| | ФОТОГРАФИИ ИЗ РОССИИ НА ВЫСТАВКЕ В ПАЛЕРМО Персоналии: Виктор Ахломов
В рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России и русской культуры и русского языка в Италии в Палермо открылась выставка «Русская перспектива» - совместный проект русского и итальянского фотографов Виктора Ахломова и Габриеле Лентини, демонстрирующий два взгляда на Россию второй половины прошлого века и начала нынешнего.
Выставка организована при поддержке Администрации Сицилийского региона, Консульства России в Палермо, Русско-Итальянской торговой палаты, Союза фотохудожников России.
Место, выбранное для реализации выставки – Reale Albergo delle Povere, в прошлом инвалидный дом, - великолепное здание восемнадцатого века, перестроенное в неоклассическую эпоху, в котором проходят престижные культурные мероприятия, в том числе выставки Антонело да Мессина, Минеко, Де Кирико, Гуттузо. И сейчас в соседних залах экспонируется выставка "Русский авангард" из собраний нескольких российских музеев.
Выставка в Палермо – один из завершающих аккордов этого Года - во многом символична: свой взгляд на Россию представляют русский и итальянский фотографы. Виктор Ахломов и Габриеле Лентини принадлежат одному фотографическому направлению – они мастера документальной фотографии, поэтому выставка выглядит цельно и правдиво. Иногда даже кажется, что это один и тот же человек снимал в Москве в начале 1960-х годов Юрия Гагарина, а 50 лет спустя - ритуальные обряды в буддистском Дацане в Бурятии, хотя авторы этих фотографий представляют два поколения фотографов, разделенных четвертью века.
Виктор Ахломов – фоторепортер "Известий", признанный мастер событийного репортажа, его взгляд всегда точен, лаконичен и предельно информативен. Вне зависимости от того, кто его герои – простые люди с улицы или лидеры страны, он еще и ироничен. Ахломов принадлежит поколению шестидесятников, появившемуся в СССР на волне хрущевской «оттепели». Его взгляд отразил реальные успехи страны в то время: космические достижения, открытие месторождений нефти и газа в Сибири, строительство мощных гидроэлектростанций на сибирских реках. Это были впечатляющие события, и фотограф центральной московской газеты искренне ими восхищался, как, впрочем, и все его современники. Эпоха геологов-первопроходцев и строителей-романтиков второй половины прошлого века отражена в его творчестве с максимальной выразительностью.
В эпоху тотальной цензуры было очень сложно, практически невозможно, идти «не в ногу». И большинство советских фоторепортеров так и шли «в ногу»: в их архивах сохранились пафосные съемки партийных съездов, портреты передовиков производства, радостных крестьян и студентов с учебниками. Конечно, по заданию редакции Ахломов тоже это снимал, но свою настоящую «песню» нашел в другом – рассказе о простом человеке в обычных жизненных ситуациях. В итоге у него получился потрясающий портрет страны и времени. Причем всегда очень добрый, иногда лиричный, временами грустный, особенно в эпоху социальных перемен конца ХХ века. Его героями были и известные люди – политики, опальные в том числе, звезды культуры, спорта, но и они в его портретной галерее не выглядят обособленно, а предельно точно дополняют собирательный образ страны.
Габриеле Лентини кажется человеком, пошедшим дорогой Ахломова. Хотя и иностранец, и Россия не его родина, и до последнего времени они не были знакомы.
Он родился в Палермо в 1963 году. После окончания юридического факультета Университета полностью посвятил себя фотографии и видео, снимал многочисленные фоторепортажи в разных странах мира и делал видеорепортажи в сотрудничестве с различными государственными и частными телевизионными агентствами Италии. С 2003 года Лентини много работает в России.
В его «русских» фотографиях тот же добрый взгляд на страну и людей, что и у его старшего коллеги. Возможно, его работы не столь оптимистичны, но ведь это уже ХХI век - и время, и страна другие. На смену прежним гуманистическим ценностям пришли рыночные отношения, изменились люди и ситуации, появились богатые и бедные, появились новые проблемы, наконец, пришло новое поколение, для которого события прошлого века – далекая история.
Взгляд Габриеле на Россию очень заинтересованный: он ищет и находит то, что наших людей объединяет и роднит, что помогает им сохранить понятие «русский человек». Он не гонится за экзотикой, не замечает какие-то негативные ситуации. Снимая на уличном рынке, в пригородном поезде или церкви, он показывает, как и чем живет простой человек в такой большой и не всегда понятной стране.
Андрей Баскаков
|