспарту. Помимо выставки, мне бы хотелось представить фотоальбом, в котором было бы порядка 50 фотографий, который бы более полно раскрывал тему. Фотоальбом можно напечатать цифровым способом, сверстать и наполнить текстом, но можно сделать и "более живой" его вариант в крафтовом картоне с наклеенными на каждую страницу фотографиями размера 10х15, отпечатанными вручную.
| | Работ в альбоме: 20. Просмотров: 73. • Концептуальная фотография • Абстрактная фотография |