Союз Фотохудожников России

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

ШКОЛА КАРЕЛИНА

Татьяна САБУРОВА. Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ – начала ХХ вв.» Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ

Имя Андрея Осиповича Карелина (1837-1906) стоит едва ли не первым в ряду выдающихся мастеров отечественной светописи Х1Х столетия. Творчество фотографа было безоговорочно признано современниками - в России, Европе, Америке. Карелин «первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией». (Прокудин-Горский С.М. А.О.Карелин // Фотограф-любитель. 1906. №9. С.285-286).
Наибольший успех у современников имели карелинские «комнатные группы». Именно они демонстрируют то, что в истории русской фотографии называется «стилем Карелина».

Отступая от привычных канонов, Карелин «превратил» традиционный фотографический портрет в «сюжеты-картины» - жанровые композиции, тщательно продуманные и искусно режиссированные. Он одним из первых в русской художественной светописи выполнил произведения в жанре интерьерного портрета. Почувствовав явное противоречие между документальной природой фотографического изображения и условной обстановочной аксессуарностью, Карелин отказался от банальной среды съемочного павильона Х1Х века, наполненной балюстрадами, драпировками, рисованными декорациями. В его произведениях реальный бытовой интерьер становится необходимым фоном, сценой действия, активной жизненной средой персонажей.

Сюжеты карелинских «комнатных» композиций просты и связаны с эпизодами повседневной жизни персонажей - чтением книг и чаепитиями, детскими играми, музицированием и дамскими рукоделиями. Запечатленные фотографом модели непринужденны и естественны до такой степени, что забываешь о единственно возможном на том этапе развития фототехники, постановочном характере съемки. Удивительно его умение преодолеть свойственную светописи раннего периода статику. Позы персонажей, их жесты, взгляды точны, выразительны, динамичны. Кажется, еще одно мгновение, и они оживут, начнут двигаться, разговаривать.

Карелинские «комнатные группы» представляют собой картины одушевленного быта. Фигуры персонажей композиционно объединяются и общим сюжетом, и интерьером, некоторые детали которого обыгрываются автором особым образом. Тематическим центром многих композиций становится, казалось бы, простое комнатное окно, около которого группируются персонажи. С одной стороны, Карелин использует льющийся из окна дневной свет как необходимый компонент съемки. «Мы помним, - писал исследователь фотографии В.И.Срезневский, - восторги заграничной, преимущественно английской, фотографической прессы при виде этих богатых по силе и эффектам освещения групп и головок, в которых сильный свет и тень мирились так необычно, что казалось даже невероятным» (Срезневский В.И. Фотография на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве// Фотограф. 1882. №7. С.169). С другой стороны, комнатное окно превращается в одно из действующих лиц произведения. Оно подчеркивает незамкнутость жизненного бытия героев, помогает установлению гармоничного единства мира домашнего и внешнего.

Художественная одаренность сочеталась в Карелине с талантом изобретателя в области фототехники, благодаря чему он смог подчинить себе те условия съемки, которые до этого считались в фотографии непреодолимыми. Применяя добавочные оптические линзы к объективу, он получал при съемке на одном негативе четкое изображение в нескольких планах. «Я видел, - пишет Немирович-Данченко, - десять, двенадцать человек, сидящих в пределах разных плоскостей одной и той же комнаты, и все они выходили отчетливо, рельефно, ясно. Ни одна фигура, ни одно лицо не расплылось» (Немирович-Данченко Вас. И. По Волге. СПб. 1877. С.31). «Карелин из Нижнего Новгорода, - пишет эксперт Всемирной выставки 1878 года в Париже С.Л.Левицкий, - выставил свои комнатные группы, сделанные усовершенствованным им системой или особым расположением объективных стекол… Верность перспективы, общая отчетливость, не смотря на большое расстояние в планах, обратили внимание знатоков; смотря на большую группу, господин с дамой, многие эксперты спрашивали меня, сколькими негативами эта группа отпечатана и только после долгих уверений и самого тщательного осмотра убедились, что это оттиск с одного негатива» (Левицкий С.Л. Обзор успехов фотографии на Парижской всемирной выставке 1979 г.//Записки Императорского русского технического общества. СПб. 1879. С.107).

Почти все произведения Карелина напечатаны на альбуминовой бумаге и вирированы в растворе солей золота. Позитивы в карелинском ателье получались теплыми и нежными по тону. По откликам современников, они были выполнены великолепно, мягко, сочно, красиво.

Карелин часто использовал «способ Деньера» - печать с нескольких негативов различной плотности, создающую на позитиве мягкость контуров рисунка. Процесс этот стоил большого труда, терпения и умения. Далеко не каждый профессионал владел им, однако, в исполнении Карелина он был доведен до совершенства. Сам первооткрыватель этого способа Деньер в отличие от Андрея Осиповича работал только с небольшими по формату пластинами.




Ателье «Фотография и живопись А.Карелина»
Портрет А.О.Карелина. 1890-е

Произведения, выполненные «по способу Деньера», или как их еще называли - «мягкие», у посетителей карелинского ателье имели большой спрос. «Способ Деньера» наполнял карелинские работы воздухом, подчеркивал пластическую красоту карелинских изображений, усиливал общее впечатление очарования запечатленных на снимке композиций. В какой-то мере Карелин противопоставлял «мягкие» снимки типичному для коммерческой фотографии второй половины Х1Х века стилю - «протокольно четкому».

В работе ателье «Фотография и живопись А.Карелина» был занят коллектив мастеров и подмастерьев. В 1870-е годы помощником фотографа у Андрея Осиповича работал Степан Герасимович Соловьев – скромный, мягкий, молчаливый молодой человек. Отметим, что это время – пик творчества Карелина, его триумф на международных выставках, где, по словам современников, «он затмил работы всех иностранцев» (Срезневский В.И. Фотография на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве// Фотограф. 1882. №7. С.177).

В 1876 - 1878 годы Карелин участвует в Специальной выставке Французского фотографического общества в Париже (Большая серебряная медаль), во Всемирной выставке в Филадельфии (бронзовая медаль), в Специальной выставке Эдинбургского фотографического общества в Эдинбурге (диплом и золотая медаль), в 8-ой Всемирной выставке в Париже (диплом и золотая медаль). В 1876 году он получил звание Фотографа Российской Императорской академии художеств, а в 1878 году становится членом Французской национальной академии искусств. Трудно представить, что в подготовке выставочных работ не были заняты сотрудники ателье «Фотография и живопись А.Карелина» и в их числе Соловьев. Отметим и тот факт, что на многих групповых композициях запечатлены все члены карелинской семьи, включая Андрея Осиповича. Режиссура этих жанровых портретов, несомненно, принадлежит самому Карелину. Однако, вывод о том, что соучастником съемки мог быть исполняющий обязанности помощника фотографа Соловьев, очевиден.

Позже, в 1880-е годы, Соловьев переехал в Петербург, где открыл собственное ателье. Приезжая работать на Нижегородскую ярмарку, он с женой останавливался в доме Карелиных на правах близкого человека. В 1890-е годы по финансовым причинам Соловьев закрыл свое ателье и перешел на службу в петербургскую фирму Э.Вестли. По итогам Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве в 1882 г. он обошел своего учителя, получив золотую медаль. Правда, некоторые критики объяснили это некомпетентностью членов жюри, которые ошибочно приняли работу Карелина большого формата за фотоувеличение. Судьба творческого наследия Соловьева печальна, поскольку оно до наших дней почти не сохранилось. К сожалению, спорными - в отношении авторства – являются единичные экземпляры из архива Московского Фотографического отдела Общества распространения технических знаний (ОРТЗ). Это – жанровые портреты, выполненные в подлинных жилых интерьерах. В сравнении с карелинскими позитивы на альбуминовой бумаге имеют иной тон виража, а запечатленные на них композиции - чуть более статичны и чуть менее пластичны по рисунку. По мнению критиков Х1Х столетия, Соловьев был самым последовательным учеником Карелина, в совершенстве усвоившим стиль мэтра. Фотографа хвалили за художественный такт, обдуманность композиций, чистоту рисунка. Все это присутствует в сохранившихся композициях Соловьева.

В 1879-1881 годы в ателье «Фотография и живопись А.Карелина» помощником фотографа работал Максим Петрович Дмитриев (1858-1948). В 1886 г. он открыл в Нижнем Новгороде собственное ателье и вскоре заявил о себе как о фотографе с мощным творческим потенциалом. В ранних произведениях Дмитриев во многом копировал Карелина. В отзывах рецензентов их имена стояли рядом, а в работах Максима Петровича отмечалась «все та же (карелинская – Т.С.) художественная выразительность… фотографических картин». Произведения хвалили «за позировку», отмечали, что «сцены и жанры, мастерски скомпонованные» (Фотограф-любитель. СПб 1890. № 11, с..26; №6. с. 24-25; №7 с.24-25). Весьма показательны в этом плане портреты самого Максима Петровича 1890-х годов. Так же как когда-то был запечатлен Карелин, он восседает в кресле, окруженный произведениями искусства, фолиантами и пр. Отзвуки влияния Карелина еще слышались в произведениях Дмитриева, представленных на выставке 1896 г., приуроченной к 1-му съезду Русского фотографического общества в Москве. Однако к этому времени стало очевидным, что Дмитриев имеет собственный взгляд на искусство фотографии и по-своему формулирует задачи фотографа. «Народная» тема в творчестве Карелина была лишь только намечена. Вслед за учителем Дмитриев поначалу фиксирует постановочные композиции типа «Подаяние». В 1890-1900-е годы именно это направление становится доминирующим в его творчестве на новом витке развития фотографической технике, и приобретает все более реалистические черты.

Один из учеников Карелина вспоминал, что никто не ушел от этого мастера «без ценного груза…», «творческая работа …, как Его (Карелина – Т.С.), так и всего коллектива, шла кипучим темпом, … где каждый работал не по принуждению, не за страх, а за совесть … » (Воспоминания Ф.А.Фомина// Андрей Карелин. Портрет в интерьере. М. 2006. С. 31 и сл.). Автор этих слов, Федор Афанасьевич Фомин (1866-1944), в 1881 г. пришел работать в ателье «Фотография и живопись А.Карелина» мальчиком-подмастерьем, позже стал владельцем небольшого ателье в окрестностях Нижнего Новгорода и профессиональным фотографом, хотя и не достигшим особых высот мастерства.

К «школе Карелина» принадлежал и Андрей Андреевич Карелин (1866-1928), сын Андрея Осиповича. Будучи фотографом, он являлся соучастником процесса съемки и печати в ателье отца, создавал собственные произведения, активно участвовал в фотографической жизни страны, был членом Русского фотографического общества в Москве.

Андрей Карелин стал последователем отца и в более широком смысле. Его деятельность являла собой пример просветительства и благотворительности, начиная от бесплатного обучения малообеспеченных талантливых детей в рисовальной школе, основанной Андреем Осиповичем в Нижнем Новгороде, и заканчивая организацией художественной жизни города – проведения выставок, создания художественных и прочих обществ, историко-художественного музея и т.д.

Как создатель неповторимого стиля в фотоискусстве, Карелин повлиял на многих фотографов своего поколения. Одним из них Карелин помог обрести профессию, постичь секреты мастерства, на собственном примере научил безграничной преданности делу. Другие – при создании собственных фотографических произведений буквально следовали карелинскому стилю. Третьи – заимствовали или разрабатывали намеченные Карелиным темы и образы.

Творчеству выдающегося русского фотографа посвящено новое издание в серии «Фотографическое наследие» - «Андрей Карелин. Мастер Светописи» (АРТ-РОДНИК. 2010)

Ателье М.П. Дмитриева. Портрет М.П. Дмитриев. 1890-е


Ателье «Фотография и живопись А.Карелина». Семейный портрет Карелиных. 1870-е


Ателье «Фотография и живопись А.Карелина». Уличные музыканты. 1870-1875


А.О.Карелин. Подаяние (вариант 1). 1870-1875


А.О.Карелин. Композиция на пленэре. 1890-е


С.Г.Соловьев. Комнатная композиция. 1870-1880-е


Реклама от Яndex помогает нашему сайту выжить, и остаться независимым ресурсом, в наше тяжёлое время. Вы можете отключить её в своей авторской зоне. Спасибо за понимание и участие!

НОВОСТИ РЕГИОНЫ ФОТОГРАФЫ | ПРОЕКТЫ ПРЕТЕНДЕНТЫ ВЫСТАВКИ КОНКУРСЫ ИЗДАНИЯ КОНТАКТЫ

Copyright © Союз Фотохудожников России. e-mail: info@photounion.ru (The Russian Union of Art Photographers), 2001-2020
Права на изображения/фотографии принадлежат авторам или Союзу Фотохудожников России, если не оговорено иное.
Любое использование изображений без разрешения держателей прав запрещается.
Дизайн: Букин Максим
Copyright © MaxPhoto.Info, 2010-2020
e-mail: info@maxphoto.info