НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

МОДЕЛИ ФОТОГРАФА ГРИНБЕРГА



Союз фотохудожников и галерея «ФотоСоюз» представляют выставку одного из самых значительных авторов в истории русской фотографии первой половины ХХ века Александра Гринберга. В экспозиции представлены женские портреты и обнаженная натура, снятые в 20-30-е годы (современная ручная печать с авторских негативов). Выставка приурочена к Ночи музеев и откроется 15 мая в 18 часов.

Среди русских фотохудожников 20-го века Александр Данилович Гринберг (1885-1979) занимает одно из самых почетных мест. Родившись в конце 19-го века и прожив 94 года, он стал свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий, идеологических гонений и многого другого, пережитого Россией за это время.
И, может быть, самое удивительное в том, что ни один из этих исторических катаклизмов не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, он всегда оставался фотохудожником.

Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах - мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Живописная манера помогала опоэтизировать натуру, пробуждала мечты о прекрасном мире, в который обращала обыденную реальность, а орнаментальность и декоративность заключали фотографические образы в раму Искусства.
Молодой Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). На развитие его творческих принципов повлияла близость к практике кино и работа кинооператором на известных киностудиях.
К середине 30-х годов Гринберг отходит от бромойлей и приходит к выводу: творческое начало может выражать себя и и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею «чистой фотографии» (термин принадлежит ему) и вводит понятие в обиход. Идея эта созревала еще раньше, в пору работы над фотографическим воплощением «искусства движения». Перед ним стояла задача - с помощью фотографии создать транскрипцию движения в танце. Интерес к этой проблеме был связан с приездом в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан с ее школой свободного танца. Работы фотохудожника демонстрировались на выставках «Искусство движения», всего их было четыре.
Итоги двадцатилетней работы мастера были представлены на знаменитой выставке «Советская фотография за 10 лет» - 51 снимок. Авторитет Александра Гринберга был в то время очень высок - он вместе с известнейшими деятелями искусства входил в жюри выставки. Когда в 1929 году начался разгром старой фотографической школы, в списке тех, чьи произведения получили ярлыки «упадочные», стояло и имя Гринберга. Вывод, естественно, был сделан: эротизм, который питается истоками богатого, пресыщенного безделья, советскому искусству не к лицу. И все-таки Гринберг рискнул еще раз выставить этюды обнаженного тела на выставке 1935 года, на обсуждении которой смельчаки призывали учиться у мастера культуре фотографии. В сущности, за фотографическую культуру он и был арестован (хотя ему инкриминировали распространение порнографии) и осужден Особым совещанием НКВД СССР как "социально-опасный элемент" к пяти годам исправительно-трудовых работ.
В 1939 году был досрочно освобожден "за ударный труд" на стройках БАМлага. Работал фотографом в музее бывшей Троице-Сергиевой лавры, преподавал на курсах жен фоторепортеров, в кружке Дворца культуры автозавода имени Сталина, и все это время продолжал снимать.

Из статьи Валерия Стигнеева «Гринберг»
журнал «Камера обскура», 1997, № 2.

Александр Гринберг с моделью в парке. Усово-Загородное, 1930-е годы
Г А Л Е Р Е Я
Портрет актрисы Веры Холодной в цыганском костюме. Студия Ханжонкова, 1914 (?)
Портрет актрисы. 1910-е годы
Танцовщица Мария Песчаная, студия Веры Майя. Из серии сценических этюдов "Танцы народов мира". Москва, конец 1920-х годов
Наталья Гринберг. Москва, 1920-е годы
Танцовщица Сильвия Чен, студия Веры Майя. Сценический этюд. Москва, конец 1920-х годов.
Танцовщица Екатерина Лопатина, студия Веры Майя. Сценический этюд. 1922 г
Наталья Гринберг. Портрет с платком. Москва, конец 1920-х годов.
Портрет Тамары Лавровой. 1920-е годы.
Женский портрет. Москва, 1920-е годы
Женский портрет. Москва, 1920-е годы
Античный мотив, 1923 г
Античный мотив. Марфино, 1920-е годы
Г А Л Е Р Е ЯМОДЕЛИ ФОТОГРАФА ГРИНБЕРГА
Античный мотив. Царицыно, павильон "Восьмигранник", 1920-е годы
Вакханалия. Царицыно, Фигурный мост. 1923 г
Античный мотив. Марфино, 1920-е годы
Из цикла "Русская усадьба", 1920-е годы
Обнаженная. Москва, начало 1930-х годов
Обнаженная. Москва, начало 1930-х годов
АРХИВ НОВОСТЕЙ: 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002-2001 | www.fs.photounion.ru
Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2022. Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное. Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.