НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ. ИЗ ИСТОРИИ ФОТОАТЕЛЬЕ



Вторая половина Х1Х – начало ХХ столетия – период господства портрета среди других жанров светописи. В многих российских городах открываются фотографические ателье, где каждый может заказать свой портрет, в том числе в семейном окружении, среди сослуживцев или друзей.
22 декабря в 15 часов в Государственном Историческом музее открывается новая фотографическая выставка. Приглашаем на открытие всех, кто любит русскую фотографию и интересуется ее историей.


Фотографическая карточка, продукция фотоателье, очень похожа на настоящее произведение искусства. Она имеет определенные стандартные размеры: миньон, визит-портрет, кабинет-портрет, будуар-портрет и пр. Позитив наклеен на бланк из бристольского картона, изготовленный и художественно оформленный в специальной литографической мастерской. Этот фирменный бланк - визитная карточка владельца ателье: на нем можно было увидеть название и адрес фирмы, почетные звания и награды владельца.
Изначально фотографирование признавалось художественным творчеством, фотографы именовали себя «художниками», а продукцию своих ателье - «художественной». Действительно, в 1850-1870-е гг. русские фотографы создали замечательные произведения, отмеченные отечественными и европейскими критиками.
В последующие годы технический прогресс заметно облегчил процесс съемки и многократно увеличил число фотографов и портретных ателье, а девизом их владельцев, по меткому выражению Н.И.Свищова, были слова «Давай, давай!». Портретирование приобрело массовый характер. «Фотографические портреты из предмета любопытства, забавы, роскоши стали необходимой принадлежностью, потребностью каждой семьи, каждого кружка друзей, товарищей, знакомых, сослуживцев, лучшим воспоминанием семейных, дружеских и общественных событий и отношений», - писали на страницах журнала «Фотограф» в 1880 г. Фотографическая карточка стала неотъемлемой частью бытовой культуры общества. В каждом доме портреты висели на стенах, стояли в рамках на столиках, каждая семья имела фотографический альбом.
Возникновение огромной армии мастеров, не обремененных задачами художественного порядка, не могло не сказаться на качестве создаваемых работ. Позже, проанализировав эту ситуацию, известный фотограф В.И.Улитин скажет, что по мере развития профессиональной портретной фотографии «фотографирование из рук ученых и художников» постепенно переходило «в руки ремесленников».
На смену приходило новое поколение мастеров, выступающих против создания «сиюминутных», «деловых» изображений. Чтобы создать не «карточку», а «произведение», считали они, мало овладеть техникой, необходимо вложить в бездушную работу фотографического аппарата свое «Я», создать произведение, наполненное смыслом и эмоционально воздействующее на зрителя. Среди фотографов новой волны преобладали любители, не зависящие финансово от вкусов городских обывателей.
Публика же, по общему мнению, делила светопись на «любительскую» и «настоящую», то есть профессиональную. Публика обожала «любительские» произведения, но продолжала сниматься у «настоящих» профессионалов. Отдавая дань популярности фотографических ателье во всех слоях общества, критики иронизировали по поводу причин этой популярности – комплементарного характера фотографической продукции. Публика знала, отмечали они, что на снимках не будут видны морщины, фигура будет статной, а волосы пышными, в глазах военного будет «сиять Марс», милые детишки «поедут» верхом на козликах и поплывут в лодках, а дамы в бальных платьях встанут перед камерой, опираясь «на вершины снежных гор».
Главный герой выставки Государственного Исторического музея «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ. ИЗ ИСТОРИИ ФОТОАТЕЛЬЕ» – произведения профессиональной портретной светописи, выполненные в столичных и провинциальных фотографических фирмах, запечатлевшие представителей различных социальных групп общества. Уникальное собрание Государственного Исторического музея представлено экземплярами и подлинного искусства, и искусного ремесла со всеми характерными для этого периода особенностями и штампами. Это - лаконичные документы исторического времени, исчезнувшей социальной и бытовой среды.
На выставке будут впервые представлены уникальные работы Я.Мечковского, М.Дмитриева, А.Карелина, П.Павлова и пр. Союз фотохудожников России представляет уникальную фототехнику рубежа веков.
Трагические события 1914-1917 гг. стали настоящей катастрофой для портретистов-профессионалов, после чего эпоха традиционного фотографического ателье закончилась, а традиционная фотографическая карточка, пережив периоды расцвета и популярности, ушла в небытие. Память об этом периоде в истории светописи сохранилась сегодня в наших семейных альбомах, в портретах, на которых мы видим изображения наших далеких родственников.
К открытию выставки подготовлено иллюстрированное издание, рассказывающее об организации фотографических ателье в России и творчестве работающих в них фотографах.

Татьяна САБУРОВА,
куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГИМ

Г А Л Е Р Е Я
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.