НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

   Школа визуальных искусств приглашает на встречу-диалог с фотографом Сергеем ТРАПЕЗИНЫМ, который выделяется в ряду документальных фотографов своим особым почерком, видением и подачей повседневной реальности.       Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Социалистический Сюрреализм». Экспозиция представит 16 крупноформатных работ фотографа Саши Генциса, сюжеты которых построены на противоречии между концептуальной утопией социализма и бытовой повседневностью      В «Зимних братьях», сочетаются разные типы изображения (цифра и пленка), экспериментам подвергаются цвет, темп, композиция, что позволяет сделать ощутимым мир изолированного безвременья, в котором повседневная жизнь легко обращается сюрреалистичным кошмаром      12 октября (пятница) в конферен-зале Музея космонавтики состоится презентация книги Юрия Батурина «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе»      Презентация книги Людмилы Таболиной «Обратная перспектива». Автор представит альбом и расскажет о том, как она создавалась, и как рождались фотографии, которые вошли в книгу. В альбоме представлены снимки Санкт-Петербурга, провинциального Вышнего Волочка и тверской деревни Ладыгино      Ко Дню рождения Московского центрального кольца открылась выставка фотоснимков инфраструктуры МЦК фотографа Ольги Максимовой подготовлена Институтом фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО совместно с Московским метрополитеном      1 октября в гостях у бизнес-школы СКОЛКОВО русский художник и скульптор Михаил Шемякин с публичной лекцией о творчестве и о себе      Выставка «По краям» — новый проект Department of Research Arts, который рассказывает о жизни страны на ее окраинных и приграничных территориях, при этом под краем понимается не только граница государства, но и естественная граница, земля, рубеж и предел пространства      Разработчик российского бренда Зенит Красногорский завод им. С. А. Зверева в кооперации с немецким производителем фотокамер и оптики премиум-класса Leica Camera AG создали новую цифровую дальномерную камеру Zenit M с объективом нового поколения      Центр современного искусства и «ЧЕБОКСАРСКИЙ ФОТОСАЙТ» приглашают чебоксарцев и гостей города познакомиться с творчеством ведущих фотографов нашего города и самобытных авторов страны и зарубежья — участников клуба, которых много лет объединяет интерес к творческой фотографии   

ВЫСТАВКА ЮРИЯ ДЯДЮЧЕНКО «СССР. 1955–1969»



На выставке «СССР 1955–1969. Фотографии Юрия Дядюченко» представлена советская повседневность хрущевской оттепели – периода после смерти Сталина, когда приоткрылся «железный занавес», отделяющий нашу страну от Запада, началась относительная либерализация и появилась надежда на «социализм с человеческим лицом». В это время помимо пропагандистской фотографии, в которой воспевались наши подвиги и достижения, неукротимая воля и оптимизм в строительстве коммунизма, начала зарождаться новая проблематика – частный человек с его потребностями и стремлениями, радостями и печалями.

Юрий Дядюченко сформировался в «оттепель» и был одним из тех, кто создавал новую гуманистическую фотографию. На его снимках мы видим, как советские люди той эпохи выглядят, во что они одеты, чем увлекаются и как отдыхают. Основной блок фотографий посвящен Ленинграду 1950–1960-х гг.: пляж у Петропавловки, ремонт арки Главного штаба, Невский проспект с автобусами, троллейбусами и редкими легковыми автомобилями, Ленинградский зоопарк, зрители на выставке в Эрмитаже. Помимо этого, фотографии, снятые в Москве, Риге, Таллинне, Вильнюсе, Сухуми, Гаграх, на Домбае. Ему удалось запечатлеть и сохранить для нас атмосферу и дух уникального времени в истории Советского Союза.

Юрий Дядюченко фотографировал с детства, но осознанно и целенаправленно ‒ с середины 1950-х гг., получив в подарок от матери фотоаппарат «ФЭД» перед окончанием института. В 1955 г. сделал серию снимков «Английские корабли на Неве». Это был второй визит английских военных кораблей в Ленинград. Один из снимков этой серии ‒ «Ее величества авианосец “Триумф” на Неве» ‒ поражает искусно исполненной ракурсной съемкой: нос корабля в правой части кадра подавляет своей гигантской мощью, тогда как корма оказывается чуть ли не на середине Невы. Буксиры, теплоходы, катера на фоне этого чудовища выглядят микроскопическими безделками, впрочем, как и узкая полоска другого берега Невы. Диагональная композиция кадра, подчеркнутая линией штирборта на фоне серого ленинградского неба, сообщает снимку динамизм и внутреннюю агрессию. Фотография выполнена в стилистике конструктивистской школы А. Родченко и Б. Игнатовича, о которых молодой фотограф в 1955 г. ничего не мог знать.

Окончив в 1956 г. Ленинградский институт авиационного приборостроения, Ю. Дядюченко поступил на работу в засекреченное конструкторское бюро и был отправлен в длительную командировку в Москву. В это время открыли для посетителей Кремль, и Юрий сделал там серию фотографий.

Молодой фотограф много снимал и печатал. Фотолабораторию оборудовал в собственной комнате коммунальной квартиры. Хотелось показать хоть кому-то свои снимки, поделиться творчеством с другими. В 1956 г. две его фотографии ‒ «В зоопарке» (1955) и «В Кремле» (1956) ‒ были приняты на первую после войны «Ленинградскую выставку художественной фотографии», организованную «Ленфотохудожником». Примечателен снимок «В Кремле». В пустом пространстве Кремля, между Спасской башней и собором Василия Блаженного, возвышающимся над зубцами кремлевской стены, в левом нижнем углу стоит зловещая черная фигура милиционера. Он пристально наблюдает за фотографом, то есть за зрителем. Устрашающего символизма снимка ‒ Спасская звездная башня, разреженное пространство, грозный страж порядка – не заметили ни устроители выставки, ни цензоры.

Вскоре Ю. Дядюченко стал посещать фотоклуб ВДК и был принят в его члены. В 1958 г. он участвует в пятой выставке фотоклуба, и работу с этой выставки ‒ «Ремонт арки Главного штаба» ‒ публикует журнал «Советское фото» (№ 9, 1958). Фотография примечательна своей формальной изощренностью. На первом плане в контражуре дана жесткая сетка лесов из металлических труб, тогда как на втором ‒ в серой дымке вырисовываются силуэты Александровской колонны и Эрмитажа. На этом призрачном фоне вполне материальными и реальными оказываются только пешеходы в проеме лесов под аркой Главного штаба.

С 1958 по 1970 г. Ю. Дядюченко принимал активное участие в жизни фотоклуба ВДК – посещал лекции, творческие отчеты членов клуба и коллективные фотоэкспедиции по городу и пригородам. Он сделал один из лучших портретов председателя фотоклуба ВДК Германа Мутовкина с фотоаппаратом на смотровой площадке Исаакиевского собора. Ю. Дядюченко представлял свои работы на ежегодных отчетных выставках фотоклуба. В составе клубных коллекций работы экспонировались на союзных и международных выставках. Снимки публиковались в газетах «Ленинградская правда», «Вечерний Ленинград», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Известия».

В 1958 г. в Эрмитаже проходила «Выставка произведений из музеев ГДР» ‒ «перемещенное искусство» (1945‒1958). Ю. Дядюченко сделал блистательный фоторепортаж, который был опубликован в 2016 г., к юбилею музея в сборнике «250 историй про Эрмитаж».

В 1968 г. Юрий окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при Ленинградском Доме журналиста. В то время деканом фотофакультета, опекавшим Ю. Дядюченко, был фотокорреспондент А. И. Бродский, отец будущего нобелиата. Опыт работы с редакторами журналов и газет показал, что их требования несовместимы со свободой творчества, поэтому Юрий отказался от карьеры фотожурналиста. «Снимал много, печатал далеко не все, большое количество негативов отправлялось в шкаф “до лучших времен”» (Ю. Дядюченко).

В 1970 г. Ю. Дядюченко участвовал в выставке «СССР: страна и люди в художественной фотографии» (Манеж, Москва), которая затем была показана в США и Канаде, обошла весь мир ‒ от Австралии до Японии. Куратором и организатором выставки был Николай Драчинский, фотограф и гениальный менеджер. В 1969 г. он отобрал более тысячи снимков нескольких сотен фотографов из всех республик СССР, ориентируясь на неполитизированную фотографию гуманистической направленности. Это был наш ответ на выставку «Род человеческий» Эдварда Стейхена, которая путешествовала по миру с 1955 по 1960 г. В Москве она была показана в 1959 г.

Для выставки «USSR – Photo 70» Агентство печати Новости (АПН) приобрело в 1969 г. у Ю. Дядюченко семь работ. На одной из фотографий Ю. Дядюченко, которая экспонировалась на этой выставке, «Собачья погода» (Таллинн, 1966), представлена парочка под дождем – мужчина и собака боксер, сидящие под навесом и укутанные с головой в полиэтилен. Особенно хорош боксер, внимательно вглядывающийся вдаль, как и его хозяин. У наших героев созвучное минорное настроение, соответствующее погоде.

В 1970 г. в связи с загруженностью по основной работе Ю. Дядюченко перестал посещать клуб ВДК и участвовать в выставках, но продолжал снимать, пусть и не столь активно, как прежде.

В 2000 г. «я бросил всё и опять стал снимать. Сменил четыре Pentax – два пленочных и два цифровых» (Ю. Дядюченко). Активно включился в выставочную деятельность, где показывал как старые работы, так и новые, с акцентом на панорамную съемку.

В 2003 г. Ю. Дядюченко участвовал в выставке «Улицы-лица, годы-дома» (Санкт-Петербургская фотография 1850‒2003), приуроченной к 300-летию Санкт-Петербурга. На выставке были представлены восемь фотографий – четыре 1960‒1970-х гг. и четыре 2002 г., включая «Невский проспект. Пассаж», панораму из пяти кадров. В каталоге выставки напечатан «Казанский собор» («Свет и тени»), 1967 г.

На фото представлен фрагмент правого крыла колоннады Казанского собора – между двух рядов колонн, уходящих полукружием от нижней кромки кадра, стоит парочка в потоке ослепительного света, который разрезает проход между колоннами по диагонали. Массивные черные тени от колонн и узкие полоски яркого света инсталлируют горизонтальное пространство снимка, тогда как грандиозные колонны, уходящие ввысь и разрезанные многочисленными канелюрами, придают снимку готический привкус. Колонны за счет бокового света и глубоких вертикальных желобков предстают как светотеневые вертикальные структуры, устремленные в небеса. Снимок лаконичен, по-петербуржски изыскан, построен исключительно на сложной организации светотеневых отношений и может служить образцом «чистой» фотографии.

Юрий Дядюченко получал призы и награды на российских и международных конкурсах. Снимки фотохудожника публиковались в журнале Foto&Video, альманахе «Фотолетопись Санкт-Петербурга», «Антологии русской фотографии XX в. Фото 60‒70» (2008), каталогах выставок.

Валерий Вальран


Выставка фотографа Юрия Дядюченко пройдет с 9 декабря 2017 года по 30 января 2018 года в Государевом бастионе Петропавловской крепости.
Открытие выставки - 8 декабря в 16.00

Куратор выставки - Валерий Вальран.


Государственный музей истории Санкт-Петербурга









Реклама от Яndex и Google помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТЕЛЕТАЙП МФР ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ | КОММЕНТАРИИ ПРЕТЕНДЕНТЫ MULTIMEDIA ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2017
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2017
e-mail: design@photounion.ru