НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

В НОЧЬ С 28 НА 29 НОЯБРЯ 2009 ГОДА В ПАВЛОДАРЕ ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБ ЕДЫГЕ НИЯЗОВ



Едыге Ниязов член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества «Фонтан», бессменный член Павлодарского фотоклуба «Орион», который снова недавно возродился, и где Едыге консультировал всех, кто хотел у него учиться, он воспитал множество учеников в детской фотошколе, которой руководил долгие годы в Павлодаре.

Весной мы бы отметили его юбилей, если бы не трагическое известие, которое пришло из Казахстана о его гибели. В его наступающий возраст так же не верилось, как в эти страшные эсэмэски. Потому что только-только, в октябре 2009 года, этот блестящий Фотограф, талантливый Учитель, теплый и абсолютно молодой Человек был рядом с нами совсем близко – в Петербурге с большим успехом в галерее Д137 прошла выставка его работ под названием «Прямая фотография», куда увидеть портреты мастера 80-90-х годов, посвященные культовым фигурам питерского андеграунда конца прошлого века, людям искусства (на его портретах – Тимур Новиков, Виктор Цой и группа «Кино», Сергей Бугаев…) пришли друзья – художники, фотографы, музыканты. Потом он на несколько дней приехал в Москву и успел здесь не только дать несколько мастер-классов, но и повидаться со всеми своими друзьями. Теперь, кажется, что успел попрощаться…

В этот город, где прошла его жизнь, он вернулся из Алма-Аты, где закончил исторический факультет Казахского государственного университета. Работал некоторое время учителем в школе, организовал там краеведческий кружок, где ему понадобилось владение фотоаппаратом, которому, вот судьба, научил Едыге его же ученик… Дальше – больше, и вскоре фотография стала главным делом жизни. Ниязов – фотограф прошел большой путь от пейзажной серии дивных черно-белых «Каменных фантазий», снятых в удивительном природном уголке Казахстана, исхоженном им вдоль и поперек, до этой, показанной в Питере, «Прямой фотографии» - портретов творческих личностей, где уже цвет соседствует с черно-белой гаммой. Пейзаж и портрет вообще его главные жанры. И в обоих он достиг настоящих высот мастерства, в чем убеждались не раз зрители на его выставках, в том числе в московском Фотоцентре, в галерее «ФотоСоюз».

Два жанра, два любимых города (Москва и Питер), две любви – фотография и музыка. И масса учеников и друзей. С ним очень комфортно было ездить в командировки, работать в жюри. Он не умел себя пиарить, жил гармонично и несуетно. В 2009 году его словно прорвало – выставки в разных городах страны, мастер-классы в Омске, на Горном Алтае, наплыв учеников, казалось, вот оно, пришло, наконец, признание… И вдруг, на взлете – такая трагическая точка в судьбе. Очень хочется верить, что это не точка, а многоточие. Ведь большое, и впрямь, видится на расстоянии. И в фотографии у Едыге Ниязова обязательно останется своя ниша, а его ученики продолжат его линию интеллектуальной, кто-то называет ее «чистой», а Едыге назвал «прямой», фотографии. А мы, его друзья, которым всегда было с ним рядом тепло, свободно и спокойно, скажем себе известное: «Не говори печально: нет, а с благодарностью: было!».

С глубокой скорбью и с благодарностью за дружбу, Галина Ергаева

ИЗ КНИГИ СВЕТЛАНЫ ПОЖАРСКОЙ "ФОТОМАСТЕР":

"- Едыге, как Вы пришли в фотографию?

Случайно. Да, можно сказать, случайно, — я работал тогда в обычной школе учителем истории, и на меня «навесили» краеведческий кружок. Там по ходу дела надо было снимать и делать фотографические отчеты. А я до тех пор даже фотоаппарат в руках не держал. Так что первым моим учителем по фотографии был мой собственный ученик... И первая камера, «Зенит», была у меня не своя, а «казенная». Прошло 10 лет, прежде чем я вышел на уровень понимания, что такое Фотография, настоящая фотография, та, что говорит своим языком. У графики, живописи, кино, и даже цифровой фотографии язык иной.

- Что, по-Вашему, самое главное в работе фотографа?

Интуиция и импровизация. Импровизация не в том плане, чтобы что-то подвинуть, а в смысле умения видеть и управлять пространством изображения.

И это относится не только к пейзажу. Когда я фотографирую человека, то не знаю заранее, как его снять. Только в процессе самой съемки интуитивно улавливаешь момент, когда надо нажать на спуск камеры.

- А как Вы достигаете того, что люди на Ваших снимках выглядят очень естественно. Более того, они как будто открываются навстречу фотообъективу?

Думаю, что это зависит от самого фотографа, от склада его характера, от его личности. Я знаю многих хороших фотографов, которые отлично снимают натюрморт, пейзаж, рекламу, а вот портрет снять не могут. Для портретиста, кроме того, что необходимо быть хорошим фотографом, быть профессионалом, нужно иметь определенный склад личности.

Я вот, к примеру, смотрел недавно, как работает один молодой фотограф. Наблюдая, как он снимает людей, я понял, что портретиста из него не выйдет: он настолько сам мучился и мучил людей, что стало ясно — это уже все, «пустой номер»... Конечно, «и слепая курица зернышко отыщет». Возможно, когда-нибудь и этот фотограф сделает удачные снимки. Но хороший мастер-портретист из него никогда не получится...

- Что для Вас важно в фотографии и в фотографе?

Искренность. Интуитивное начало. Импровизация (о них я уже говорил). И чувствительность.

- А может фотография идти «от ума»?

Может. Например, рекламная фотография. Но все равно, даже в ней необходимо присутствие этих качеств. Вот, у Сальери музыка шла от ума. Он был прекрасным музыкантом, но искусство все-таки идет не от ума, а от души. Или еще. Если взять, к примеру, двух художников, один из которых знает все каноны и правила композиции, а другой — вообще ничему не обучен и творит от себя, например, Пиросмани, Селиванов, так вот эти, вторые, по-моему, для искусства более ценны.

- Но «школа» фотографу все же нужна?

Нужна. Несомненно, нужна. Вот взять, к примеру, тот же пейзаж. Я не передам все нюансы, все тонкости его, если у меня не будет школы. Если я ошибусь «на полтона» — фотография уже не состоится. Но школа — это только база, фундамент.

- А как Вы работаете со своими учениками в фотошколе? Как и чему их учите?

Я думаю, что самое главное передается не «за партой», а, как говорится, из рук в руки, при близком общении, когда ученик не только наблюдает, как я снимаю, но видит, как я живу, какую музыку слушаю, какие книги читаю. Он слушает вместе со мной, читает мои книги (и ему они интересны). Вот это все вместе, наверное, и является школой. Почему Лемешев - великий певец? Не только потому, что у него шикарный голос, не только потому, что у него прекрасная вокальная школа. Главное то, что в нем органически соединились природный голос, техническое совершенство и творческая одержимость. Бывает, голос - шикарный, а души нет. Послушаешь 10 минут, и все...- скучно становится. А у Лемешева личность сквозит в каждом звуке. Для меня Надежда Обухова, Виктория Иванова, Елена Камбурова — певицы «от Бога». Это личности!

- Ваше отношение к подражанию?

Ученик неизбежно на каком-то этапе повторяет учителя. Это нормально. Но если у него есть сильное личное творческое начало, то он все равно пересилит влияние учителя и пойдет своим путем. Станет самим собой. Если нет, то, слава Богу, он хотя бы чему-то научится. Будет к тому же понимать фотографию. Это уже хорошо.

Если, к примеру, ко мне в школу пришли десять способных учеников, то из них только двое смогут перешагнуть через барьер подражания и стать личностями в фотографии. Это нормальный процент. Учитель может обладать очень сильной энергетикой и тогда будет слишком сильно «давить» на ученика. Здесь главное не переборщить.

Едыге Ниязов - Мастер фотопейзажа и фотопортрета.

Главное в его пейзажных работах - не протокольная съемка ландшафта, не механическое воспроизведение красот природы, а неторопливое и глубокое погружение в трехмерное пространство окружающего мира; его созерцание, осмысление, эмоциональное восприятие и последующая передача результатов этой внутренней работы на фотографическую плоскость изображения.

В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки «крупников» (одного лица). Он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), «в предлагаемых обстоятельствах».

Есть фотографы-портретисты, которые берут человека как глину и «лепят» (фотографируют) из него, что им хочется. А есть фотографы, к их числу можно отнести и Едыге Ниязова, которым важен человек как личность, сам по себе. И задача перед фотомастером стоит в этом случае одна — раскрыть эту личность как можно полнее и правдивее. Здесь важно не представление фотографа, не то, что он думает о данном лице, а отражение объективного в человеке.

В работах Й. Судека, Э.Уэстона ощущение вещей и среды столь же жизненно, материально, сколь и духовно. Фотографии Едыге Ниязова того же рода. Работы мастера тонки и изящны по исполнению. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет «серой шкалой тонов», создавая с ее помощью целые фотографические симфонии. Эта аналогия с музыкой неслучайна. Музыка в жизни и творчестве Едыге Ниязова играет очень большую роль. Он прекрасно знает и разбирается в классической и современной музыке. Особенно любит вокальную. В его фотошколе, в доме музыка звучит постоянно, как жизненный фон. Его снимки из цикла «Каменные фантазии» можно назвать (по аналогии с музыкой) «фотовариациями на тему...», где каждая работа, оставаясь в рамках избранной темы, вносит свежее прочтение, добавляя новые оттенки, чувственные и смысловые, в общее изобразительное и эмоциональное пространство всего цикла.

Главное в творчестве фотомастера:

Глубокое, философское и эмоциональное постижение окружающего мира и образная передача фотографическим языком результатов этого осмысления. Чтобы стать хорошим фотографом, надо быть личностью.

И последнее. Стиль жизни Едыге Ниязова, его творческая направленность и углубленность у меня ассоциируются с Йозефом Судеком и Анселом Адамсом. И если правда то, что после смерти жизненная энергия человека не исчезает, а остается на Земле, то тогда вполне вероятно, что творческая энергия знаменитых классиков фотографии живет... в нем. Едыге Ниязов — мой творческий учитель и фотографический кумир. Под впечатлением его работ родились и эти строки:

Когда в тоске все нет просвета (Чем дальше в лес, тем больше дров), А сердце стонет без привета. И слух устал от долгих слов; Я погружаюсь в утешенье И обретаю веру вновь В тех светописных откровеньях, Где дышит небо и любовь. Где камни теплыми телами Под солнцем ласковым текут, Где воды стынут зеркалами, Храня виденья и уют. Гармонией теней и света В душе порядок наведу И с эхом доброго привета Опять в греховный мир сойду.

1994 г .»


Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

В ЧЕЛЯБИНСКЕ ПОДВЕЛИ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ФОТОКОНКУРСА «БЕЗ ГРАНИЦ»
Завершились очные встречи победителей и активных участников медиафестиваля "Моряна" на Тверской земле
«СВЕТОПИСЬ-2024», ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА
НОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ СЕЗОН 2024 в КВЦ «Башня» г. Йошкар-Ола
Выставка-превью Международного фестиваля современного искусства DOCA-2024
«В МОЕЙ ДУШЕ Я ТАНЦУЮ…» АЛЕКСАНДРА КУПРИЯНОВА В ПУЩИНО
ФОТОВЫСТАВКА «КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ В ЛИЦАХ И СУДЬБАХ» АНДРЕЯ СМОЛЬНИКОВА ОТКРЫЛАСЬ В ЧЕРКЕССКЕ
ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ ЗАМОРКИНА "С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ. СТАВРОПОЛЬЦЫ НА БАМЕ"
ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА ЧЛЕНОВ СФР В ПЕТЕРБУРГЕ
В городе Нижний Новгород открылся салон исторической фотографии Капризы серебряного века
ПОЗДРАВЛЯЕМ АНДРЕЯ СМОЛЬНИКОВА С НАГРАЖДЕНИЕМ МЕДАЛЬЮ!
ВЫСТАВКА ФОТОКОНКУРСА «БЕЗ БАРЬЕРОВ» В ОМСКЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.