31 мая 2012 года исполняется 80 лет замечательному фотографу и человеку, первому председателю Союза фотохудожников Москвы в начале 1990-х годов, Леониду Бергольцеву. Поздравляем!
«ФОТОГРАФ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ» -
о Леониде Бергольцеве рассказывает Юрий Кривоносов:
Я знаю этого человека много лет. С детства он был влюблён в авиацию и мечтал стать авиаконструктором.
К счастью для него самого и для отечественной культуры любовь к авиации привела Леонида Бергольцева к фотографии.
Путь его в фотографию был необычным – в то время в Советском Союзе не было учебных заведений, готовивших фотожурналистов, и практически все фотографы, прежде чем стать профессионалами, годами занимались фотолюбительством – или самостоятельно, или в фото-кружках при школах и домах пионеров. Леонид же обошёлся без этого этапа. Вот как он сам об этом говорит: «Как пришёл в фотографию? Довольно просто, хотя для себя и довольно неожиданно. Пока носил документы в Военную Академию, учился в институте, который готовил инженеров разных профилей для городского хозяйства Москвы. Где-то курсе на втором очень уж мне захотелось иметь фотографии новых военных самолётов, которые демонстрировались на ежегодных авиационных праздниках на подмосковном аэродроме в Тушино. Взял я у приятеля простенькую камеру, примитивную советскую копию знаменитой Лейки, получил у отца краткую консультацию – куда смотреть, что крутить, на что нажимать – и смело отправился в Тушино. Не перестаю удивляться до сих пор: на отпечатках, которые я под неусыпным оком отца сделал при помощи его самодельного увеличителя, самолётики были вполне узнаваемы и явно различались по типам, а снимал то я ведь самой простой любительской камерой! Через пару месяцев взял этот же аппарат на джазовый «ночничок» - случались такие во времена официальных гонений на джаз – и опять всё получилось и даже довольно резко. Я страшно загордился, а уж когда впервые опубликовал первый снимок (7х7см!) в небольшой ведомственной газете строителей, то весь институт признал меня законченным профессионалом. Стал днём снимать, вечером проявлять, ночью печатать, а по утрам бегал по редакциям, продавал «карточки». Иногда покупали. Чаще – нет».
Шёл 1957 год – год Московского Международного Фестиваля молодёжи и студентов. В Москве возникла группа молодых энтузиастов фотографии, которую возглавил уже известный фотожурналист Юрий Королёв. Они устроили в Парке Горького большую фотовыставку «Наша молодость», вызвавшую громкий резонанс в обществе. Почти все участники выставки были привлечены к работе в московских газетах и журналах. Леонид в течение нескольких месяцев сотрудничал в двух небольших местных газетах, а затем тот же Юрий Королёв приобщил его к московской редакции газеты «Спутник», которую издавала и распространяла администрация Советского павильона на выставке «ЭКСПО-58» в Брюсселе, а когда газета перестала существовать, привёл своего молодого коллегу в редакцию журнала «Советский Союз», где работал сам. Это был один из двух главных иллюстрированных журналов в стране – вторым был «Огонёк», в котором работал я. Оба они входили в издательство «Правда», т.е. фактически были печатными органами ЦК КПСС, что, впрочем, нигде не афишировалось. Леонид проработал в журнале «Советский Союз» 14 лет.
Но в какой-то момент к руководству редакцией пришли отнюдь не журналисты, а партийные функционеры – то же самое происходило и в «Огоньке» - из ЦК «для укрепления редакций» посылали своих людей на руководящие должности. В результате такой практики качество изданий становилось всё хуже и хуже, а творческая атмосфера подменялась чиновничьим беспределом.
А Леонид отличался свободомыслием и независимостью суждений и действий. Например, в разгар «Пражской Весны» он позволил себе переписываться с редактором чехословацкого фотографического журнала Вацлавом Йиру и другими зарубежными коллегами, что считалось в Центральном Комитете в высшей степени предосудительным. После нескольких лет мелочных придирок его в 1972 году, найдя пустяковый повод, от «Советского Союза» отлучили. Но, несмотря на то, что ему пытались делать пакости «вдогонку» - звонили по редакциям и рекомендовали его не публиковать – таковы были советские нравы (!), серьёзно помешать творчеству уже признанного мастера они не смогли. Вскоре он вступил в Московскую Ассоциацию художников-графиков, где была весьма активно работавшая фотографическая секция, которую он через короткое время возглавил. А потом принял активное участие в создании Союза фотографов СССР, председателем Московского отделения которого его избрали, и которое он возглавлял до самого своего отъезда в Америку в 1996 году.
На протяжении нескольких десятилетий мы с ним практически двигались на параллельных курсах, которые, однако, в нарушение законов математики всё время пересекались – то мы встречались на съёмках, то на различных выставках. Мне всегда импонировала его доброжелательность в отношениях с людьми, ровная спокойная манера поведения, мягкий юмор. Он любит и умеет рассказывать анекдоты – всегда с непроницаемым лицом, только где-то в глубине глаз светится лукавая искорка. И, конечно же, я всегда восхищался его профессионализмом. И так получилось, что съёмки многих событий, происходивших в стране, мы вели, как говорится, плечом к плечу. И даже такая случайность нас объединила: мы оба с разрывом в несколько дней наткнулись на одного и того же мальчишку с примечательной физиономией, но у меня в редакции его не оценили, а у Леонида напечатали на первой обложке – это был его знаменитый «Генка».
Я никогда не видел Леонида без камеры. Его профессиональное кредо звучит так: «Талант истинного мастера состоит в том, чтобы в нужный момент оказаться в нужном месте и чтобы именно в этот момент Господь нажал его пальцем на спуск». А для этого необходимо быть всегда при камере. Поэтому и снимки у него всегда живые, динамичные и с подтекстом. На его фотографиях почти всегда никогда никто не позирует, это остановленные мгновения реальной жизни. Никакой режиссёрской корректировки. Главное – талант видеть и моментально реагировать. Манера работы у него такая же спокойная, как и всё его поведение. Никакой суеты. Я тоже всегда придерживался такой манеры, но мне кажется, что нас объединял не столько профессионализм, сколько сидящая где-то глубоко внутри почти детская любовь к Прекрасной Даме, имя которой – Фотография. В 1995 году у меня была возможность наблюдать этого человека в течение двух недель – мы были в круизе по Средиземному морю, и я убедился, что он ничуть не изменил своим правилам. А когда увидел его снимки из этой поездки, убедился, что глаз его по прежнему молод и зорок.
Вернёмся к истокам. Леонид Бергольцев родился 31 мая 1932 года в г. Одесса, что само по себе уже знаменательно – этот город у Чёрного моря дал миру столько талантов! Хрущёвскую «оттепель» он встретил вполне сложившимся человеком, готовым вступить в когорту своих сверстников, которых потом назовут «шестидесятниками», они проявят себя во всех областях культуры и искусства, а в советской фотожурналистике это поколение является «пограничным». Они оказались на стыке между традиционной постановочной фотографией в стиле «социалистического реализма» и фотографией, показывающей реальную жизнь. Будучи рьяными сторонниками последней, эти молодые люди взяли из прошлого лишь классические принципы построения изображения: композицию, свет, тень, тон. Поэтому фотографии Леонида Бергольцева несут в себе одновременно и оперативную, и художественную информацию, и бесспорно являются произведениями настоящего фотоискусства. К сожалению, многие сегодняшние фотожурналисты чаще всего ориентированы на «голую информацию» и обязательно «раньше всех». Поэтому их снимки зачастую есть просто однодневки, мелькнувшие в текущей прессе.
После нескольких лет «оттепели» последовало очередное длительное похолодание, и вполне закономерно, что вскоре Мастер стал «свободным художником». Коллеги знают, что при этом свободы бывает зачастую гораздо больше, чем заработков. Ну а в 90-е годы востребованной стала фотография исключительно рекламная. Из реальной жизни нужны бедствия, криминал, кровь. А это совсем не его тематика. В 64 года Леонид Бергольцев покинул родину и переселился в Соединённые Штаты, а его возлюбленная – Настоящая Фотография – остаётся по прежнему с ним неразлучной, и это, к счастью, не зависит от перемены мест….
г.Москва, 2003г.
Этот материал был переведён и использовался при издании в США авторского фотоальбома “PEOPLE AMONG PEOPLE” Leonid Bergoltsev
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!