НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

80 ЛЕТ ЛЕОНИДУ БЕРГОЛЬЦЕВУ



31 мая 2012 года исполняется 80 лет замечательному фотографу и человеку, первому председателю Союза фотохудожников Москвы в начале 1990-х годов, Леониду Бергольцеву. Поздравляем!

«ФОТОГРАФ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ» -
о Леониде Бергольцеве рассказывает Юрий Кривоносов:

Я знаю этого человека много лет. С детства он был влюблён в авиацию и мечтал стать авиаконструктором.

К счастью для него самого и для отечественной культуры любовь к авиации привела Леонида Бергольцева к фотографии.
Путь его в фотографию был необычным – в то время в Советском Союзе не было учебных заведений, готовивших фотожурналистов, и практически все фотографы, прежде чем стать профессионалами, годами занимались фотолюбительством – или самостоятельно, или в фото-кружках при школах и домах пионеров. Леонид же обошёлся без этого этапа. Вот как он сам об этом говорит: «Как пришёл в фотографию? Довольно просто, хотя для себя и довольно неожиданно. Пока носил документы в Военную Академию, учился в институте, который готовил инженеров разных профилей для городского хозяйства Москвы. Где-то курсе на втором очень уж мне захотелось иметь фотографии новых военных самолётов, которые демонстрировались на ежегодных авиационных праздниках на подмосковном аэродроме в Тушино. Взял я у приятеля простенькую камеру, примитивную советскую копию знаменитой Лейки, получил у отца краткую консультацию – куда смотреть, что крутить, на что нажимать – и смело отправился в Тушино. Не перестаю удивляться до сих пор: на отпечатках, которые я под неусыпным оком отца сделал при помощи его самодельного увеличителя, самолётики были вполне узнаваемы и явно различались по типам, а снимал то я ведь самой простой любительской камерой! Через пару месяцев взял этот же аппарат на джазовый «ночничок» - случались такие во времена официальных гонений на джаз – и опять всё получилось и даже довольно резко. Я страшно загордился, а уж когда впервые опубликовал первый снимок (7х7см!) в небольшой ведомственной газете строителей, то весь институт признал меня законченным профессионалом. Стал днём снимать, вечером проявлять, ночью печатать, а по утрам бегал по редакциям, продавал «карточки». Иногда покупали. Чаще – нет».

Шёл 1957 год – год Московского Международного Фестиваля молодёжи и студентов. В Москве возникла группа молодых энтузиастов фотографии, которую возглавил уже известный фотожурналист Юрий Королёв. Они устроили в Парке Горького большую фотовыставку «Наша молодость», вызвавшую громкий резонанс в обществе. Почти все участники выставки были привлечены к работе в московских газетах и журналах. Леонид в течение нескольких месяцев сотрудничал в двух небольших местных газетах, а затем тот же Юрий Королёв приобщил его к московской редакции газеты «Спутник», которую издавала и распространяла администрация Советского павильона на выставке «ЭКСПО-58» в Брюсселе, а когда газета перестала существовать, привёл своего молодого коллегу в редакцию журнала «Советский Союз», где работал сам. Это был один из двух главных иллюстрированных журналов в стране – вторым был «Огонёк», в котором работал я. Оба они входили в издательство «Правда», т.е. фактически были печатными органами ЦК КПСС, что, впрочем, нигде не афишировалось. Леонид проработал в журнале «Советский Союз» 14 лет.

Но в какой-то момент к руководству редакцией пришли отнюдь не журналисты, а партийные функционеры – то же самое происходило и в «Огоньке» - из ЦК «для укрепления редакций» посылали своих людей на руководящие должности. В результате такой практики качество изданий становилось всё хуже и хуже, а творческая атмосфера подменялась чиновничьим беспределом.

А Леонид отличался свободомыслием и независимостью суждений и действий. Например, в разгар «Пражской Весны» он позволил себе переписываться с редактором чехословацкого фотографического журнала Вацлавом Йиру и другими зарубежными коллегами, что считалось в Центральном Комитете в высшей степени предосудительным. После нескольких лет мелочных придирок его в 1972 году, найдя пустяковый повод, от «Советского Союза» отлучили. Но, несмотря на то, что ему пытались делать пакости «вдогонку» - звонили по редакциям и рекомендовали его не публиковать – таковы были советские нравы (!), серьёзно помешать творчеству уже признанного мастера они не смогли. Вскоре он вступил в Московскую Ассоциацию художников-графиков, где была весьма активно работавшая фотографическая секция, которую он через короткое время возглавил. А потом принял активное участие в создании Союза фотографов СССР, председателем Московского отделения которого его избрали, и которое он возглавлял до самого своего отъезда в Америку в 1996 году.

На протяжении нескольких десятилетий мы с ним практически двигались на параллельных курсах, которые, однако, в нарушение законов математики всё время пересекались – то мы встречались на съёмках, то на различных выставках. Мне всегда импонировала его доброжелательность в отношениях с людьми, ровная спокойная манера поведения, мягкий юмор. Он любит и умеет рассказывать анекдоты – всегда с непроницаемым лицом, только где-то в глубине глаз светится лукавая искорка. И, конечно же, я всегда восхищался его профессионализмом. И так получилось, что съёмки многих событий, происходивших в стране, мы вели, как говорится, плечом к плечу. И даже такая случайность нас объединила: мы оба с разрывом в несколько дней наткнулись на одного и того же мальчишку с примечательной физиономией, но у меня в редакции его не оценили, а у Леонида напечатали на первой обложке – это был его знаменитый «Генка».

Я никогда не видел Леонида без камеры. Его профессиональное кредо звучит так: «Талант истинного мастера состоит в том, чтобы в нужный момент оказаться в нужном месте и чтобы именно в этот момент Господь нажал его пальцем на спуск». А для этого необходимо быть всегда при камере. Поэтому и снимки у него всегда живые, динамичные и с подтекстом. На его фотографиях почти всегда никогда никто не позирует, это остановленные мгновения реальной жизни. Никакой режиссёрской корректировки. Главное – талант видеть и моментально реагировать. Манера работы у него такая же спокойная, как и всё его поведение. Никакой суеты. Я тоже всегда придерживался такой манеры, но мне кажется, что нас объединял не столько профессионализм, сколько сидящая где-то глубоко внутри почти детская любовь к Прекрасной Даме, имя которой – Фотография. В 1995 году у меня была возможность наблюдать этого человека в течение двух недель – мы были в круизе по Средиземному морю, и я убедился, что он ничуть не изменил своим правилам. А когда увидел его снимки из этой поездки, убедился, что глаз его по прежнему молод и зорок.

Вернёмся к истокам. Леонид Бергольцев родился 31 мая 1932 года в г. Одесса, что само по себе уже знаменательно – этот город у Чёрного моря дал миру столько талантов! Хрущёвскую «оттепель» он встретил вполне сложившимся человеком, готовым вступить в когорту своих сверстников, которых потом назовут «шестидесятниками», они проявят себя во всех областях культуры и искусства, а в советской фотожурналистике это поколение является «пограничным». Они оказались на стыке между традиционной постановочной фотографией в стиле «социалистического реализма» и фотографией, показывающей реальную жизнь. Будучи рьяными сторонниками последней, эти молодые люди взяли из прошлого лишь классические принципы построения изображения: композицию, свет, тень, тон. Поэтому фотографии Леонида Бергольцева несут в себе одновременно и оперативную, и художественную информацию, и бесспорно являются произведениями настоящего фотоискусства. К сожалению, многие сегодняшние фотожурналисты чаще всего ориентированы на «голую информацию» и обязательно «раньше всех». Поэтому их снимки зачастую есть просто однодневки, мелькнувшие в текущей прессе.

После нескольких лет «оттепели» последовало очередное длительное похолодание, и вполне закономерно, что вскоре Мастер стал «свободным художником». Коллеги знают, что при этом свободы бывает зачастую гораздо больше, чем заработков. Ну а в 90-е годы востребованной стала фотография исключительно рекламная. Из реальной жизни нужны бедствия, криминал, кровь. А это совсем не его тематика. В 64 года Леонид Бергольцев покинул родину и переселился в Соединённые Штаты, а его возлюбленная – Настоящая Фотография – остаётся по прежнему с ним неразлучной, и это, к счастью, не зависит от перемены мест….

г.Москва, 2003г.

Этот материал был переведён и использовался при издании в США авторского фотоальбома “PEOPLE AMONG PEOPLE” Leonid Bergoltsev

Г А Л Е Р Е Я
Leonid Bergoltsev, USA. Bombing the ice-block, 1963A
Leonid Bergoltsev, USA. Brezhnev scolds Kosygin, 1969A
Leonid Bergoltsev, USA. Edward Shevardnadze, 1968A
Leonid Bergoltsev, USA, Freckles, Genka, 1959
Leonid Bergoltsev,USA,Greeting the cosmonauts,1962A.
Leonid Bergoltsev,USA,Lev Landau, Nobel Prize Winner,1960A.
Leonid Bergoltsev, USA, Marshal Budyonniy, 1962
Leonid Bergoltsev,USA,Marshal Zhukov,
Leonid Bergoltsev,USA,Nikita Khrushchov,I dont drink anymore,1966A.
Leonid Bergoltsev,USA,Origin of truth,1965A.
Leonid Bergoltsev, USA, Shostakovich, Kabalevsky and Yuri Gagarin, 1966
Leonid Bergoltsev,USA,Tayir Salakhov,Artist,1961A.
Leonid Bergoltsev,USA,Yevgheniy Yevtushenko,Poet,1989A.
Leonid Bergoltsev,USA_Van Cliburns Admirer,1965A.jpg
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.