| | КОСМИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ
Выставка космической фотографии Юрия Батурина - Героя России, космонавта-испытателя, директора Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской Академии наук, доктора юридических наук и члена Союза фотохудожников России, открывается 26 ноября в 16.00 в Доме Ученых им.М.Горького РАН (Владимирском дворце) на Дворцовой набережной, 26.
Вы помните, как летали во сне? Помните, как где-то далеко под вами возникали и исчезали странные объемные пространства, окрашенные в самые разные тона, как они принимали формы то кубов и пирамид, то шаров наподобие мыльных пузырей, перетекающих друг в друга? И как было страшно и дух захватывало, потому что под вами и над вами была бездна, и вы были песчинкой в этом бескрайнем пространстве.
«С Земли звездное небо уютное и даже домашнее из-за отблеска Земли. В космосе начинаешь ощущать абстрактное понятие "бесконечность" вполне наглядно. В формулах этот математический символ выглядел вполне мирно. А здесь убеждаешься: бездна = без дна». Эти строки написал в полетном дневнике космонавт Юрий Батурин во время своей первой экспедиции на орбитальную станцию «МИР» в августе 1998 года.
Когда за несколько месяцев до того полета Юра сказал мне, что летит в космос, я, скорее в шутку, чем серьезно, говорю: так ты там поснимай, если надо – возьми мой «Canon». Он отказался – на корабле каждый грамм на счету, взял только пленку. Признаться, я не рассчитывал на сколько-нибудь интересные творческие результаты - Батурин никогда не занимался фотографией серьезно, да и более важных дел на станции планировалось у него предостаточно, - это понятно.
Но когда он вернулся, мы проявили пленки, и напечатали контакты, - стало ясно; есть материал для целой выставки. На следующий год она открылась в Политехническом музее и стала, как это ни странно – мы столько лет в космосе, практически первой выставкой космической фотографии в нашей стране. Все 89 российских космонавтов до Батурина, естественно, фотографировали и Землю, и друг друга, и для отчетов, и для памяти - на орбитальной станции «жила» серьезная и доступная всем аппаратура; но никто не вернулся оттуда с целой и цельной выставкой.
Космонавту № 90 удалось, потому что он поставил это себе как цель и все немногое свободное время провел у иллюминатора с фотокамерой. Параллельно он писал дневник, и снятые кадры становились его иллюстрациями. Они очень органично дополняют друг друга – тексты и фотографии из космоса.
«Пытаюсь сделать фотографию по мотивам Эшера "Три мира", где в зеркале воды (мир поверхности), отражаются два других - наземный и подводный. В установленном на крышке иллюминатора зеркальце, маленьком, как фотография, видны и космос, и земной закат; космос и станция, ее батареи, в которых, в свою очередь, отражается солнечный свет. Но эта зеркальная поверхность искусственна, она - символ техники. А вот как заглянуть в зеркало вселенной? У Борхеса есть мысль о том, что, как личность становится личностью благодаря памяти, так же и вселенная: вечность - это зеркало, в котором отражаются и судьбы людей, и история. Как запечатлеть вечность?» (Из полетного дневника).
Я смотрю на эти работы и вспоминаю свои детские сны. Может быть потому, что фотографии Батурина – это не географические карты, а Земля на них - не фрагменты школьного глобуса. На них - не конкретные земные поверхности с конкретными названиями, это скорее - впечатления, мысли, чувства человека, впервые ощутившего и открывшего для себя глубину и величие Космоса и красоту Земли как его крохотной составляющей.
«Короткое свидание с Землей» - так автор назвал свою первую выставку. После премьеры в Москве она экспонировалась в Санкт-Петербурге, Калуге, Гагарине, Ижевске, Нижнем Новгороде, Дубне, Улан-Удэ, Калининграде, в испанской Валенсии, в Анкаре, Любляне и еще в трех московских выставочных залах.
В 2001 году Батурин опять полетел в космос, теперь уже на Международную космическую станцию в качестве бортинженера. И, конечно, опять фотографировал. За эти три года планета наша не стала другой, и орбита МКС почти такая же, какая была у «Мира», но фотографии из второго полета Юрий Михайлович привез совсем другие. Мне они показались менее романтичными, может быть более конкретными и даже рациональными. И это понятно – в одну и ту же реку нельзя войти дважды. На МКС другая среда, другие иллюминаторы, другая аппаратура. Изменился и взгляд автора. И это уже другая выставка…
Андрей Баскаков, куратор выставки.
|