12 апреля 2019 в 17:00 в залах ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» в Великом Новгороде состоится открытие выставки, посвященной культовому зодчеству Русского Севера.
В рамках выставочного проекта «Образы древней Руси» три фотохудожника из Санкт-Петербурга показывают свои работы в виде трех самостоятельных выставок. В таком виде проект показывается впервые, и именно в Великом Новгороде – одном из древнейших центров славянской цивилизации, имевшем особенное значение для русской государственности и культуры.
Первые христианские храмы на Руси строились под руководством византийских архитекторов. В 12 веке, согласно летописным источникам, начинается массовое строительство храмов местными мастерами.
В результате на Руси происходит невероятный эстетический всплеск, который подарил нам целую череду шедевров древнего зодчества 12-13 веков, например: Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде, Мирожский собор в Пскове, Георгиевский и Успенский соборы в Старой Ладоге, храм Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, храм Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Поражают их стройные изысканные формы, особый эстетический облик, отличающий их как от предшествующих храмов работы византийских мастеров, так и от храмов, построенных в последующий период.
В дальнейшем формируются оригинальные школы зодчества (среди которых – Новгородско-Псковская), уникальная самобытность которых и сегодня не оценена нами в полной мере.
Переход от языческих традиций к христианству был продолжительным. Храмы 12 – 13 веков относятся к началу этого переходного периода, и несут в себе черты зодчества дохристианской эпохи, о котором нам ничего не известно, «кроме того, что оно – было» (И.Э.Грабарь).
К аналогичному переходному периоду относятся, например, и сохранившиеся деревянные храмы викингов в Южной Норвегии. Эти христианские храмы, построенные в 11 – 12 веках, украшены фигурами языческих драконов.
Дохристианская эстетика явно ощущается в деревянном культовом зодчестве русского Севера, где христианство распространялось медленнее.
В ряде случаев храмы строились на месте древних языческих святилищ, унаследовав их расположение. Ведь, в отличие от христианских храмов, которые обычно строились в центре деревень, рядом с рыночной площадью, язычники располагали свои святилища в «сильных» местах – местах общения с силами природы. Вероятно, именно этим эстетическим наследием древности объясняется одна из замечательных черт русского зодчества – включенность храмов в окружающий пейзаж. И.Э.Грабарь писал об этом в начале 20 века: «Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и со щетиной лесов».
Таким образом, сохранившиеся уникальные храмы далекой древности – это сложный и многослойный образ, включающий в себя не только типичные черты для времени строительства, но и непрерывную эстетическую связь с культурой предшествующих веков, а возможно, и тысячелетий.
Александр Дымников
Адрес «Государственного музея художественной культуры Новгородской земли» - Новгород, Десятинный монастырь, д.3.
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!