НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

«ЭПОХА ОПТИМИЗМА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ



В новом выставочном зале Парадного корпуса Музейно-выставочного центра РОСФОТО на Большой Морской, 35 открылась выставка «Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-1940-х годов». Выставка предоставлена Союзом фотохудожников России и агентством «ФотоСоюз».


1920–40-е годы были, безусловно, самыми драматичными в истории отечественной фотографии ХХ века. Смена общественного строя, вызванная октябрьским переворотом 1917 года, привнесла в страну идеологию социального равенства и справедливости.

Власть придавала огромное значение пропаганде этих идей и агитации за их скорейшее воплощение. Выдвинутый ею призыв построения нового мира привлек на сторону большевиков и молодую российскую интеллигенцию. На волне лозунга «Искусство в массы!» молодые литераторы, художники, архитекторы, кинематографисты, театральные режиссеры и музыканты стали создавать произведения, отвечающие, как они считали, задачам построения социалистического общества.

Эти бурные процессы не миновали и фотографию. К концу 1920-х–началу 1930-х годов сформировались и обрели своих лидеров три основных направления в советской фотографии.

Художественная, или «салонная», фотография, пропагандируемая Русским фотографическим обществом, основанным еще до революции, продолжала традиции европейской пикториальной школы и, как полагала тогдашняя критика, имела ярко выраженный «буржуазный» характер. Самыми известными ее представителями были Александр Гринберг, Николай Андреев, Василий Улитин, Николай Свищов-Паола, Петр Клепиков, Сергей Лобовиков, Юрий Еремин.

Аркадий Шайхет. Экспресс, 1939 г. Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский, 1924 г. Эммануил Евзерихин. Учения по гражданской обороне в конструкторском бюро. Москва, 1930-е годы Марк Марков-Гринберг. Счастливое материнство, 1935 г. Аркадий Шайхет. Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна, 1929 г.

Новые советские фоторепортеры, работавшие, как правило, в партийных газетах и журналах, призывали рассматривать фоторепортаж как орудие классовой борьбы и пропагандировать достижения в промышленности, сельском хозяйстве, новом, советском, быте. За «пролетарскую» фотографию наиболее последовательно агитировали Аркадий Шайхет и Семен Фридлянд.

Третье – «левое» – фотографическое направление, сформированное «левым фронтом искусств» и творческой группой «Октябрь», ярче всего представляли Александр Родченко и Борис Игнатович. Они вырабатывали новые приемы динамичного видения на основе конструктивной композиции. Это имело огромное значение для обретения фотографией собственного изобразительного языка, но не спасло художников этого направления от нападок советской критики. Обвиненная в формализме, группа «Октябрь» прекратила свое существование в конце 1932 года.

Самым печальным итогом этого времени стало то, что уже к середине 1930-х годов все три направления постепенно исчезают. Возглавляемая Сталиным компартия провела серьезные «чистки» на идеологическом фронте и положила конец, как «левым», так и «правым» течениям в советском искусстве. Еще до закрытия «Октября», в 1930-м году, было распущено Русское фотографическое общество, а его ведущие члены – А.Гринберг и В.Улитин – были арестованы как «социально-опасные элементы». Не избежал неприятных контактов с НКВД и Аркадий Шайхет, а идея «пролетарской фотографии», как и вообще пролетарского искусства, потеряла свою актуальность уже в 1932 году.

К концу1930-х годов в советском искусстве была полностью утверждена теория социалистического реализма, а «эпоха оптимизма», возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры в идеалы светлого будущего – очень короткая, но и очень продуктивная, сменилась временем тоталитарного контроля партии над всеми процессами в художественной жизни общества.

Финалом «эпохи оптимизма» в советской фотографии, вероятно, можно считать победу над фашистской Германией в 1945 году. Фотографы, прошедшие отечественную войну, видевшие и запечатлевшие ее жертвы и потери, восприняли и показали Победу как истинно национальный триумф и повод надеяться на лучшее будущее. Однако жесткая послевоенная цезура, преследования по пресловутому «пятому пункту», изоляция страны во времена «холодной войны» не позволили этой надежде осуществиться . К сожалению, очень немногие фотографы первого советского поколения обрели «второе дыхание» в послевоенное время.

Наша выставка представляет три основных направления в советской фотографии в период между Октябрьской революцией и окончанием Великой Отечественной войны. Русская пикториальная фотография представлена работами Александра Гринберга; конструктивистская фотография – произведениями Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Михаила Прехнера; советская репортажная фотография – работами Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Георгия Петрусова, Евгения Халдея, Ивана Шагина.


БИОГРАФИИ АВТОРОВ:

Александр Гринберг (1885–1979)

Классик русской (советской) пикториальной фотографии Александр Данилович Гринберг родился в 1885 г. в Москве. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, в Строгановском художественном училище. С 1907 г. – член Русского фотографического общества (РФО) в Москве, с 1912 г. – один из его руководителей. В 1909 г. получил первую золотую медаль на международной выставке в Дрездене.

В 1914 г. Гринберг был приглашен в качестве кинооператора на студию Ханжонкова. Наиболее известны два снятых им фильма – «Потомок араба» и «Два друга, модель и подруга». Участвовал в первой мировой войне, несколько лет провел в немецком плену. Вернувшись в Москву в 1918 г., работал кинооператором на различных кинофабриках, в том числе, – Одесской.

С 1922 по 1930 г. преподавал курс фотокомпозиции в Государственном кинотехникуме (впоследствии – ВГИК), заведовал кафедрой. Одновременно преподавал на курсах Московского общества фотографов-профессионалов и был кинооператором на I-й Государственной кинофабрике.

Работы Александра Гринберга демонстрировались на выставках «Искусство движения» (в 1925–1928 гг. прошло четыре выставки); на международных выставках в Токио, Турине, Торонто, Париже. Итоги двадцатилетней работы фотографа (51 снимок) были представлены в 1927 г. на выставке «Советская фотография за 10 лет».

В 1936 г., после экспонирования его этюдов обнаженной натуры (выставка «Мастера советского фотоискусства», 1935) Гринберг был арестован и осужден Особым совещанием НКВД СССР «за распространение порнографии». В 1939 г. досрочно освобожден за ударный труд на стройках БАМлага, работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры.

В годы войны оставался в Москве, был фотографом-портретистом. Затем преподавал на курсах жен фоторепортеров, в кружке Дворца культуры ЗИСа.


Эммануил Евзерихин (1911–1984)

Эммануил Ноевич Евзерихин родился в 1911 г. в Ростове-на-Дону. Учеником седьмого класса он начинает сотрудничать с ростовским филиалом Государственного агентства «Союзфото», отвечавшего за снабжение фотоиллюстрациями периодических изданий Советского Союза. В 1932 г. Евзерихин был приглашен в Москву в качестве штатного корреспондента Союзфото. Он работал на съездах партии, на VII Конгрессе Коминтерна, на VIII Всесоюзном Чрезвычайном съезде Советов, принявшем Конституцию СССР. Совсем молодым фотокорреспондентом он познакомился с А.М. Горьким и М.И. Калининым. Не раз снимал прославленных летчиков В. Чкалова, С. Леваневского, знаменитых героев труда, деятелей советской культуры и искусства, работал в республиках Средней Азии и в составе полярной экспедиции на острове Шпицберген.

С 1942 г. Э. Евзерихин – специальный военный корреспондент ТАСС на ряде фронтов, в том числе Сталинградском. Снимал в Варшаве, Кенигсберге, Праге. За военные заслуги награжден орденами Отечественной войны, Красной звезды и многими медалями.

После войны Э. Евзерихин продолжает работать в Фотохронике ТАСС: снимает заводы, стройки, жизнь обычных людей, совершает творческую поездку на Алтай. Им была сделана серия фотографий, посвященная известным людям искусства. Многие его работы отмечены медалями и дипломами Всесоюзных выставок; фотограф был награжден грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за многолетнюю работу в советской печати и в связи с 50-летием ТАСС.

Единственная прижизненная персональная выставка фотографа состоялась в 1977 г. в залах Фотохроники ТАСС.

Ретроспективные выставки работ Э. Евзерихина демонстрировались: в московском Фотоцентре (1998, организована наследниками), Московском Доме фотографии (2004, в рамках проекта «Классики российской фотографии»), Государственном Русском музее (2007).


Анатолий Егоров (1907–1986)

Анатолий Васильевич Егоров родился в 1907 г. в Москве.
Начал снимать в 1930-е годы; работал в газете «Рабочая Москва» (ныне – «Московская правда»).

С первого дня войны – на фронте, работал в журнале «Фронтовая иллюстрация», был корреспондентом газеты Южного фронта «Во славу Родины», вел репортажи об обороне Одессы. Затем – специальный военный фотокорреспондент газеты «Известия»: фотографировал на Сталинградском, Степном, 2-м Украинском фронтах, снимал освобождение Праги. Закончил войну на Дальнем Востоке. Награжден орденом Красной Звезды и двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, медалями.

В послевоенное время работал в «Иллюстрированной газете», «Известиях», «Советской России», «Красной звезде».


Борис Игнатович (1899–1976)

Борис Всеволодович Игнатович родился в г. Луцке (Украина) в 1899 г. Журналистикой занимался с 1918 г. В 1921 г. переехал в Москву и возглавил редакцию газеты «Горняк».

В 1922–1925 гг. жил в Петрограде, сотрудничал в юмористических журналах; к этому времени относится начало его увлечения фотографией.

В 1926 г. вернулся в Москву и стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортеров при Доме печати. С 1927 г. – бильдредактор и фоторепортер газеты «Беднота», сотрудник журналов «Нарпит» и «Прожектор».

В 1930-ые гг. Б. Игнатович руководил отделом иллюстраций в газете «Вечерняя Москва». Входил в творческую группу «Октябрь», которую возглавлял А.И. Родченко.

В предвоенный период сотрудничал в журнале «Строительство Москвы».

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом фронтовой газеты 30-й армии «Боевое знамя», снимал в тылу врага боевые действия партизанских отрядов.

После войны работал во многих журналах и издательствах Москвы.

Первая крупная выставка работ Бориса Игнатовича состоялась в 1969 г. в Москве. Персональные выставки фотографа проходили также в Праге (1947), Белграде (1949), Вильнюсе (1972).

В 2002 г. в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина прошла ретроспективная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения фотографа.


Георгий Липскеров (1896–1977)

Георгий Абрамович Липскеров родился в 1896 г. в Москве, в семье издателя. Еще учеником реального училища, получил известность как талантливый спортсмен.

В конце 1920-х гг. увлекся фотографией, работал фотокорреспондентом в «Союзфото», затем – в Фотохронике ТАСС. Снимал на Памире, Камчатке, в Киргизии, Таджикистане. С 1932 г. был фотографом особой сводной агитэскадрильи имени Максима Горького. В 1935 г. впервые участвовал в международной выставке – ХХХ-м салоне фотографического искусства в Париже. В 1936 г. в газете «Известия» был опубликован фоторепортаж Г.Липскерова об арктическом перелете Фариха, Водопьянова и Махоткина на остров Вайгач.

В первые дни Великой Отечественной войны вступил в народное ополчение, участвовал в боях под Москвой. С 1942 г. был фотокорреспондентом газеты 52 –й армии. В 1943 г. вошел в группу военных кинодокументалистов, возглавляемую Романом Карменом.

С 1946 г. – штатный фотокорреспондент ТАСС, снимал в Прибайкалье, Прибалтике, Закарпатье. С 1956 г. – фотоиллюстратор книг в издательстве «Детская литература».

В 1980 г. в Центральном доме журналиста была организована ретроспективная выставка, посвященная 45-летию творческой деятельности Георгия Липскерова.


Марк Марков-Гринберг (1907–2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг родился в Ростове-на-Дону 7 ноября 1907 г.
В 1925 г. – фоторепортер газеты «Советский Юг» и внештатный корреспондент журнала «Огонек».

В 1926 г. переехал в Москву, работал фотокорреспондентом в профсоюзных журналах, снимал для журнала «Смена». В 1930 г. принят в штат Пресс-клише ТАСС (в дальнейшем – Фотохроника ТАСС). Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, снимал известных советских и зарубежных писателей (А.М. Горького, В.В. Маяковского, Р. Роллана и Б. Шоу), шахтеров-передовиков (А. Стаханова и Н. Изотова), знаменитых пилотов и летчиц (В. Чкалова, М. Громова, В. Гризодубову и П. Осипенко).

В начале осени 1941 г. отправлен на фронт рядовым. В июле 1943 г. командирован в армейскую газету «Слово бойца» в качестве фотокорреспондента.

После войны служил корреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете», затем работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В 1957–1973 гг. – сотрудник журнала «Клуб и художественная самодеятельность».

Участник многих фотовыставок в СССР и за рубежом. Работы Маркова-Гринберга экспонировались в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии и других странах.

Персональные выставки фотографа состоялись в Москве (1997, 2001) и Перпиньяне (Франция, 2002).


Георгий Петрусов (1903–1971)

Георгий Григорьевич Петрусов родился в Ростове-на-Дону 28 мая 1903 г. В 1924 г. переехал в Москву и начал работать фоторепортером, сначала в профсоюзных изданиях (журналах «Металлист», «Рабочий Химик», газете «Труд»), затем в газете «Правда», журналах «Огонек», «Прожектор». Руководил фотоотделом на строительстве Магнитогорского металлургического комбината (1929–1931).

В качестве корреспондента «Правды» снимал XVI съезд ВКП (б) (1930) и VIII Всесоюзный съезд Советов (1936).

С 1933 г. работал фотокорреспондентом журнала «СССР на стройке» до его закрытия в начале Великой Отечественной войны. Создал авторские тематические номера журнала: «Магнитострой», «Четыре победы», «Наука в СССР», «Советская нефть», «Московский метрополитен», «Карелия», «Горьковский автозавод», «Черноморский флот», «Советская кинематография», «Канал Москва–Волга», «Советское казачество», «Западная Украина и Западная Белоруссия», «Советская Бессарабия», «Армения», «Красная Армия» и другие.

В годы Великой Отечественной войны – специальный военный корреспондент Совинформбюро и газеты «Известия».

С 1945 по 1955 гг. работал в издательстве «Искусство» над монографическими альбомами: «Москва», «Московский университет», «Балет Большого театра», «Московский метрополитен» и многими другими.

С 1955 г. снимал для Совинформбюро, с 1961 г. – для журнала «Совьет лайф» (Soviet Life), издаваемом Агентством печати «Новости».

Постоянный участник Всесоюзных выставок фотоискусства и международных фотосалонов и выставок в Лейпциге, Амстердаме, Нью-Йорке, Праге, Париже, Шарлеруа, Антверпене, Престоне, Анкаре, Бостоне, Йоханнесбурге, Загребе и других.


Михаил Прехнер (1911–1941)

Михаил Прехнер родился в 1911 г. в Варшаве. В 1914 г. вместе с семьей переехал в Москву. Фотографией увлекался с детства, поэтому после окончания школы (в 1928 г.), решил сделать фотографию своей профессией. Сотрудничал в редакциях журналов «Радиослушатель» и «Говорит Москва». Через два года перешел на работу в Союзфото.

С декабря 1931 года работал над тематическими альбомами «Изогиза»: «Первая Конная», «Университеты», «Красная Армия», «Индустрия социализма» и другими. За альбом «Первая Конная», для которого провел основную съемку, получил благодарность издательства.

В 1932 г. начал сотрудничать в журнале А.М. Горького «СССР на стройке», был автором ряда тематических номеров: «Красный Военно-Морской Флот», «Бурят-Монголия», «Счастливая старость», «Дальний Восток», «Маленькие города», «Сталь» и других.

Начиная с 1933 г., М. Прехнер участвовал во всех выставках советской фотографии за рубежом. В 1938 г. на международной выставке в Антверпене получил большую серебряную медаль.

Летом 1941 г. по заданию ТАСС снимал боевые действия при обороне Таллина. Погиб во время эвакуации Таллинской базы в Кронштадт в конце августа 1941 г.



Александр Родченко (1891–1956)

Александр Михайлович Родченко родился в Петербурге в 1891 г. Среднее художественное образование получил в Казани, куда семья переехала в 1902 г.

С 1915 г. жил в Москве, учился в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1916 г. начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Все – опыты» и «Линия» выразил свое творческое кредо. Относился к искусству как к средству изобретения новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент. Помимо живописи и графики, занимался пространственными конструкциями. В 1921 г. подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».

Фотографию Родченко вначале использовал для съемки своих картин, затем, в 1923 г., стал экспериментировать с фотомонтажом. Он снимал членов семьи и друзей, сделал множество замечательных портретов, включая знаменитую серию фотографий Владимира Маяковского.

Стремление Родченко выработать в фотографии новые художественные приемы, которые позволили бы выразить новые политические и социальные реалии в СССР, привело к экспериментам с необычными ракурсами, неожиданными перспективам и низкому горизонту – все это стало отличительной чертой его работ. Авторитет А. Родченко среди фотографов был очень высок. Он стал одним из организаторов и руководителей новаторской художественной группы «Октябрь» (1928), в которую входили также Борис, Ольга и Елизавета Игнатовичи, Елеазар Лангман, Владимир Грюнталь, Борис Кудояров, Георгий Петрусов и другие.

Несмотря на то, что художник искренне пытался примириться с официальной политикой, критика его творчества со стороны властей становилась все более жесткой. В 1932 г. А. Родченко вышел из группы «Октябрь» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 г. (вместе с женой и соавтором В. Степановой) работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других. Получив в 1933 г. задание сделать серию фотографий о строительстве Беломоро-Балтийского канала, он до некоторой степени ограничил обращение к неожиданным ракурсам ради более традиционной фронтальной точки зрения.

Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников,. В 1936 г. участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». В 1940-х гг. продолжил занятия живописью, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР).


Михаил Савин (1915–2006)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году в г. Сасово Рязанской области.
В 1937–1938 гг., во время срочной службы в РККА, учился на заочных курсах фотокорреспондентов при Фотохронике ТАСС. С 1939 г. – корреспондент Фотохроники ТАСС, с 1940 г. – собственный фотокорреспондент ТАСС по Белоруссии. В марте 1941 г. М.Савин становится корреспондентом газеты Западного военного округа «Красноармейская правда». В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. Закончил войну в Германии. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». В 1948 г. участвовал в первой послевоенной выставке «Великая Отечественная война в художественной фотографии» (Центральный дом работников искусств, Москва).

С 1946 по 1992 г. – один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек». Автор фотоальбомов, участник многих всесоюзных и зарубежных фотовыставок, в том числе посвященных Великой Отечественной войне.


Михаил Трахман (1918–1976)

Михаил Анатольевич Трахман родился в 1918 г. в Москве. В 1936 г., после окончания школы, начинает работать на студии кинохроники и учится на курсах по специальности «ассистент оператора». С 1938 г. – фоторепортер «Учительской газеты». В 1939 г. был призван в армию и участвовал в советско-финской войне.

С 1941 по 1945 гг. – специальный фотокорреспондент Совинформбюро и «Красной звезды». Снимал в блокадном Ленинграде, на псковском и белорусском направлениях. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу врага. Участвовал в освобождении Польши и Венгрии. Награжден орденом Красной звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «Партизану Отечественной войны».

С 1946 г. М. Трахман работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек», с 1949 по 1957 гг. – в фотоиздательстве ВСХВ (ВДНХ СССР), с 1957 по 1959 г. – в журнале «Советский экран». Здесь он создает портреты киноактеров, которые разошлись огромными тиражами в фотооткрытках. В 1959–1976 гг. – специальный корреспондент «Литературной газеты». Автор 14 фотоальбомов и участник многих выставок.


Евгений Умнов (1919 –1975)

Евгений Умнов родился в Москве в 1919 г. После окончания школы, в 1938–1944 гг., учился на архитектурном факультете Московского инженерно-строительного института.

Находясь в эвакуации в Новосибирске, работал фоторепортером в газете «Советская Сибирь». В 1943 г. вернулся в Москву, продолжил учебу в МИСИ; с 1947 г. – фотокорреспондент Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС).

С 1950 по 1975 гг. – фотокорреспондент журнала «Огонек». Снимки Е.Умнова публиковались в АПН, журналах «Советский Союз», «Театр», «Балет», «Советское фото», «Крестьянка» и других, широко использовались при создании фотоальбомов, посвященных Русскому балету, и рекламной продукции для гастролей балета Большого театра и народных танцевальных коллективов за рубежом. Участник и дипломант многих всесоюзных и международных фотовыставок.

В 2010 г. в галерее «ФотоСоюз» состоялась ретроспективная выставка работ Е. Умнова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.


Александр Устинов (1909–1995)

Александр Васильевич Устинов родился в 1909 г. в Москве. После школы-семилетки сменил несколько профессий. В 1931 г. поступил на операторский факультет Государственного института кино. В 1933 г. сделал свою первую знаменитую фотографию – «Курсанты на субботнике». С середины 1930-х гг. – фотокорреспондент газет «Машиностроение», «Гудок», «Красный воин», «Красная Звезда». В начале июня 1941 г. принят на работу в газету «Правда».

В годы Великой Отечественной войны был военным фотокорреспондентом «Правды», снимал бои под Москвой, на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском фронтах, действия партизанских соединений в тылу врага. Участник встречи советских и американских войск на Эльбе в апреле 1945 г., освобождения Праги и взятия Берлина.

В 1948 г. на выставке «Великая Отечественная война в художественной фотографии» (ЦДРИ) был удостоен диплома 1 степени.

В послевоенное время, как один из ведущих фотокорреспондентов «Правды», снимал официальную хронику в Кремле; фотографировал восстановление Днепрогэса, строительство Братской ГЭС и Асуанской плотины; сопровождал официальные делегации СССР в зарубежные страны. Фотографировал Фиделя Кастро, Че Гевару, Мао Цзе Дуна, Индиру Ганди, Юрия Гагарина, Валентину Терешкову и других космонавтов, знаменитых советских военачальников, артистов и ученых, писателей.

Автор более десяти тематических фотоальбомов и книги воспоминаний. Участник многих всесоюзных и международных фотовыставок. В 1966 г. в московском Доме журналистов прошла персональная выставка «25 лет работы в “Правде”», а в 1982 г. в Союзе журналистов – выставка «50 лет работы в советской печати». В 1975 г. в Праге Союзом журналистов Чехословакии была организована выставка работ А. Устинова «Словацкое восстание 1944 г.» и выпущен фотоальбом.

В 2009 году в галерее «ФотоСоюз» прошла персональная выставка фотографа, посвященная 100-летию со дня его рождения.


Евгений Халдей (1917–1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился 10 марта 1917 года в городе Юзовка (ныне – Донецк). В 13 лет увлекся фотографией и начал снимать на самодельный фотоаппарат. Первые фотографии Е. Халдея появились в местной прессе в 1932 г., а в 1939 г. он был принят корреспондентом в Фотохронику ТАСС.

21 июня 1941 года, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Лермонтова, Халдей делал репортаж в Тарханах. На следующий день он уже снимал москвичей, слушавших у репродуктора речь Молотова о нападении Германии на Советский Союз.

Как военный корреспондент ТАСС Е.Халдей участвовал в штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Севастополя, вместе с войсками прошел Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Самая известная фотография Е. Халдея – «Знамя Победы над Рейхстагом» была сделана в Берлине 2 мая 1945 г. Летом 1945 г. он снимал боевые действия на Дальнем Востоке – в Харбине и Порт-Артуре, делал фоторепортаж о Потсдамской конференции. В 1946 г. по заданию ТАСС снимал Нюренбергский процесс.

В разгар компании по борьбе с «космополитизмом» Е. Халдей был уволен из Фотохроники ТАСС под предлогом «недостаточного образования и политической грамотности». Несколько лет бедствовал, перебиваясь случайными заработками. После смерти Сталина работал в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». В 1957–1972 гг. сотрудничал в «Правде», затем – в «Советской культуре».

В 1990-е гг. к фотографу пришла мировая известность: в 1995 г. в Перпиньяне (Франция) на международном фестивале фотожурналистики он был награжден Орденом искусств и изящной словесности Французской Республики; в 1997 г. американское издательство «Aperture» выпустило книгу, посвященную фотографу – «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» (“Witness to history. Photographs of Yevgeny Khaldei”); в том же году в Париже и Брюсселе состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей – фотограф эпохи Сталина», снятого компанией Wajnbrosse Productions&Cult Film.

В 1998 г. Фотоцентре на Гоголевском бульваре прошла первая персональная выставка работ Евгения Халдея. В 2002 и 2004 гг. состоялись его персональные выставки, организованные Союзом фотохудожников России. В 2004 г. в Париже вышла в свет книга М. Гроссе “Khaldei. Un photoreporter en Union Sovietique” («Евгений Халдей. Советский фоторепортер»).


Иван Шагин (1904–1982)

Иван Михайлович Шагин родился в 1904 г. в Ивановской области. В начале 1920-х гг. работал матросом на волжском пароходе, с 1924 г. – в торговом кооперативе в Москве: сначала продавцом, затем инструктором показательного магазина-школы. Уже в 1920-е гг. Шагин увлекся фотографией, а с 1930 г. он – профессиональный фотожурналист. Был постоянным сотрудником редакций газет «Кооперативная жизнь» и «Наша газета», а в 1933 г. становится фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Основные темы его довоенных фоторепортажей – промышленность, сельское хозяйство, спорт, советская молодежь, Красная Армия.

В 1934 г. Шагин участвует в нескольких международных фотовыставках: его работы были представлены в Праге, Варшаве, Сарагосе. В 1935 г. фотографа пригласили участвовать в «Выставке работ мастеров советского фотоискусства» в Москве. В экспозицию выставки вошло 13 лучших его фотографий, сделанных за 5 лет профессиональной работы. В 1935 г. его включили в бригаду ведущих фоторепортеров, которой Политическим управлением РККА было поручено снимать Киевские маневры.

Как военный фотокорреспондент Иван Шагин снимал войну от первого до последнего дня. После победы работал в Берлине, делая снимки советских солдат-победителей и жителей города.

В послевоенные годы оставался корреспондентом «Комсомольской правды». Начиная с 1950 г., Шагин снимал для газеты «Правда», Агентства печати «Новости», различных издательств. Занимался цветной фотографией. Его работы печатались в журналах «Огонек» и «Смена».


Аркадий Шайхет (1898 - 1959)

Аркадий Самойлович Шайхет родился 30 августа 1898 г. в г. Николаеве. С 12 лет работал на Николаевском судостроительном заводе подручным слесаря. Участник первой мировой войны. В 1920 г. приехал в Москву и устроился ретушером в частную фотографию, что и определило всю его дальнейшую жизнь.

Первый снимок А. Шайхета был опубликован в «Рабочей газете» в 1924 г. Следующие десять лет он работал фотокорреспондентом журнала «Огонек».

В 1928 г. участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (диплом I-й степени).

С момента основания в 1930 г. по инициативе Горького иллюстрированного журнала «СССР на стройке», Шайхет становится его постоянным корреспондентом.

В 1931 г. с бригадой фотокорреспондентов провел съемки очерка «24 часа из жизни Филипповых» для немецкого журнала AIZ. Эта работа имела широкий политический резонанс и привела к многочисленным дискуссиям о путях развития общества.

В 1936–1938 гг. участвовал в I-й Всесоюзной выставке фотоискусства (диплом I степени), Всеукраинской выставке (диплом I степени), выставке работ московских фотомастеров, выставках в Лондоне, Загребе и других.

1938 год, проходивший под знаком «ежовщины», смерти А.М. Горького и ареста главного редактора «Огонька» М. Кольцова, закончился для Шайхета увольнением из официальных изданий и переходом в более демократичную «Иллюстрированную газету».

В годы Великой Отечественной войны А.Шайхет был фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал практически все важнейшие операции, в том числе битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, взятие Берлина. За военные заслуги был награжден двумя орденами, медалями.

В 1946–1959 гг. сотрудничал в различных периодических изданиях, занимался иллюстрированием книг, начал работать в цветной фотографии, систематизировал архив. Участвовал в зарубежных («Фокус», Нидерланды, 1946) и московских выставках фотографии: «Великая Отечественная война» (1948), Выставка художественной фотографии (1955), Выставка работ московских фотокорреспондентов (1956), Всесоюзная выставка «Фотоискусство СССР за 40 лет» (1958).




Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

Г А Л Е Р Е Я
Эммануил Евзерихин (1911-1984). Скульптура "Девушка с веслом" в Центральном Парке Культуры и отдыха имени Горького. Москва, 1930-е гг
Untitled-2-2.jpg
Untitled-1-2.jpg
Untitled-3-2.jpg
Untitled-4-2.jpg
Untitled-5-2.jpg
Untitled-6-2.jpg
Untitled-7-2.jpg
Untitled-8-2.jpg
Аркадий Шайхет (1898-1959). Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна. 1929 г.
Untitled-10-2.jpg
Эммануил Евзерихин (1911-1984). Учения по гражданской обороне в конструкторском бюро. Москва, 1930-е гг
Александр Гринберг. «Искусство движения». Студия Веры Майя. Москва, 1928 г
Александр Гринберг. «Искусство движения». Студия Веры Майя. Москва, 1928 г
Александр Гринберг. «Искусство движения». Студия Веры Майя. Москва, 1928 г
Александр Гринберг. Девушка с папиросой. Москва, 1920-е гг
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). На стройке. Рабочий с доской, 1929 г
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). «Красный обоз». Сдача хлеба государству. Колхоз имени 12-го октября, 1929 г
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). Регулировка контроллера. Завод "Динамо". Из серии "Освобождаемся от иностранной зависимости". Москва, 1930 г
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). У Эрмитажа. Ленинград, 1931 г
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). Исаакиевский собор. Вид с самолета. Ленинград, 1931 г
Борис ИГНАТОВИЧ (1899-1976). Этажи. Дом-коммуна. Экспериментальное студенческое общежитие на улице Орджоникидзе. Москва, 1933 г
Георгий Липскеров (1896-1977). Физкультурный парад, посвященный 15-летию Бурят-Монголии. 1938 г
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Встреча челюскинцев на улицах Москвы. 1934 г
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Герой Советского Союза летчица Полина Осипенко. Москва, 1936 г
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Физкультурный парад на центральной площади ВСХВ в день открытия выставки. Москва, 1939 г.
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Шахтер Никита Изотов. Горловка, 1934 г
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Счастливое материнство. 1935 г
Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ (1907-2006). Установка звезды на Спасской башне Кремля. Москва, 1935 г
Михаил Прехнер (1911-1941). Из серии «Новая советская архитектура». Здание Наркомзема (ныне - Министерство Сельского Хозяйства, архитектор А.Щусев). Москва, 1930-е гг
Михаил Прехнер (1911-1941). Из серии «Новая советская архитектура». Здание Наркомзема (ныне - Министерство Сельского Хозяйства, архитектор А.Щусев). Москва, 1930-е гг
Михаил Прехнер (1911-1941). Из серии «Новая советская архитектура». Съемка с крыши здания. Москва, 1930-е гг
Иван ШАГИН. Иосиф Сталин и члены Советского правительства на авиационном празднике в Тушине. Офицер авиации (слева) был впоследствии репрессирован. 1936 г
Иван ШАГИН. Главный калибр. Балтийский флот. 1936 г
Аркадий Шайхет (1898-1959). Узбекский крестьянин под «новым солнцем». Узбекистан, 1928 г.
Аркадий Шайхет (1898-1959). Девушки-физкультурницы на Красной площади. Международный юношеский день (МЮД). Москва, сентябрь 1924 г
Евгений Умнов (1919-1975). Колонна пленных немцев на Садовом кольце. Москва, 17 июля 1944 г
Евгений Умнов (1919-1975). Автомобили моют Москву после прохода пленных немцев. 17 июля 1944 г.
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.