Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2021 БЕЗ БАРЬЕРОВ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

АЛЬФРЕД ЭБЕРЛИНГ - ФОТОГРАФ НЕИЗВЕСТНОГО ПЕТЕРБУРГА

Владимир НИКИТИН. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики.

Альфред Эберлинг (1870-1952) - сегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге, да и после революции его знали и ценили многие. Эберлинг прожил долгую и интересную жизнь - ему пришлось познать славу и материальное благополучие, безденежье и неприятие его творчества. Он подолгу жил за границей - до революции объездил пол Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде – Ленинграде, который он вынужден был покинуть только на время блокады. Он оставил после себя учеников, сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую, и часть его архивов.
Сохранились и его картины в Государственном Русском музее, в Театральном в Петербурге, в Бахрушинском в Москве, есть его полотна и в Алтайском краевом художественном музее - там он находился в эвакуации. Хранятся его работы и в частных коллекциях, самая полная из которых находится сейчас в Италии - в стране, которую он очень любил и где часто и подолгу жил.

Случилось так, что интерес к нему, возник спустя полвека после его смерти - что само по себе не является чем-то необычным - сплошь и рядом к художникам слава приходит слишком поздно. Но этого нельзя сказать про Эберлинга, его вовсе не обошла прижизненная известность, просто оказалось, что помимо своей основной деятельности, он был еще и фотографом и - смеем утверждать – замечательным Его занятия фотографией, продолжавшееся более четверти были не более чем хобби, а увлечение ей возникло совсем случайно. В феврале 1898 года Эберлинг вместе с двумя товарищами по Академии Художеств командируется в Константинополь для росписи православного храма в Сан-Стефано. Судя по записям в его дневнике, 21 февраля этого же года он «купил фотоаппарат и принадлежности фотографические», а уже 22 февраля – «проявил первые снимки».

Стоит упомянуть об обстоятельствах, которые, как нам кажется, могли спровоцировать его занятия фотографией. Первое - это появление на фотографическом рынке сухих броможелатиновых пластинок, а затем и портативных камер, работавших на фотопленке, которые сделали фотографию общедоступным занятием. Вторым обстоятельством могло быть его знакомство с Самуилом Мартыновичем Дудиным, параллельно с ним учившимся в Академии Художеств. Дело в том, что С.М.Дудин до поступления в Академию, находясь в ссылке в Сибире, стал профессиональным фотографом и, будучи активным пропагандистом светописи, продолжал заниматься ею всю свою жизнь. Именно его страстное увлечение могло повлиять на Эберлинга.

Судя по его негативам, в Константинополе он приобрел наиболее доступную и распространенную в ту пору портативную камеру Pocket Kodak., появившуюся впервые в 1895 году и к моменту ее покупки Эберлингом, ставшую довольно распространенной моделью Кодака. Это была очень простая в управлении камера - небольшой деревянный ящичек обтянутый кожей, снабженный простеньким объективом с фокусным расстоянием 65 мм и светосилой f|10. Допотопный механический затвор отрабатывал одну выдержку равную примерно 1/50 секунды. Главной ее особенностью, было то, что использовались в ней в качестве негативного материала не стеклянные пластинки - как большинстве аппаратов тех лет, а только что изобретенная роликовая пленка, на которой можно было сделать 12 снимков без перезарядки. Можно сказать, что это был прототип современных “мыльниц” с той только разницей, что приличная современная портативная камера - это сложный механизм, снабженный электронным затвором и устройством для автоматической установки экспозиции. В такой камере большинство операций выполняются автоматически, а аппарат, которым пользовался Эберлинг, просто не предоставлял фотографу выбора - он отрабатывал одну выдержку при единственной фиксированной диафрагме.





То есть, фотографу оставалось только надеяться, что что-то получится на пленке, в том случае, если условия освещенности окажутся совпадающими с фиксированными значением выдержки и диафрагмы, которыми располагала камера. Стало быть, снимать можно было только на улице и только при достаточно ярком солнечном свете.

С технической точки зрения процесс фотографирования сводится к получению качественного негатива, то есть к правильному выбору экспозиции - нахождению компромисса между выдержкой и диафрагмой.
Поэтому все пособия по фотографии тех лет объясняли, как надо правильно выбирать экспозицию. Этому были посвящены многочисленные таблицы, в которых учитывались самые различные факторы: широта местности, время года и суток и множество других моментов.

Кроме того, там много и подробно говорилось о том, что можно и что нельзя снимать.



Все это было обусловлено, как техническим несовершенством негативного материала, так и ограниченными возможностями самого фотоаппарата. Поэтому, прочитав пару таких пособий, начинающие фотографы твердо усваивали целый ряд “табу”. Например, что нельзя снимать против солнца или что нельзя снимать движущиеся объекты… Эберлингу повезло - он, по-видимому, не читал ни одной книги по фотографии, а, учитывая весьма ограниченные возможности приобретенной им камеры, не имел никакой альтернативы в выборе режима съемки. Он просто нажимал на спуск, в тот момент, когда в зеркальном видоискателе его ”Кодака” возникала картинка, которую ему хотелось запечатлеть. Эти обстоятельства полностью заставили его забыть о технической стороне фотографии и, как ни странно, сделали его полновластным хозяином ситуации - он снимал все, что ему нравилось, все, что он считал достойным фиксации.

Съемке Петербурга он посвятил все лето 1899 года. Тогда, вернувшись из Турции он заново увидел город, где текла бурная столичная жизнь с обилием интересных ситуаций. На улицах можно было встретить прохожих самых разных сословий, множество событий, которые ему, как художнику, по-видимому, очень хотелось зафиксировать. Однако в силу мимолетности происходящего он не мог успеть сделать зарисовку или набросок понравившейся ему ситуации, а тут у него в руках оказался легкий и удобный инструмент, позволявший сделать это без всякого напряжения.

Главная особенность первых моментальных снимков Эберлинга - их удивительно точная композиционная выстроенность. Сказывался натренированный глаз художника, привычка организовывать материал на холсте или на листе бумаги. При этом поражает его склонность к живой неорганизованной, как позднее будут говорить, репортажной манере съемки. Этим отличаются его снимки от большинства других фотографий, дошедших до нас из той поры, которым свойственна привычная статичность изображенного на них. Более того, статичность снимков тех лет является своеобразной стилистикой, без которой трудно представить фотографическое изображение конца Х!Х - начала ХХ века.

Поэтому фотографии Эберлинга - живые, непосредственные, снятые с хода, так что люди, которых он снимал, не успевали зачастую на него среагировать. Что немаловажно - они еще не имели той, приобретенной с годами готовности к позированию - первой реакцией на направленную на тебя камеру, которой обладают наши современники. Ведь за плечами каждого из нас уже присутствует некий, можно сказать, “генетический” опыт позирования фотографу, ибо этот опыт имели уже наши родители и даже родители наших родителей....

Поэтому часто фотографии Эберлинга выглядят так будто бы они сделаны нашим современником, чудом оказавшимся в прошлом. Женская фигура, скрывающаяся за столбом на фоне решетки Летнего сада, силуэт женщины идущий навстречу фотографу по совершенной диагонали улицы, господин на ходу читающий газету... Кстати, об этой фотографии. Есть в Нью Йорке “The Platinum Gallery”- галерея, специализирующаяся на продаже и показе фотографий, выполненных в редкой ныне техники платины. Забегая вперед, скажу, что все фотографии Эберлинга мы, со временем, отпечатали в этой технике. Ее владелец - Джон Стивенсон великолепный знаток и ценитель фотографии пристально и внимательно рассматривал отпечатки с негативов Эберлинга, а потом, остановившись на этом снимке, долго вглядывался в него и, наконец, словно очнувшись, сказал: “Это самое лучшее изображение, которое я видел из той эпохи!” А уж ему-то можно поверить!


1 | 2 | 3Следующая страница >>




05.12.2014 12:39 | Любовь Воробьёва Димкина говорит:

Замечательная публикация! Спасибо!

19.01.2012 8:43 | Максим Букин говорит:

Очень интересная статья и фотографии! Обратил внимание на чистоту на улицах...
















Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ТАЙП МФР 2021 БЕЗ БАРЬЕРОВ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info