НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

«24 ЧАСА ИЗ ЖИЗНИ ФИЛИППОВЫХ» в Московском Доме Фотографии



В музее «Московский Дом Фотографии» открылась выставка, посвященная одному из самых известных советских пропагандистских фоторепортажей «24 часа из жизни семьи Филипповых», снятого в 1931 году Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом по сценарию Леонида Межеричера.

КЛАССИКА ФОТООЧЕРКА

В истории советского фоторепортажа фотосерия «24 часа из жизни Филипповых» была и остается наиболее известной, в своем роде легендарной и образцовой.
Фоторепортеры А.Шайхет и М.Альперт в своей статье в журнале «Пролетарское фото» № 4 за 1931 г. так объясняли историю происхождения очерка:
«Нынешним летом по почину «Общества друзей СССР» в Австрии Союзфото предложило нам в пятидневный срок выполнить большую и ответственную тему: показать в серии фотоснимков, как живет, работает, учится и отдыхает семья Филиппова, рабочего завода «Красный пролетарий». Эту работу мы выполнили бригадным способом, под руководством и при участии т.Межеричера».

Предполагалось, что фотографы будут показывать именно средний тип рабочей семьи. За этим принципом стояло желание «не только отразить абсолютный достигнутый уровень быта, экономический и культурный, но и сформировать его как тенденцию развития, т.е не утверждение, что все рабочие в СССР живут как Филиппов, а утверждение, что в условиях диктатуры пролетариата такой уровень жизни обеспечен для всех рабочих и будет ими достигнут и превзойден». Семью Филипповых показывали не саму по себе, «а в связи с окружающей обстановкой». В серии были «подчеркнуты с особой силой моменты, которые специфически отличают советские условия от условий жизни рабочих капиталистических стран».
Фотосерия неоднократно публиковалась в 30-е годы в разных вариантах. Наиболее полная публикация (53 фотографии, включая и репродукции различных документов - ведомостей, процентовок, членских билетов и т.д.) - состоялась в немецком иллюстрированном журнале «A-J-Z» («Рабочая иллюстрированная газета») № 38 за 1931 год.
Фоторассказ назывался «24 часа из жизни московской рабочей семьи». На каждом развороте час за часом была представлена хроника жизни. Утро и глава семьи едет на работу, его супруга отводит младшего сына Витю в детский сад, Филиппов на работе, и во время обеденного перерыва, жена Филиппова в магазине, семейный поход в Парк культуры, дочери на спортплощадке и т.д.
В 1935 году на «Выставке мастеров советского фотоискусства» в Москве серия снова показывалась, но уже в сильно сокращенном виде - 18 снимков из 78, составляющих серию в оригинале. Интересно, что репродукции различных документов - счетов, карточек - были также показаны на выставке среди фотографий, отпечатанных примерно в формате 24х30. В выставочном варианте серия выглядела совсем иначе - как бы более станково. Кадры прошли жесткий отбор на выразительность и завершенность композиции.
Постепенно с течением времени серия обрастала новыми и новыми снимками. Так, осенью 1931 года в Москве была делегация Германской социал-демократической партии. Репортеры сделали групповой снимок на квартире у Филиппова. Известна серия снимков М.Маркова-Гринберга, сделанная во время выступления Филиппова в Доме Союзов на встрече московских ударников с иностранными делегациями.
М.Альперт и А.Шайхет настойчиво подчеркивали, что в этой серии не было ни одного инсценированного момента, что они снимали события и жизнь именно так, как это происходило на их глазах в течение 5 дней.
«...Известно, что рабочие в Москве имеют возможность отдавать свое белье в стирку. Однако мы засняли жену Филиппова за стиркой у себя в домашней прачечной, так как его жена сама стирает белье. Мы засняли документ, в котором указана стоимость пользования помещением и горячей водой. Дальше, Филиппова в окружении массы потребителей получает в кооперативе свой однодневный паек. Стоимость полученных ею продуктов фиксируется на счете, который нами репродуцирован как документ», - продолжали фотографы свой рассказ .
Основным методом съемки был прием «фотонаблюдения», то есть последовательной жесткой документальной фиксации событий минута за минутой.
«Бригада с самого начала стремилась к тому, чтобы формальные данные кадра не отрывались от его содержания и соответствовали общей задаче съемки», - продолжал свой рассказ об этой серии Л.Межеричер. Поэтому не были допущены никакие формальные эксперименты для повышения «динамичности» кадра; наоборот, в каждом случае уделялось наибольшее внимание информационной стороне фотоснимка.

Если быть объективным, то взятые сами по себе кадры не настолько поразительны и интересны, чтобы оправдать все последующие восторженные отзывы об очерке и с немецкой, и с русской стороны. Все они показывают некие чередующиеся общие планы, поскольку фотографы стремились вместить в кадр и своих «героев», и обстановку, в которую они попадали.
Секрет успеха серии кроется скорее не в качестве отдельных снимков как фотографических произведений, а во внутренней установке снимающих. Это, по сути, первое и единственное в своем роде для 20-х и 30-х годов социологическое исследование уклада жизни, причем проведенное без приукрашивания. Условно были взяты границы - жизнь семьи в течение суток, а затем в течение пятидневки три фотографа наблюдали за семьей. В итоге, наиболее характерные моменты, показывающие некоторые стороны образа жизни общества в целом, и были отобраны для публикации.
Что же это за моменты, которые были специфическими именно для России в те годы?
Во-первых, это наличие форм общественного быта и услуг. Тут и ясли-сад, в которые ходят младшие дети семьи, и клуб, и фабрика-кухня, и парк культуры с однодневным домом отдыха.
Во-вторых, это общий идеологический фон жизни: портрет Ленина с газетой «Правда» в читальне, старший Филиппов с газетой дома или во время политзанятий, его жена на курсах для малограмотных при домовом клубе и в кружке «Красного креста».
В-третьих, это общие условия жизни в Москве - новый дом, в который переехала семья в 1929 году, магазин-распределитель, где по карточкам и талонам жена Филиппова закупает продукты по сравнительно низким (по западной мерке) ценам. Это и покупка нового костюма для старшего сына, это и активно занимающиеся спортом старшие дочери. Элементы этого образа жизни, сочетающего новую городскую культуру и традиции уклада большой семьи, присутствуют и в общем чаепитии семьи у самовара за большим столом.
Конечно, все вошедшие в очерк события реально не могли произойти в один день. Они редакторски так подогнаны друг к другу, чтобы создать впечатление непрерывности жизни, зрительно представив, как именно типовая рабочая семья проводит свой отдых, как она трудится, где она живет. Эти сцены выигрывают именно от соседства друг с другом, от своей насыщенности событиями, положительными событиями по своей характеристике - поездка на работу в трамвае, работа в светлом цеху, газета в перерыве, поход в парк культуры и т.д. Неискушенного зрителя из другой страны - где и был опубликован очерк - поражала размеренность и устроенность жизни, в противовес тому, что ему рассказывали об СССР другие издания. В этом причина популярности очерка на Западе.
Недоверчивые и пунктуальные немцы послали в Москву делегацию для проверки. Они были на заводе, где работал Филиппов, были дома, смотрели счета, сравнивали стоимость товаров и услуг. Для начала 30-х годов контраст, видимо, был разительным - на Западе безработица и волнения, а в России - размеренная жизнь (о голоде времен коллективизации как-то не было принято говорить). В этом смысле очерк свою пропагандистскую задачу выполнил.
Успех очерка объясняется и тем, что он был первым в своем роде, сочетавшим социологическую и фотографическую задачу.
Несомненно, что под влиянием фотосерии «24 часа» возникли и другие фотоочерки, связанные с промышленностью и строительством - такие как «Гигант и строитель» М.Альперта (о молодом парне из деревни, приехавшем строить Новокузнецкий металлургический завод), его же серия о строительстве Турксиба, серия М.Маркова-Гринберга о Никите Изотове и целый ряд других. Успех фотосерии был настолько ошеломляющим, что в профессиональной фотопрессе вообще предписывалось все снимать по серийному методу, отвергая единичный снимок как самостоятельное произведение репортажного фотоискусства.

В начале 30-х годов в среде фотожурналистов еще существовала определенная свобода и независимость в передвижении по стране. Фотограф мог сам выбрать себе тему и поехать ее изучать и снимать... Его могли пустить на съемку по редакционному удостоверению. Позже все стало гораздо сложнее, более регламентированным, вплоть до инструктажа о тематике кадров, которые ожидала та или иная редакция. Свобода видения вернулась лишь отчасти в 60-е годы и потом уже в 80-е, когда все иллюстрированные журналы наполнились откровениями фоторепортеров, увидевших то, что десятилетия не считалось нужным видеть - дома престарелых, психиатрические больницы, катастрофы и бедствия, заключенных в зоне и многое, многое другое. Боль человеческая и беззвучный крик о помощи как бы источались фотографиями. Фоторепортер иногда оказывался единственным свидетелем страданий, он неожиданно продолжил линию критического реализма, существовавшую когда-то в русской литературе. Но это уже совсем другие фотоочерки и совсем другая история...


© Александр Лаврентьев

Выставка работает до 29 января 2012 г.


Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

Г А Л Е Р Е Я
ShA-3-0921-03.JPG
ShA-3-0921-06.JPG
ShA-3-0921-07.JPG
ShA-3-0921-08.JPG
ShA-3-0921-10.JPG
ShA-3-0921-22.JPG
ShA-3-0921-23.JPG
ShA-3-0921-35.jpg
ShA-3-0921-47.JPG
ShA-3-0921-31.jpg
ShA-3-0921-30.jpg
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.