НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ВЫСТАВКА «ФОТОМОНТАЖ В ПЛАКАТЕ КОНСТРУКТИВИЗМА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ



Выставка знакомит с использованием техники фотомонтажа в работах мастеров русского конструктивизма. В экспозицию вошли оригинальные плакаты из фондов Российской национальной библиотеки и фотографии 1920-30-х годов из коллекции РОСФОТО. Открытие выставки состоится 8 декабря 2015 года в 18:00


Конструктивизм – направление в искусстве, возникшее в 1920-е годы – отводил плакату особую роль, сознательно противопоставляя его живописи, которая была объявлена принадлежностью свергнутого буржуазного общества. Плакат называли «картиной для пролетариата» и считали его, наряду с фотографией и кино, наиболее характерным видом искусства индустриальной эпохи.

Конструктивисты писали, что роль плакатиста «вполне адекватна роли инженера–конструктора». В «саженных рожах» плаката художники старались выработать новый яркий язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Графические элементы двухмерной «типографики»: разномасштабные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки — активно компоновались на листе с фрагментами трехмерного фотоизображения, рождая новые смыслы и самые неожиданные эффекты.

Александр Родченко и Густав Клуцис, оспаривавшие друг у друга первенство в применении фотомонтажа, были солидарны в его высочайшей оценке и наиболее плодотворно использовали фотомонтаж в собственной художественной практике, прежде всего в плакате. В первом номере журнала «ЛЕФ» под редакцией Владимира Маяковского, в программной статье «Конструктивисты», Александр Родченко писал: «Введен новый способ иллюстрации путем монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему, что... делает бессмысленной всякую "художественно–графическую иллюстрацию"». В 1931 году в книге «Изофронт» Густав Клуцис напечатал статью «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», в которой провозгласил поистине революционную роль фотомонтажа для любого вида творчества.

Во второй половине 1920–х годов повышенное внимание общественности к политическому и социальному плакату сочеталось с небывалым расцветом киноплаката. На формальный язык киноплаката повлияли новаторские процессы в киноискусстве тех лет: оригинальные методы хроникальной съемки Дзиги Вертова, теория Льва Кулешова о киномонтаже, творческие находки Сергея Эйзенштейна и т.п. Братья Владимир и Георгий Стенберги, Антон Лавинский, Николай Прусаков и другие мастера использовали необычные ракурсы и создавали интересные изобразительные метафоры. Их работы с успехом демонстрировались на двух выставках киноплаката в Москве
в 1925 и 1926 годах.

Конструктивисты широко пропагандировали технику фотомонтажа во многих статьях и книгах («Альманах Пролеткульта» со статьями Алексея Гана «Конструктивизм в типографском производстве» и Николая Тарабукина «Фото–механика»; книга Н. Тарабукина «Искусство дня. Что нужно знать, чтобы сделать плакат, рекламу, смонтировать книгу, газету, афишу...» и др.), благодаря чему к нему стали активно обращаться самодеятельные авторы. Эль Лисицкий ставил это в особую заслугу русскому конструктивизму. В путеводителе к Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года в Москве он писал, что фотомонтаж использовался в американской рекламе, в творчестве европейских дадаистов, в немецком политическом монтаже. Но только в России он «отлился в четкую социальную и художественную форму», стал активно использоваться в рабочих, комсомольских изокружках, оказал большое влияние на стенгазеты.

Фотомонтаж применялся широко и повсеместно, шел «победным маршем» по стране вплоть до 1931 года, когда вышло постановление ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе». В 1932 году были ликвидированы многочисленные группировки и организован единый Союз художников. С этого момента началось тотальное внедрение метода социалистического реализма. Проблемы развития и совершенствования фотомонтажа, которые волновали мастеров конструктивизма, надолго исчезли из русской художественной жизни.

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
190000, Санкт-Петербург, Б. Морская, д.35
тел.:+7 (812) 314-12-14, факс: +7 (812) 314-61-84
www.rosphoto.org | office@rosphoto.org

Аккредитация прессы: Анастасия Тихонова +7 (921) 358-31-37


Photomontage in Russian constructivist posters





Г А Л Е Р Е Я
b.jpg
c.jpg
f.jpg
d.jpg
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.