| | ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЕОНИДА ЛАЗАРЕВА
Союз фотохудожников России и агентство "ФотоСоюз" представляют
персональную выставку Леонида Лазарева и альбом "Леонид Лазарев. Избранное. 1956-2006". C 17 декабря 2008 по 17 января 2009 г.
На фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, Леонид Лазарев завоевал Вторую премию. Но главное - оказался в рядах таких же молодых фанатов, как он сам, упорно и безапелляционно отстаивавших съемки без предварительной постановки и инсценировки, и всей своей эстетикой нарушавших цензурные каноны того времени. Каждый четверг молодые единомышленники собирались на заседания фотосекций при Комитете молодежных организаций, чтобы показать друг другу и мэтрам старшего поколения свои работы, до хрипоты поспорить о прошлом, настоящем и перспективах фотожурналистики и фотоискусства.
Главному художнику журнала "Советская женщина" Кирику Владимировичу Орлову приглянулся Леонид Лазарев, что и определило последующие четыре года его профессиональной работы фотокорреспондентом женского журнала, который, кстати, сумел привлечь к себе весьма известных репортеров, прошедших школу 30-х годов и фронты Великой Отечественной. Обстановка в боевом "фотографическом коллективе" редакции была по-настоящему творческой, благодаря не только безупречному вкусу и профессиональным навыкам К.В. Орлова, но и его несомненному моральному авторитету.
География командировок? О такой широте можно только мечтать: везде и повсюду. Творческий диапазон? Безграничный. Но главным образом - жизнь и труд людей в самых разных уголках тогдашнего Советского Союза. Что касается творческих результатов, то самый запомнившийся на всю оставшуюся жизнь - снимки, достигшие Англии и попавшие в книгу фотошедевров, созданных известными фотографами мира. Удача? Возможно. Но, может быть, она в какой-то мере помогла осознать, насколько, кроме дара Бога, необходимо специальное образование. Высшего фотографического тогда (как, к сожалению, и в наши дни) не было. Но к счастью, был легендарный ВГИК с его кинооператорским факультетом, на котором уже с первого курса прививалось уважительное отношение не только к кино-, но и к фотокамере, ее разнообразным творческим возможностям. А потом, в 1964 году снова заманчивое предложение от Эдуарда Кравчука, возглавившего фотослужбу нового журнала "Кругозор", совместившего изображение и текст со звуком. Писали и снимали для журнала в те годы весьма именитые писатели, барды и фотожурналисты. Работы было много до умопомрачения, командировок - бесчисленное множество, требования к результатам фотосъемок - самые высокие. Словом, настоящая профессиональная школа, и к тому же - работа над кинофильмами, из которых несколько были высоко оценены преподавателями ВГИКа и даже удостоились чести быть представленными на экранах Центрального телевидения.
Итак, фотография и кино. Но выяснилось, что столь же близки могут быть самым парадоксальным образом фотография и... театр. Издательство "Планета" предложило сделать набор больших фотооткрыток, посвященных Малому театру. Леонид и не подозревал, что уже работа над книгой "Национальный театр России" на многие годы станет ведущей темой его творчества. Насколько фотохудожнику удалось проникнуться этой темой и достигнуть определенных высот в весьма типичных театральных съемках, можно судить по одному весьма примечательному факту. С результатом съемок четырех спектаклей довелось ознакомиться прибывшим в Москву японским театральным деятелям. Внимательно изучив снимки, японцы, не побывав ни на одном из спектаклей... пригласили труппу Малого театра на гастроли в Японию с этими четырьмя спектаклями. Право же, такое услышишь нечасто даже в самых комплиментарных оценках профессиональных достижений фотографа.
Однако рассказ о творческой деятельности Леонида Николаевича Лазарева нельзя считать полным и всеобъемлющим, не сказав о его... литературных увлечениях. Влюбленность в фотографию, кинематографическое образование в какое-то время стали в один рост с поисками своего лица в литературном творчестве. Причем, в его весьма специфическом виде. Помогло этому, вероятно, врожденное чувство юмора. Фамилия Лазарева вдруг стала появляться на страницах... "Литературной газеты". А в 1986 году он удостаивается почетной премии газеты наряду с Жванецким, Резниковым и художником Песковым. Но и это еще не все... Сочетание отменного вкуса, как в фотоискусстве, так и в литературном творчестве, породило нечто совсем уж неожиданное – фототеатр, где фотоизображение, диалог, актеры, фотографы создают новые ассоциации. Фото - это документ, речь может быть художественным вымыслом, а актер существует в координатах реального времени. Так рождался Фототеатр, идеи которого нашли воплощение в эстрадном варианте. Успешные гастроли на сценах столиц союзных республик в качестве "актера разговорного жанра" вместе с соавтором Л. Резниковым.
...И все же, все же! Главным остается фотография, и только фотография. Все остальное либо удовольствие, либо временное увлечение, в той или иной степени лишь помогающее фототворчеству. Съемки и компьютер, компьютер и съемки... День за днем с желанием и любовью - навсегда.
Григорий Чудаков, бывший главный редактор журнала "Советское фото".
Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.
|