| | БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
В 2017-м году Воронежскому областному отделению Союза фотохудожников России было вручено Благодарственное письмо «За оказанное содействие в организации и проведении мероприятий, посвященных 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Председателю правления Воронежского областного отделения Чаплыгиной Елене Анатольевне была вручена Благодарность главы городского округа город Воронеж «За организацию фотовыставки "Воронеж 1942-1943 г.г." в рамках празднования 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Фотовыставка "Воронеж: 1942-1943"
Тех, кто девятого мая не испугался холодного ветра и накрапывающего дождика, а всё же отправился погулять по праздничному городу, в Пушкинском сквере встречала фотовыставка. На деревянных мольбертах в два ряда раскинулись репродукции фотографий, рассказывающих о нашем городе с момента оккупации его правобережной части в июле 1942-го до полного освобождения зимой сорок третьего. Более пятидесяти документальных фотографий, в том числе из архива Воронежского областного краеведческого музея и из частных собраний воронежских краеведов.
Несмотря на то, что Пушкинский сквер – это самое сердце нашего города, в обычные, будние дни здесь не так многолюдно. Но в дни праздников он наполняется горожанами и гостями города. Поэтому даже проходя мимо невозможно было не взглянуть на фотовыставку. Она одинаково привлекла внимание людей разных поколений и возрастов. Эта непростая тема затронула сердца не только взрослых, но и детей. Одни с неподдельным интересом, другие с несвойственной серьезностью рассматривали непривычные фотографии и, что самое главное, задавали вопросы взрослым. Папы и мамы, бабушки и дедушки охотно отвечали, по мере своих знаний рассказывали детворе, как и почему солдаты защищали этот город, эту страну, проявляя при этом мужество и героизм. Примерно половина фотографий на выставке не были подписаны, но так было задумано. Организаторы таким образом хотели подтолкнуть зрителей где-то к сравнительным размышлениям, где-то к тому, чтобы им самим, рассматривая фотографии, узнавая места, которые им так хорошо знакомы, захотелось порыться в интернете, в книгах и «добыть» знания о той войне.
Фотографии на выставке можно было условно поделить на две группы: одна – фотографии, сделанные нашими (советскими) фотографами, вторая – немецкими. Собственно, как и Воронеж тех лет. Ведь через Воронеж все эти долгие восемь месяцев проходила линия фронта! На правом берегу – фашисты, на левом – советские войска. И бесконечные восемь месяцев перестрелки и бомбёжки… Вот и фотографии на выставке абсолютно разные: полуразрушенное здание издательства «Коммуна», редакция которой не прекращало свою работу и в такое тяжкое время, и немецкий солдат в актовом зале обкома партии; коммунистический добровольческий полк, отправляющийся прямо на фронт из Первомайского сада, и немецкие офицеры на своем импровизированном солдатском кладбище в Кольцовском сквере… О том, насколько ожесточенным был обстрел и бои по захвату и освобождению города, можно судить по нанесенному городу урону. Особое впечатление на меня произвела фотография, на которой изображен солдат верхмата, взирающий через разрушенный оконный переплет на город в руинах. Это действительно ужасающие зрелище: нет ни одного целого дома, все сожжено, все разрушено. И среди этих руин возвышается ещё целая прекрасная колокольня Митрофаньевского монастыря – творение великого зодчего Антонио Кваренги, того самого, с чьим именем неразрывно связан архитектурный облик Петербурга. Эта колокольня служила «прицелом» для артиллерийского обстрела – сначала фашистам, рвущимся захватить Воронеж, а позже – для советских артиллеристов, пока и она не превратилась в руины.
Уходя, фашисты оставили множество бомб и растяжек на улицах города, множество наших неразорвавшихся снарядов и бомб… Воронеж фактически лежал на минном поле. Общее количество обнаруженных и обезвреженных противопехотных и противотанковых мин превысило 300 000. Об этом свидетельствует ещё одно фото советского сапера с индукционным миноискателем, который очищает площадь у «Утюжка».
Горожане, несомненно, остались под впечатлением от выставленных в тот день фотографий. Эти кадры никого не оставили равнодушными. «Как люди могли быть на такой страшной войне и сохранять в себе жизненную энергию и оптимизм?! Как они могли вот так, с полным присутствием духа и прекрасно сознавая, что происходит, идти на верную смерть? На некоторые снимки я не смогла смотреть...» - случайно услышала я, проходя мимо одной пары... Даже погода создавала особое настроение, было холодно и ветрено. Узнаем ля мы когда-нибудь настоящие масштабы этой трагедии? Не знаю. Но эта фотовыставка – это как «машина времени». Как диалог прошлого с настоящим, дающий надежду на то, что нынешнее поколение не допустит повторения подобных событий.
Организовало выставку Воронежское областное отделение Союза фотохудожников России при поддержке Управления культуры города Воронежа.
Елена Владимирова,
студентка 2-го курса
факультета журналистики
ВГАСУ
|