НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

   Продолжается прием заявок на участие во всероссийском фотоконкурсе «Мастер», организованном Государственным Российским Домом народного творчества имени В.Д. Поленова, Министерством культуры Российской Федерации      Серпуховский историко-художественный музей приглашает Вас на открытие фотовыставки «Николай Андреев. Провинциальная Россия» в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» 12 июля в 17-00 по адресу: 1-й Неопалимовский пер., д.4 (м. Парк культуры)      6 июля в 18.00 в библиотеке им. К. А. Тимирязева (ул. Шкапина, д. 6) состоится открытие фотовыставки Александра Скибицкого «Переулок Виктора Цоя»      12 июля, в 16.00 открывается новая фотовыставка уличной фотографии Залмана Шкляра «Итальянский калейдоскоп». Работы будут экспонироваться в Государственном музеи истории Санкт-Петербурга (особняк Руманцева, ул. галерная, 45).      В рамках фестиваля Молодые фотографы России 2018 у вас есть уникальная возможность попасть на легендарный ЗЕНИТ. Вы сможете посмотреть и, возможно, даже приобрести те самые Горизонт, Зоркий, Зенит. Стать частью процесса и познакомиться с производством и профессионалами, которые успешно служат своему делу.       Всем привет! В фестивале Молодые фотографы в этот раз очень много интересных экскурсий, есть съемки и круглые столы. Поэтому мы очень ИЩЕМ ПОМОЩНИКОВ - ответственных людей, наших дорогих студентов и просто увлеченных фотографией, которым было бы интересно поучаствовать и помочь ФЕСТИВАЛЮ      21 июня, в четверг, с 12 до 20 часов в Ауди Центр Челябинск (ул. Чичерина, 52) состоится персональная выставка «РЕЗЮМЕ 15-17» профессионального фотографа, члена Союза фотохудожников России, постоянного участника фотоклуба «Каменный пояс» Резанова Павла      Бразильский фотограф Кайо Вилела сделает проект о футболе в России!      с 5 по 27 июня в Галерее Центра культурного развития «Вертикаль» проходит авторская выставка члена Союза фотохудожников России Юрия Борисова, посвященная Италии. Творческая встреча с Юрием Борисовым и презентация выставки состоится 15 июня в 17:00, вход свободный!      В рамках Первого международного конного фестиваля «Иваново поле» с 30 мая по 1 июля 2018 года в Галерее под открытым небом на Тверском бульваре города Москвы будет проходить фотовыставка «Лошади Мира»   

«24 ЧАСА ИЗ ЖИЗНИ ФИЛИППОВЫХ» в Московском Доме Фотографии



В музее «Московский Дом Фотографии» открылась выставка, посвященная одному из самых известных советских пропагандистских фоторепортажей «24 часа из жизни семьи Филипповых», снятого в 1931 году Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом по сценарию Леонида Межеричера.

КЛАССИКА ФОТООЧЕРКА

В истории советского фоторепортажа фотосерия «24 часа из жизни Филипповых» была и остается наиболее известной, в своем роде легендарной и образцовой.
Фоторепортеры А.Шайхет и М.Альперт в своей статье в журнале «Пролетарское фото» № 4 за 1931 г. так объясняли историю происхождения очерка:
«Нынешним летом по почину «Общества друзей СССР» в Австрии Союзфото предложило нам в пятидневный срок выполнить большую и ответственную тему: показать в серии фотоснимков, как живет, работает, учится и отдыхает семья Филиппова, рабочего завода «Красный пролетарий». Эту работу мы выполнили бригадным способом, под руководством и при участии т.Межеричера».

Предполагалось, что фотографы будут показывать именно средний тип рабочей семьи. За этим принципом стояло желание «не только отразить абсолютный достигнутый уровень быта, экономический и культурный, но и сформировать его как тенденцию развития, т.е не утверждение, что все рабочие в СССР живут как Филиппов, а утверждение, что в условиях диктатуры пролетариата такой уровень жизни обеспечен для всех рабочих и будет ими достигнут и превзойден». Семью Филипповых показывали не саму по себе, «а в связи с окружающей обстановкой». В серии были «подчеркнуты с особой силой моменты, которые специфически отличают советские условия от условий жизни рабочих капиталистических стран».
Фотосерия неоднократно публиковалась в 30-е годы в разных вариантах. Наиболее полная публикация (53 фотографии, включая и репродукции различных документов - ведомостей, процентовок, членских билетов и т.д.) - состоялась в немецком иллюстрированном журнале «A-J-Z» («Рабочая иллюстрированная газета») № 38 за 1931 год.
Фоторассказ назывался «24 часа из жизни московской рабочей семьи». На каждом развороте час за часом была представлена хроника жизни. Утро и глава семьи едет на работу, его супруга отводит младшего сына Витю в детский сад, Филиппов на работе, и во время обеденного перерыва, жена Филиппова в магазине, семейный поход в Парк культуры, дочери на спортплощадке и т.д.
В 1935 году на «Выставке мастеров советского фотоискусства» в Москве серия снова показывалась, но уже в сильно сокращенном виде - 18 снимков из 78, составляющих серию в оригинале. Интересно, что репродукции различных документов - счетов, карточек - были также показаны на выставке среди фотографий, отпечатанных примерно в формате 24х30. В выставочном варианте серия выглядела совсем иначе - как бы более станково. Кадры прошли жесткий отбор на выразительность и завершенность композиции.
Постепенно с течением времени серия обрастала новыми и новыми снимками. Так, осенью 1931 года в Москве была делегация Германской социал-демократической партии. Репортеры сделали групповой снимок на квартире у Филиппова. Известна серия снимков М.Маркова-Гринберга, сделанная во время выступления Филиппова в Доме Союзов на встрече московских ударников с иностранными делегациями.
М.Альперт и А.Шайхет настойчиво подчеркивали, что в этой серии не было ни одного инсценированного момента, что они снимали события и жизнь именно так, как это происходило на их глазах в течение 5 дней.
«...Известно, что рабочие в Москве имеют возможность отдавать свое белье в стирку. Однако мы засняли жену Филиппова за стиркой у себя в домашней прачечной, так как его жена сама стирает белье. Мы засняли документ, в котором указана стоимость пользования помещением и горячей водой. Дальше, Филиппова в окружении массы потребителей получает в кооперативе свой однодневный паек. Стоимость полученных ею продуктов фиксируется на счете, который нами репродуцирован как документ», - продолжали фотографы свой рассказ .
Основным методом съемки был прием «фотонаблюдения», то есть последовательной жесткой документальной фиксации событий минута за минутой.
«Бригада с самого начала стремилась к тому, чтобы формальные данные кадра не отрывались от его содержания и соответствовали общей задаче съемки», - продолжал свой рассказ об этой серии Л.Межеричер. Поэтому не были допущены никакие формальные эксперименты для повышения «динамичности» кадра; наоборот, в каждом случае уделялось наибольшее внимание информационной стороне фотоснимка.

Если быть объективным, то взятые сами по себе кадры не настолько поразительны и интересны, чтобы оправдать все последующие восторженные отзывы об очерке и с немецкой, и с русской стороны. Все они показывают некие чередующиеся общие планы, поскольку фотографы стремились вместить в кадр и своих «героев», и обстановку, в которую они попадали.
Секрет успеха серии кроется скорее не в качестве отдельных снимков как фотографических произведений, а во внутренней установке снимающих. Это, по сути, первое и единственное в своем роде для 20-х и 30-х годов социологическое исследование уклада жизни, причем проведенное без приукрашивания. Условно были взяты границы - жизнь семьи в течение суток, а затем в течение пятидневки три фотографа наблюдали за семьей. В итоге, наиболее характерные моменты, показывающие некоторые стороны образа жизни общества в целом, и были отобраны для публикации.
Что же это за моменты, которые были специфическими именно для России в те годы?
Во-первых, это наличие форм общественного быта и услуг. Тут и ясли-сад, в которые ходят младшие дети семьи, и клуб, и фабрика-кухня, и парк культуры с однодневным домом отдыха.
Во-вторых, это общий идеологический фон жизни: портрет Ленина с газетой «Правда» в читальне, старший Филиппов с газетой дома или во время политзанятий, его жена на курсах для малограмотных при домовом клубе и в кружке «Красного креста».
В-третьих, это общие условия жизни в Москве - новый дом, в который переехала семья в 1929 году, магазин-распределитель, где по карточкам и талонам жена Филиппова закупает продукты по сравнительно низким (по западной мерке) ценам. Это и покупка нового костюма для старшего сына, это и активно занимающиеся спортом старшие дочери. Элементы этого образа жизни, сочетающего новую городскую культуру и традиции уклада большой семьи, присутствуют и в общем чаепитии семьи у самовара за большим столом.
Конечно, все вошедшие в очерк события реально не могли произойти в один день. Они редакторски так подогнаны друг к другу, чтобы создать впечатление непрерывности жизни, зрительно представив, как именно типовая рабочая семья проводит свой отдых, как она трудится, где она живет. Эти сцены выигрывают именно от соседства друг с другом, от своей насыщенности событиями, положительными событиями по своей характеристике - поездка на работу в трамвае, работа в светлом цеху, газета в перерыве, поход в парк культуры и т.д. Неискушенного зрителя из другой страны - где и был опубликован очерк - поражала размеренность и устроенность жизни, в противовес тому, что ему рассказывали об СССР другие издания. В этом причина популярности очерка на Западе.
Недоверчивые и пунктуальные немцы послали в Москву делегацию для проверки. Они были на заводе, где работал Филиппов, были дома, смотрели счета, сравнивали стоимость товаров и услуг. Для начала 30-х годов контраст, видимо, был разительным - на Западе безработица и волнения, а в России - размеренная жизнь (о голоде времен коллективизации как-то не было принято говорить). В этом смысле очерк свою пропагандистскую задачу выполнил.
Успех очерка объясняется и тем, что он был первым в своем роде, сочетавшим социологическую и фотографическую задачу.
Несомненно, что под влиянием фотосерии «24 часа» возникли и другие фотоочерки, связанные с промышленностью и строительством - такие как «Гигант и строитель» М.Альперта (о молодом парне из деревни, приехавшем строить Новокузнецкий металлургический завод), его же серия о строительстве Турксиба, серия М.Маркова-Гринберга о Никите Изотове и целый ряд других. Успех фотосерии был настолько ошеломляющим, что в профессиональной фотопрессе вообще предписывалось все снимать по серийному методу, отвергая единичный снимок как самостоятельное произведение репортажного фотоискусства.

В начале 30-х годов в среде фотожурналистов еще существовала определенная свобода и независимость в передвижении по стране. Фотограф мог сам выбрать себе тему и поехать ее изучать и снимать... Его могли пустить на съемку по редакционному удостоверению. Позже все стало гораздо сложнее, более регламентированным, вплоть до инструктажа о тематике кадров, которые ожидала та или иная редакция. Свобода видения вернулась лишь отчасти в 60-е годы и потом уже в 80-е, когда все иллюстрированные журналы наполнились откровениями фоторепортеров, увидевших то, что десятилетия не считалось нужным видеть - дома престарелых, психиатрические больницы, катастрофы и бедствия, заключенных в зоне и многое, многое другое. Боль человеческая и беззвучный крик о помощи как бы источались фотографиями. Фоторепортер иногда оказывался единственным свидетелем страданий, он неожиданно продолжил линию критического реализма, существовавшую когда-то в русской литературе. Но это уже совсем другие фотоочерки и совсем другая история...


© Александр Лаврентьев

Выставка работает до 29 января 2012 г.


Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

Г А Л Е Р Е Я
ShA-3-0921-03.JPG
ShA-3-0921-06.JPG
ShA-3-0921-07.JPG
ShA-3-0921-08.JPG
ShA-3-0921-10.JPG
ShA-3-0921-22.JPG
ShA-3-0921-23.JPG
ShA-3-0921-35.jpg
ShA-3-0921-47.JPG
ShA-3-0921-31.jpg
ShA-3-0921-30.jpg
Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2017
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2017
e-mail: design@photounion.ru