Музей «Московский Дом фотографии» представляет персональную выставку одного из классиков отечественной конструктивистской фотографии Михаила Прехнера (1911-1941). Это первая экспозиция музея, посвященная фотографу. В нее вошло около 150 работ 1930-х годов, значительная часть которых была не известна широкой публике.
Первая персональная выставка автора прошла в галерее «ФотоСоюз» весной 2008 года.
Долгое время творческое наследие Михаила Прехнера, погибшего в первый год войны, было забыто, его фотографий не было ни на выставках советской поры, ни в изданиях по истории отечественной фотографии. Но сохранился семейный архив, и благодаря этому фотографии Михаила Прехнера были представлены в выставочных проектах Союза фотохудожников последнего времени: «Эпоха оптимизма», «Пляж», «Антилопа-Гну», «Искусство и пропаганда в советской фотографии» и других.
Михаил Прехнер прожил всего 30 лет, очень быстрых и очень плодотворных, его жизнь оборвала война, причем в самом ее начале. Командировка в Таллинн стала для него последней. 28-го августа 1941 г немецкие войска заняли город, а 27-го началась эвакуация наших частей. К тому времени оба берега Финского залива уже были в руках противника. Против конвоя действовали курсанты бомбардировочной школы Люфтваффе.
«До этого Прехнер слетал в Москву со снимками действующего флота для «Правды», вернулся в Таллинн, хотя это было очень трудно сделать, перед самым концом, чуть ли не за день до оставления города, и никто не знает, на каком из кораблей он ушел. Его видели Всеволод Вишневский и Анатолий Тарасенков фотографирующим погрузку войск под артиллерийским огнем; его видел Николай Михайловский в Минной гавани не торопящимся на корабль, снимающим других. Он снимал до последнего кадра, как стреляет солдат до последнего патрона. Последний кадр в его профессии был самым ценным...» (из воспоминаний журналиста Владимира Рудного в книге «Действующий флот»).
Он родился в 1911 году в Варшаве, в семье служащего. В 1914 году вместе с семьей переехал в Москву. Фотографией увлекался с детства. Окончив среднюю школу в 1928 году, решил фотографию сделать своей профессией. Работал в редакциях «Радиослушатель», «Говорит Москва». Через два года перешел в Союзфото. С декабря 1931 года работал над большими темами в «Изогизе» (впоследствии - издательство «Искусство»). Принимал активное участие в выпуске альбомов «Первая Конная Армия», «Университеты», «Красная Армия», «Индустрия социализма» и других. За альбом «Первая Конная», для которого провел основную съемку, получил в приказе издательства благодарность.
В 1932 году начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке», созданном по инициативе Горького. Вокруг редакции сложился коллектив литераторов и фоторепортеров, уже хорошо известных в стране. Старшие товарищи по профессии: А.Шайхет, М.Альперт, Д.Дебабов, А.Скурихин, Г.Петрусов, А.Родченко, Ф.Кислов, С.Фридлянд, Г.Зельма, Я.Халип, Б.Игнатович сразу оценили дарование молодого Прехнера. За короткий срок его работы были помещены в семнадцати номерах, среди которых «Красный военно-морской флот», «Бурят-Монголия», «Счастливая старость», «Дальний Восток», «Маленькие города», «Сталь».
Михаил Прехнер был участником всех выставок советской фотографии за рубежом, начиная с 1933 года. В 1938 году на международной выставке в Антверпене получил большую серебряную медаль.
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!