НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ВЫСТАВКА АНАСТАСИИ ХОРОШИЛОВОЙ В БРАТИСЛАВЕ



Выставка Анастасии Хорошиловой «9,5% Plus...» открылась в Российском центре науки и искусства в Братиславе (Словакия) в рамках XX Международного фестиваля фотографии (20th MONTH OF PHOTOGRAPHY IN BRATISLAVA)




Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Министерства культуры Российской Федерации
Российский центр науки и культуры в Братиславе
Galerie Ernst Hilger contemporary, Wien

"9,5% PLUS"
Кураторы Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ОБЫДЕННОЕ

Циклы работ Анастасии Хорошиловой сплетаются в венок вокруг одного сюжета: ее интереса к людям. К ним самим. Их лицам. Телам. Домам, в которых они живут. Среде обитания, которую они создали. Пейзажам, в большой пустоте которых все равно остаются знаки присутствия человека. Так лесник, проходя по лесной чаще, читает вокруг себя незаметные постороннему глазу знаки присутствия зверья, заломы веток, примятую траву, следы. Интерес Хорошиловой к людям спокоен и медлителен настолько, что она успевает внимательно (вдумчиво - как писали в классических русских текстах) рассмотреть человека целиком, успевает даже удивиться причудливости его и неповторимости. Судя по ее фотографиям, всякий человек достоит того, чтобы его заметили. По его видовому признаку. Долгое время такое внимание считалось признаком гуманизма. Но может быть и признаком учености. Потому как рассматривая индивидуума внимательно, в нем можно увидеть судьбу, ту связь личного и типического, что делает всех нас претендентами на место в Истории. Остается прийти тому, кто запишет всех в большую книгу.

В наше время визуальное вытесняет вербальное, точнее, поглощает его, стирая границы между образом и знаком, заставляя знаки (типическое) стремится к неповторимому способу написания, а образы, в силу их огромного числа, которое невозможно воспринимать во всей полноте образной формы, превращает в знаки, редуцируя множественные смыслонесущие детали.

Обладая собственной манерой уважительного рассматривания, Анастасия напоминает ученого позапрошлого века, гуманитария-народника, который, получив прекрасное университетское образование, едет в деревню, чтобы там «нести народу доброе, чистое, вечное» и одновременно собирать и записывать народную мудрость. Такой ученый сочетал в себе фольклориста и этнографа, историка и культуролога, социолога и религиоведа. У фотографа Хорошиловой, уехавшей из России учиться в Германию и вернувшейся домой в поисках своих тем, каждая серия сопровождается обстоятельной запиской, вполне научно и сухо обозначающей дискурс, в котором надо воспринимать работы (отталкиваясь от которого они были созданы). Но парадокс изображения заключается в том, что оно многосложнее и глубже той вербально определяемой задачи, которая перед изображением ставится.

Всматриваясь в произведения Анастасии, ловишь себя на мысли, что перед тобой - там, внутри фотографий - происходит проявление мифа. По суждению русского философа Лосева, «миф есть … наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность… далекая от всякой случайности и произвола». В фотографии Хорошиловой миф светится внутри сквозь обыденное, слишком обыкновенное, вглядываться в которое, кажется, будет тягостно скучно (в понимании «скучного» по Достоевскому), как и смотреть на сами фотографии, в своей медлительной простоте вызывающие отчужденность. Но сквозь обыденное, профанное проступает видение другого мира.

У этнологов, на основании изучения множества вариантов изложения древней концепции строения мира (мифа о его трех частях - подземной, земной и небесной / мифа о подземном мире / мифа о загробном мире / мифа о небесах) есть определенное представление о границах, разделяющих миры. Проникнуть сквозь границы можно рождением и смертью. На протяжении веков сравнивают смерть и сон, точнее: во сне, как и в смерти, границу, разделяющую миры, можно пересекать. Признаком пересечения становится отсутствие теней. Ровный сумеречный свет, заливающий все. Медлительность и раздумчивость крупных фигур, длительность линий горизонта и углов стен и пола, прозрачность цветов - в фотографиях Анастасии они переносят зрителя в запредельный мир, где все продолжается и все-таки не существует (будучи там, а не здесь, где зритель). Так в записях Достоевского ад описан как чулан, место обыкновенно скучное...

Цикл «9,5% плюс» Хорошиловой - портрет женщин, состоящих на государственной службе и оттого одетых в униформу, такую, что привычнее видеть на мужчинах. В своей записке к серии Анастасия пишет, что ее интересовали отношения женщины и власти, сохранение (приобретение новой?) сексуальности женщины в форме… судя по тексту, главным для автора был дуализм ситуации. Женщина / служба.

Хорошилова сделала цикл портретов, где, изучив композицию и униформу, в конце концов, останавливаешься на рассматривании лиц героинь. И не можешь пробиться к ним. Они за экраном, «за стеклом» из униформы, самостоятельно принявшие решение стать стаффажем, провести границу между собой и миром. Женщины, выбравшие службу (военную службу), выходят из одной реальности, традиционной («три К»: кухня, киндер, кирха), или эмансипированной, но цивильной и становятся частью другого мира, мира порядка (Ordung). Но даже опыт гораздо более эмансипированного, чем русское, американского общества, отраженный в «Солдате Джейн» и многочисленных романах на «производственную» (военную) тему, как и будоражащие воображение древние легенды об амазонках, не дает ни секунды уверенности в том, что женщина может быть принята в мире Ordung как полноправно своя, может слиться с ним как естественная часть его. Героини этого цикла подобны фантомам, висящим в серой без теней, бестелесной атмосфере привычных упорядоченных ландшафтов. Сквозь эту форму к ним не прикоснуться. Как болотные духи, как спящие, они смотрят на нас из своего дважды и трижды отторгнутого мира: собственной волей - одетой формой, социумом, ответившим на их выбор, фотографией, создающей хрупкую, но ощутимую границу между запечатленной реальностью и реальностью зрителя. Анастасия Хорошилова, как немногие избранные, точно чувствует границу. Создает картины запредельного обыденного.

Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения


Анастасия Хорошилова:

Моя работа "9,5% плюс" посвящена женщинам, вынужденным по разным причинам носить форменную одежду, «униформу». Мне представилось интересным и важным визуализировать соответствующую тему гендерных исследований, которая сегодня широко и публично обсуждаются в большинстве социальных групп общества, и ее объект.

Можно ли рассматривать униформу для женщин как метафору еще одного способа завоёвывания мужского пространства в рамках повсеместной тенденции унификации одежды? Или служебная, профессиональная униформа – это особый, исключительный случай?
Интересно, что более 60% мужчин находят женщин в униформе очень привлекательными, в первую очередь, в сексуальном смысле. Нет ли в том случае осознанного предложения женщинами еще одного алгоритма «охоты на себя», но под видом завоевания чужой «территории»?

Или, всё-таки, униформа символизирует ситуационное «насилие» на «мужской» стороне действительности, поскольку форменную одежду мы традиционно ассоциируем с силой, мужеством, властью, порядком...
Кто существует там внутри, под униформой, одетый в эту условную социальную броню – невольная жертва современного эмансипированного общества, или добровольцы, сделавшие осознанный профессиональный выбор?




Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.

НОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ СЕЗОН 2024 в КВЦ «Башня» г. Йошкар-Ола
Выставка-превью Международного фестиваля современного искусства DOCA-2024
«В МОЕЙ ДУШЕ Я ТАНЦУЮ…» АЛЕКСАНДРА КУПРИЯНОВА В ПУЩИНО
ФОТОВЫСТАВКА «КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ В ЛИЦАХ И СУДЬБАХ» АНДРЕЯ СМОЛЬНИКОВА ОТКРЫЛАСЬ В ЧЕРКЕССКЕ
ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ ЗАМОРКИНА "С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ. СТАВРОПОЛЬЦЫ НА БАМЕ"
ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА ЧЛЕНОВ СФР В ПЕТЕРБУРГЕ
В городе Нижний Новгород открылся салон исторической фотографии Капризы серебряного века
ПОЗДРАВЛЯЕМ АНДРЕЯ СМОЛЬНИКОВА С НАГРАЖДЕНИЕМ МЕДАЛЬЮ!
ВЫСТАВКА ФОТОКОНКУРСА «БЕЗ БАРЬЕРОВ» В ОМСКЕ
В САМАРЕ – ДОБРЫЕ НОВОСТИ
СКОРБИМ
ВЫСТАВКА «ДОРОГОЙ ИСТОРИИ»
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.