25 января в 18.00 в галерее «ФотоСоюз» открывается персональная выставка Андрея Клюева (Московская область). На выставке представлены пейзажные фотографии из серий «Лики Евразии» и «Вид из окна». Выставка работает с 26 января до 11 февраля.
Андрей КЛЮЕВ:
"Первый раз взял в руки фотоаппарат (что-то немецкое, 6х9 см) в 4 года и полностью разломал. Можно представить, как об этом потом сожалел, упрекая родителей, что не спрятали камеру от меня. Фотографировать для себя и друзей начал в 12 лет. В 1983 году, посетив впервые фотоклуб «Новатор» в Москве и увидев там великолепные фотографии, понял, чего хотел и что искал в жизни. Домой из фотоклуба вернулся с горячим желанием заниматься художественной фотографией, и это желание до сих пор не угасло, а оформилось в совершенно определенный способ познания мира.
В 1985 году уехал жить в Серпухов – знал, что здесь родина гениального фотографа-лирика 20-х годов ХХ столетия Н.П. Андреева. Видел в журналах и на выставках снимки Николая Платоновича, но не мог предположить, что настанет время, когда его оригиналы смогу держать в своих руках. Андреевские фотографии оформили мое фотографическое видение. С друзьями принимал участие в создании Центра фотографической культуры им. Н.П. Андреева в Серпухове.
Судьба впервые привела меня на Алтай в 1991 году. С этого времени, полагаю, наступил новый этап моего творчества, но прошло много лет, прежде чем я начал немного чувствовать горы и пытаться в фотографиях передать эти ощущения. Я влюбился в Центральную Азию. И мне кажется, что эта любовь взаимна.
Серия фотографий «Взгляд из окна» родилась, когда, возвращаясь из путешествий домой, я смотрел в свое окно и наслаждался красотой подмосковной природы.
За все годы принял изрядное участие в фотографических конкурсах, на которых получал награды за свои фотографии. Провел большое количество персональных фотовыставок. Последней наградой является присуждение мне в 2009 г Премии Правительства РФ в области культуры за фотоработу по теме историко-культурного наследия народов РФ".
Георгий КОЛОСОВ: "ОКНО АНДРЕЯ КЛЮЕВА"
Цифровая фотография вывела фотографию в чемпионы по празднословию. Никогда прежде не производилось столько изображений ни о чем. При этом мировая культура стала общедоступной, и на ее фоне живое самоценное высказывание кажется уже невозможным.
Есть, однако, два сюжетных поля, на которых урожай – пусть, трудный – гарантирован до скончания времен. Поля эти – природа и человек. Никакие визуальные накопления не исчерпают их разнообразия. И выставка Андрея Клюева в галерее «ФотоСоюз» это блестяще доказывает. Как – чуть позже, а пока – значимые подробности из биографии маэстро.
В 1983 году двадцатитрехлетний Андрей Валерьевич попадает в кипучий «Новатор», где вместе с изобразительной культурой получает прививку от формотворчества. При всей технологической ловкости рук у него ни разу не возникнет форма ради формы.
В середине 1985-го в лотерею жизни он выигрывает доступ к коллекции Николая Андреева, и как «все мы», попадает в его орбиту. Среди прочего, заражается и позитивными процессами начала века. А уже в 1992-м – на Первом (грандиозном – Россия, Украина, Беларусь, 70 участников, 5 выставок) фестивале пикториальной фотографии, проведенном в Серпухове Андреевским Центром (созданном по его же, Клюева со товарищи инициативе) демонстрирует изумленной публике кухню бром-офорта.
Его интересы того времени представляет прямая черно-белая печать (увеличения и контакты) уездных городских сюжетов, будто увиденных (и воплощенных!) 100 лет назад. Форма здесь – не стилизация, а естественное соответствие сюжету. Далее – бром-офорты на эту же тему. По виду – монохромная живопись, заметно локальное вторжение рук (скребок, кисть), на языке художников – «смешанная техника». Форма остро выражена, аналоги в мировой пикториальной фотографии мне неизвестны…. Я всегда жалел, что этих трудоемких вещей у Клюева совсем немного. Оставаясь фотографией, они особым образом передают детский дух провинции – таинственный и радостный, тот, о котором «потерявши, плачем».
… «Горнее» на церковном языке означает «небесное». Символично: горы как тема и цвет как элемент формы начались в жизни Андрея одновременно – в 1991 году. (Напомню: монохром, ч/б – изобразительная условность, цвет в фотографии – полная открытость натуре и … капкан натурализма). Через год в Фонде Рерихов он устраивает под свои руки цветную лабораторию, и экспедиции – по три-четыре в год, на свои, семейные, – продолжаются.
… На стенах фотографии разных лет, начиная с 1992 года. Алтай. Монголия, Тува. Сюжет – ничего, кроме гор.
Что скажешь? Форма – всегда комментарий. Спрятать ее – замолчать языком и дать место чуду свыше. «Если режиссер должен умереть в актере, то фотограф должен умереть в натуре». Клюев-художник отходит в сторону, представляя в чистом виде труд Бога – процесс творения как художественное творчество. И я как зритель слышу взволнованное молчание человека перед силой Творца.
Пора признаться: Клюев – уже не как мастер, а как имя – начался для меня именно с этих картин.
… Николай Рерих (последний, гималайский, цикл которого рядом с ним только и вспоминаешь) как-то сказал: «Ищем далеко, а оно близко». Пять с половиной лет назад А.К. перебрался жить поближе к Москве, а ключевым мотивом в выборе жилья (хотите – верьте…) стал вид из окна. И… началось чудо с доставкой на дом. Новая серия потому и называется: «Взгляд из окна», и составляет вторую часть выставки.
Нетерпеливым заполнителям интернет-помоек стоит посмотреть обе, чтобы задуматься: какой труд, какое время и какая выборка стоят за каждой.
Прогресс не виноват. Еще одной стороной выставка Клюева свидетельствует об обратном. Она – первая в творчестве Андрея, целиком представленная цифровой печатью. Придирчивый художник убежден, что пигментный принтер реализует цветной негатив полнее, чем оптическая мокрая печать. Так что поблагодарим Автора и за цивилизацию (часть которой – фотография), а соавтору пожелаем продолжать счастливое сотрудничество.
P.S.:
Жизнь – окна Вечности.
Какое выберешь – через то и увидишь.
Что увидишь – через то и выйдешь.
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!